Автожир (Трактор) На Базе фюзеляжей деревянных Конструкций

Smt

Я люблю построенные самолёты :-)
Есть такая тема, идея если хотите, есть такой самолёт МиниМакс, что если ему надстроить пирамиду (простите за неправильное название) ну вобщем, сделать надстройку, повесить Несущий винт (ротор) и получить трактор, с Очень Знакомыми обводами фюзеляжа. Ваше мнение плиз!
 
Вопрос о тракторах мне тоже интересен, в первую очередь потому, что такой аппарат позволяет легче и - главное - дешевле реализовать кабину, что для наших климатов и бюджетов  существенно.
Самолетные фюзеляжи использовались для постройки АЖ еще в самом начале их развития и продолжают использоваться по сей день. Наиболее известный из нынешних тракторов - LittleWing Рона Херрона - начался с того, что Рон прицепил ротор на ферму старенького Пайпера.
Основные нюансы при таком подходе следующие:

1) требуется переделка хвостового оперения, обычно - укорачивают балку и делают вертикальное оперение ниже, чтобы можно было полноценно открывать ротор. Для сохранения устойчивости и управляемости часто приходится добавлять концевые вертикальные шайбы на стабилизаторе.

2) у АЖ иные требования к работе шасси, поэтому обычные пирамидальные самолетные шасси без длинноходовой амортизации придется пересматривать, если планируется летать не только с паркета

3) нагрузки на верхнюю часть кабины и центроплан иные, нежели у самолета, их нужно знать и адекватно изменять конструкцию

Применительно к МиниМаксу есть еще одно соображение: деревянный фюз - не лучшее решение для АЖ, т.к., в отличие от самолета, АЖ испытывает серьезные циклические нагрузки, а деревяшка на них, по-моему, не просчитывается.
Сварная ферма, обтянутая тряпкой, строится, скорее всего, проще и с меньшими затратами, а работать по циклическим нагрузкам будет лучше.

Еще одно чисто практическое соображение для тех, кто вообще что-то строит первый раз: а надо ли изобретать велосипед? Чертежи LittleWing Рон Херрон продает за скромные 175 долларов, машина его грамотно спроектирована (Рон - профессиональный авиационный инженер и конструктор, сейчас он преподает в авиационно-техническом колледже) и проверена годами эксплуатации десятков экземпляров. Чертежи LW выполнены профессионально и легко читаемы (у меня есть полный комплект этих чертежей).
Обычно, когда речь заходит о том, чтобы, не имея никакого опыта в проектировании или хотя бы постройке и эксплуатации чего-то похожего, начать сочинять собственный аппарат, у меня возникает вопрос: а зачем? В смысле, будущему строителю стоит для начала ответить себе на вопрос: строить, чтобы строить, или строить, чтобы летать? Если второе, то нет большой нужды терять месяцы и годы на поиски и метания, которые могут, вообще-то, закончиться и тупиком. Возьмите готовый проект и через год поднимайте его в воздух. Понравится - чуть позже можно будет браться за свои разработки.
Если кто думает, что сочинив что-то свое удастся существенно сэкономить на постройке, так это заблуждение. Фюзеляж АЖ - это 10% его стоимости. 90% - покупные элементы или элементы, которые будут стоить одинаково независимо от того, свой проект фюзеляжа вы реализуете или сочиненный кем-то другим (втулка ротора, например).
Мы, кстати, на всякий случай чертежи LW уже полностью трансформировали в Солид:
 

Вложения

  • LW4short.JPG
    LW4short.JPG
    66,4 КБ · Просмотры: 137
Их кстати там три варианта, одно и двух местный ,с длинным и коротким фюзеляжем. Я в принципе уже наметился, понемногу материал начинаю копытить. 🙂
 
Четыре, если быть точным: и одноместный, и тандем могут быть длинными или короткими. Но длинные - пройденный этап. У них втулка ротора управлялалсь только по крену, а управление потангажу было самолетное - рулем высоты на хвостовом оперении. Рон быстро убедился, что это неинтересно, но в комплект  чертежей входят все четыре варианта.
 
Применительно к МиниМаксу есть еще одно соображение: деревянный фюз - не лучшее решение для АЖ, т.к., в отличие от самолета, АЖ испытывает серьезные циклические нагрузки, а деревяшка на них, по-моему, не просчитывается.
Сварная ферма, обтянутая тряпкой, строится, скорее всего, проще и с меньшими затратами, а работать по циклическим нагрузкам будет лучше.
У дерева нет понятия усталости. Так что...
 
У дерева нет понятия усталости. Так что...

Правильно подмечено.
Трактор хорош с точки зрения устойчивости, спору нет. Но... Вся прелесть автожира в его малой скорости и маневренности, т.е. удобно наблюдать, браконьерить ( извиняюсь, волков отстреливать) и т.д. Зачем тогда перед носом винт и шасси. Это раз. В толкающем варианте все самые тяжелые агрегаты и груз собраны в одну кучу, рама меньше - меньше вес. В тракторе как раз наоборот, все по периметру. Из за этого и стабилизатор надо дальше тянуть. А весу все больше.
 
Применительно к МиниМаксу есть еще одно соображение: деревянный фюз - не лучшее решение для АЖ, т.к., в отличие от самолета, АЖ испытывает серьезные циклические нагрузки, а деревяшка на них, по-моему, не просчитывается.
Сварная ферма, обтянутая тряпкой, строится, скорее всего, проще и с меньшими затратами, а работать по циклическим нагрузкам будет лучше.
У дерева нет понятия усталости. Так что...
У дерева то нет, а вот у клеевого шва... :-? Вот...
 
