Автопилоты и пилоты.

Откуда
Москва
На разных ЛА, в том числе и участникв этого форума, появляются различные системы помощи пилоту. У кого 3х осевой, у кого только в одном канале. Девайсы покупаются, как правило, на спрюсе.  Цены и возможности разные. Информации по использованию почти никакой   ;D. Это одна сторона вопроса.
Другая еще более неизвестная. А именно есть люди и коллективы, самостоятельно разрабавающие схожие изделия или какие либо части подобных автопилотов. Каждые преследуют различные цели, но всем приходится решать типичные задачи. Ну проводя аналогии с известными всем персоналками: есть материнка, к ней нужны разные модули (принтер, винт, флоп и т.д), монитор, клавиатура и пр.  и пр. И конечно програмное обеспечение.
Но каждый знает, что даже самый лучший комп с самыми лучшими прогами бессилен без участия понимающего эти проги юзера  😀 Все это еще надо отладить под конкретное применение или аппарат.
Вот тут начинаются непреодолимые проблемы. Если одни еще могут создать свой ЛА, то как правило автопомощник из области фантастики. И наоборот, кто разбирается в электроники, достаточно далек от своего ЛА.  😱
От всего этого возникают разные вопросы:
1. Есть ли польза на пилотируемых ЛА от автопилотов? Интересно бы услышать истории применения подобных изделий из личной практики. Помог АП, к примеру с посадкой в Грызлово на слете, кому нибудь при сильном и резком  боковом ветре?
2. Есть желающие попробовать на своем аппарате установить простейщую систему стабилизации. Т.е. автоуправление триммерами на рулях, без какого либо врезания в систему управления.
3. А вообще это кому интересно, кроме меня  ;D
 
Есть ли польза на пилотируемых ЛА от автопилотов? Интересно бы услышать истории применения подобных изделий из личной практики. Помог АП, к примеру с посадкой в Грызлово на слете, кому нибудь при сильном и резкомбоковом ветре?
Я бы не доверил свою шкуру электронике на посадке - уж больно процесс приземления скоротечен и в случае отказа этой системы можно набрать полный рот земли.
На больших самолётах всё немного по-другому и не так быстро всё происходит.
 
На маленьких самолётах (впрочем, как и на больших) автопилот предназначен для облегчения работы пилота/экипажа при длительном перелете.
Тут под "работой" понимается как решение задач самолётовождения, так и выдерживание заданных скорости и положения самолета в пространстве.

А система автоматического захода на посадку это совсем другая песня по уровню сложности и решается соответствующим оборудованием не только на борту, но и на аэродроме посадки.

И я бы не рекомендовал городить городушки для выдерживания пространственного положения самолета при заходе на посадку. Чревато.
Если, конечно, вы не хотите заняться БПЛА  😉

Вот как пример ссылка на автопилот "для маленьких":
http://www.trioavionics.com/
 
Регулярно летаю на Cessna-337 с двух-осевым автопилотом, мои впечатления:

1. в устоявшемся полет полная расслабуха, даже становится скучно и не интерестно, так как я не профи и летаю для удовольствия, а тут какое удовольствие Ты сидишь она летит;
2. имеет смысл при длительных полетах, например, больше часа;
3. на посадке - очень плохо представляю себе автоматическую посадку на маленьком самолете. Нет подготовленных (в смысле оснащенных оборудованием инструментальной посадки) аэродромов, да и процесс как правило скоротечен и мало стандартизирован. Вобщем лишнее это и очень дорого! :IMHO
 
Вот как пример ссылка на автопилот "для маленьких":
http://www.trioavionics.com/
Вот-вот 🙂. Именно это изделие и врезалось, к примеру, в "семерку".
Жаль, что мы пока не услышали начальников транспортных цехов, летающих с такими или подобными штуковинами. На сколько это пользительная вешь по их опыту.
Лично мне это интересно сейчас с точки зрения удержания аппарата на заданном маршруте. О взлете и посадке речи не идет. Для этого нужен другой отдельный и СВОЙ  ;D аппарат. Создание (покупка) приводов и системы управления ими, задача другого порядка, нежели управления рулями аппаратом при помощи триммеров. Триммер же устанавливается на любой ЛА и любую управляемую поверхность. И приводится стандартной  RC машинкой с требуемым усилием. Благо таких есть на любой вкус. Да и пилот так же управляет своим ЛА, как обычно. Даже в  самом  худшем невозможном случае непреодолимых глюков системы и невозможности её электрического отклюения  ;D, на ручке может появится лишь большее усилие.
 
3. на посадке - очень плохо представляю себе автоматическую посадку на маленьком самолете.
Сергей! Спасибо за ответ. О автоматической посадке речь не шла. Вопрос был немного другим. Вот к примеру:
Если стоит АП лишь в одном канале - крен. О автоматическом  полете по маршруту уже речь идти не может. Он может стабилизировать как в ГП, так и при любых других маневрах. В том числе и посадке и взлете. Соответственно, если такая система стоит и она задействована по крену, то при  сильном порывистом боковом ветре это может помочь добавить уверенности на посадке ?
 
2 Xboct

Проблема с всеми стабилизаторами и иной автоматикой - это время реакции. Нельзя создать систму управления с нулевой задержкой реакции на внешнее воздействие.

И у меня например вызывает опасение применеие любой автоматики на легком самолете. В большой авиации - "медленная" реакция системы управления компенсируется большим весом ЛА и его малой чуствительностью к импульсным воздействиям. Иначе говоря - если сажаем Боинг с боковым ветром - ему плевать на отдельные порывы (если это не ураган конечно). Есть более мение постоянный по величине снос который автоматика компенсировать успевает.
А если что то маленькое и легкое? По своему парамоторному опыту могу сказать, что не всегда удается при посадке с боковым ветром отлавливать все изменения скорости ветра...
Болтнака требует активного управления.
По этому - не знаю... Не окажется ли человек с его опытом и скоростью реакции много эффективнее "медленной" системы.

Да и много чисто технических сложностей... Хотя бы актуаторы - привода....
 
Болтнака требует активного управления.
По этому - не знаю... Не окажется ли человек с его опытом и скоростью реакции много эффективнее "медленной" системы.

Да и много чисто технических сложностей... Хотя бы актуаторы - привода.... 

Во первых все познается в сравнени. От того, лично мне, больше всего интересно мнение людей, уже опробовавших подобные изделия на личном опыте. Жаль их мало и далеко не все сказали свое мнение.
Далее, о том, что наблюдал сам. САУ работает быстрее и точнее человека. Во всяком случае электроника - 100 пудов!!! Несомненно, у ОПЫТНОГО человека есть огромная фора. Т.к. он заранее может предугадывать поведение аппарата в тех или иных уловиях. Как и сами условия. БРЭА только реагирует на  изменения положения. Но делает это скорее всего значительно быстрее  пилота.
Несомненно, привода - это определенная сложность. Хотя есть несколько вариантов реализаций. Хотя бы купить готовые или те же триммера. Как говорится, кто хочет, тот ищет решения, кто не хочет, тот причину это не делать  😉
ИМХО - "стабилизаторы" и автопилоты именно для мелких самолетеов очень актуальны. И это не для полетов в удовольствие, тут АП совершенно не в тему  ;D, а для работы и долгих круизных полетов - самое то. И возможно для стабилизации в СМУ. Но это все надо выяснять  🙂
 
Цитата из мануала на автопилот EZ-Pilot  по ссылке выше
Important Warning
Do not use the autopilot to attempt GPS approaches, even though your GPS may provide
this feature. The EZ Pilot is intended to be an aid to en route navigation only.
The Servo should always be disengaged when initiating the landing checklist at altitude.

Вольный перевод:

Важное Предупреждение
Не используйте автопилот, чтобы делать попытку захода на посадку при помощи GPS, даже при том, что ваш GPS может поддерживать такую функцию.
EZ Pilot предназначен только для облегчения навигации во время маршрутного полета.
Сервомотор должен всегда расцепляться при начале работы по посадочному чек-листу (началу выполнения захода на посадку).
 
Невозможного ничего нет, вопрос только в стоимости конкретного технического решения.
Я основную проблему вижу в согласовании характеристик системы САУ и характеристик устойчивости и управляемости конкретного малого ЛА.

На больших аэропланах проектированием и отладкой таких систем занимаются целые группы специалистов с приличным объемом испытаний и доводок.

Можно сделать "черный ящик" САУ, вот только настроить его под конкретный аппарат задачка будет еще та!

И универсальности прибора - купил, установил, подключил, включил и полетел - не получится!
 
Триммер же устанавливается на любой ЛА и любую управляемую поверхность. И приводится стандартнойRC машинкой с требуемым усилием.
А вот такая система меня заинтересовала, поскольку при полётах по маршруту воевать с ручкой 2 - 3 часа немного утомляет, да и реализовать такую систему достаточно просто, увязав с высотомером и компасом, а для поддержания заданного курса и высоты хода триммеров вполне достаточно и отказ системы не будет так опасен.
 
Триммер же устанавливается на любой ЛА и любую управляемую поверхность. И приводится стандартнойRC машинкой с требуемым усилием.
А вот такая система меня заинтересовала, поскольку при полётах по маршруту воевать с ручкой 2 - 3 часа немного утомляет, да и реализовать такую систему достаточно просто, увязав с высотомером и компасом, а для поддержания заданного курса и высоты хода триммеров вполне достаточно и отказ системы не будет так опасен.
Осталось по сути протестить девайс на аппарате. Мозг, можно сказать, имеется в наличии.  Есть только маленький нюанс, нет самолета  ;D. Если делать свой чисто БПЛА, то в лучшем случае к следующему сезону  дойдет до облета 🙁.
Делать с "0" пилотируемый аппарат,  еще больше времени потребуется. В идеале, попробовать подобный стабилизатор положения, можно протестить и довести на любом летающем пилотируемом самолете. Даже если нет триммеров, то они вполне оперативно и достаточно просто устанавливаются. НУЖЕН САМОЛЕТ С ПИЛОТОМ  🙂
Невозможного ничего нет, вопрос только в стоимости конкретного технического решения.
Я основную проблему вижу в согласовании характеристик системы САУ и характеристик устойчивости и управляемости конкретного малого ЛА.

На больших аэропланах проектированием и отладкой таких систем занимаются целые группы специалистов с приличным объемом испытаний и доводок.

Можно сделать "черный ящик" САУ, вот только настроить его под конкретный аппарат задачка будет еще та!
ПО порядку. Фактически САУ есть, требуется установка и  адаптация под конкретный ЛА.
Специалисты с определенным опытом есть, горят желанием увидеть свое детище в действии. Все можно настроить, надо только это взять и сделать.
Повторюсь, в отличии от непосредственных приводов, которых сейчас нет и которые требуют дополнительных аппаратных решений схемы, управляемые триммеры создают лишь усилие на управлющих плоскостях, но не врезаются в арматуру и проводку управления от ручки до рулей! Нет никаких препятствий пилоту для привычного управления своим ЛА.
Если поговорить о непосредственных приводах в системе управления, посмотрев схему устройства буржуйского привода. Он включается электромагнитным клапаном и соответственно при отключения питания просто отключается. Но и это еще не все.  Муфта включения расчитана на определенное усилие. Даже если предположить, что клапан залип или АП начал творить несуразное, усилие с ручки пилота просто пересиливает это значение.
 
Назад
Вверх