В толкающем варианте все самые тяжелые агрегаты и груз собраны в одну кучу, рама меньше - меньше вес. В тракторе как раз наоборот, все по периметру. Из за этого и стабилизатор надо дальше тянуть. А весу все больше.

Боюсь, это поверхностное заключение. Двухместный LW с двигателем Rotax-914 весит пустой меньше 240 кг. Ни одного двухместного (ни одного!) кабинного АЖ толкающей схемы с таким пустым весом вы не назовете.
Попробуйте взглянуть на весовые и габаритные вопросы толкача и трактора чуть шире и не совсем в лоб  😉
 
Попробуйте взглянуть на весовые и габаритные вопросы толкача и трактора чуть шире и не совсем в лоб  😉
[/quote]

Огласите, пожалуйста, весь список. Скакой точки взглянуть?
 
А самому репу почесать не интересно?  😉

Несколько моментов, те сезать, для импульса мысли:

Например, подавляющее большинство толкающих АЖ имеют рамную конструкцию, основой аппарата является не пространственная ферма, а плоская рама, на которой нужно закрепить узлы и агрегаты так, чтобы они устойчиво жили на этой жердочке. Жердочку вынужденно приходится делать довольно мясистой. Ферму можно собрать из тонких прутиков и обтянуть тряпкой. А на жердочку нужно вешать жесткую кабину, которая весит.

Второй момент: толкающий АЖ с кабиной сложнее решается как тандем, поскольку возникают неинтересные проблемы с сопротивлением формы - при малейшем отклонении аппарата от нейтрального положения возникает дестабилизирующий момент от передней части фюзеляжа. Даже без кабины, просто с развитым обтекателем приходится делать могучее хвостовое оперение, как у Magni и его клонов ELA и MT-03.
Тандемный трактор получается сам собой, поскольку фюз и так длинный. Правда, есть там неудобство с компоновкой, поскольку в ЦТ сидит передний пилот, т.е. в одиночку летать придется сзади. Мы сейчас кое-что придумали на этот счет, позже поделюсь, если оправдается.
А толкающий двухместный с кабиной сам собой получается при расположении бок-о-бок. Правда, большинство строителей таких аппаратов упорно не хотят капотировать моторный отсек и теряют на этом довольно много тяги.
Опять же, ваше замечание насчет эффективности хвоста. Известно, что момент от хвостового оперения прямо пропорционален эффективной площади и пропорцилнален в квадрате плечу оперения. Т.ч. чтобы увеличить вдвое момент, надо или площадь в два раза увеличить, или на 40 % увеличить плечо.

В общем, как уже неоднократно говорилось на нескольких форумах, у тракторов и толкачей есть свои плюсы, есть свои минусы. Выбор зависит от того, для чего вам нужен аппарат. Для охоты, как вы верно заметили, без вариантов удобнее открытый толкающий тандем. Для вкусно полетать по кустам - толкающий одноместный, с кабиной или без - все равно. Для всесезонных маршрутов длиной больше  100-150 км я бы уже предпочел кабину. И т.д.
 
Вот, вот, Вы сами себе и противоречите. Кто мешает сделать пространственную ферму вместо плоской рамы, если она получается легче. На толкаче это от жиру, а на тракторе - вынужденное решение. Кабина, конечно, что то весит, но и ее можно из тряпочек сделать. А для устойчивости можно увеличить плечо стабилизатора на 40%. На эту тему я постоянно репку почесываю, но, думаю, что толкач будет % на 20 легче, при прочих равных.
 
Кто мешает сделать пространственную ферму вместо плоской рамы, если она получается легче.

Действительно, никто не мешает 🙂 Но расчеты показывают, что ферма на толкающем аппарате получается практически такого же веса, как и рама. Ну и обтягивать тряпкой только кабину, а не весь фюзеляж, не очень интересно. Впрочем, известны и такие варианты.


думаю, что толкач будет % на 20 легче, при прочих равных.

Это нужно доказать на практике. Еще раз хочу обратить внимание, что пока в этом показателе тракторы выигрывают. На самом деле надо просто все посчитать аккуратно - возможно, что вам удастся произвести переворот в АЖ-строительстве. Я без иронии - в АЖ есть очень много мест, куда еще не ступала нога нормального человека 🙂

Правда, насчет 20% я не оптимист, т.к. фюзеляж без начинки весит не больше 25% веса целого аппарата, т.е. для экономии 20% общего веса вам пришлось бы сделать его всего в пять раз легче  😉
 
"легче и - главное - дешевле реализовать кабину, что для наших климатов и бюджетов  существенно.  Самолетные фюзеляжи использовались для постройки АЖ еще в самом начале их развития и продолжают использоваться по сей день..."
Немецкий GYROTEC http://www.giros.biz/index.php?action=main напоминает скорее кабину планера по-роденовски освобожденного от всего лишнего. Красиво! И компоновка логичная. А насколько бюджетно? И целесообразно? Прокомментируйте, пожалуйста
 
Беда в том, что с рапидшары многие не могут ничего скачать, т.к. там ограничение для бесплатных пользователей 200 мб для каждого IP и оно м.б. уже использовано другими на вашем адресе IP.
Нет ли возможности положить книгу туда, откуда ее могли бы  скачать все желающие?
 
Все качается нормально, огромное спасибо. Все собирался купить эту книгу у AeroPublishers, но жаба душила 🙂
 
Назад
Вверх