Serega
Жизнь одна - летай и радуйся! :-)
- Откуда
- Санкт-Петербург
Follow along with the video below to see how to install our site as a web app on your home screen.
Примечание: This feature may not be available in some browsers.
По ссылке фотографии на МАРЗ ДОСААФ.И-15бис
У нас на заводе ожидает ремонта еще один уникальный самолет Фонд "Крылатая память Победы". Мы попросили рассказать нам историю реставрации этого самолета и с удовольствием делимся ей с вами.
И-15бис с бортовым номером «19» является вторым экземпляром данного типа самолета, восстановленным компанией «Авиареставрация» в 2002 году. Главным обстоятельством выбора данного типа явилась возможность оснащения самолета двигателем АШ-62ИР, используемым на самолете Ан-2. Данный двигатель является современным вариантом еще довоенного двигателя М-62, по весу около 600 кг и мощности 1000 л.с. ему полностью соответствует.
Из 2 408 самолетов И-15бис, изготовленных авиазаводом №1 в период 1938-39 годах, 27 экземпляров были оборудованы двигателем М-62. Основным видимым их отличием от самолетов И-15бис с двигателем М-25В являлось отсутствие кока-обтекателя воздушного винта. Связано это с использованием воздушного винта изменяемого в полете шага АВ-1, оборудованного балансирами, выходящими за габариты отверстий охлаждения переднего диска капота. Именно по этой причине самолеты И-153 также не имели коков-обтекателей винта.
Работы по И-15бис велись в соответствии с принятыми в «Авиареставрации» правилами. Во-первых, были предприняты поиски всей возможной необходимой документации: конструктивных чертежей, технических описаний, инструкций по сборке, техническому обслуживанию и летной эксплуатации. Во-вторых, в процессе восстановления использовались элементы И-15бис, обнаруженного в Карелии в 1997 году и наиболее вероятно принадлежащего 65-му штурмовому авиаполку. Про полк мы напишем отдельно.
При восстановлении летного экземпляра И-15бис использовались некоторые несиловые элементы найденных частей самолета: фрагменты обшивки внутреннего капота, элементы пола и крепления пулеметов ПВ-1, обтекатели межкрыльевых стоек крыла. При восстановлении за самолетом закреплен заводской №4439, соответствующий серийному И-15бис с двигателем М-62.
Летом 2002 года окончательная сборка И-15бис №4439 завершилась и самолет поступил для полетного тестирования. Первый полет и заводские испытания на аэродроме «Евсино» под Новосибирском выполнил летчик-испытатель Сергей Дадыкин в июле 2002 года. Были отмечены высокая устойчивость в полете, мягкость управления и отличные пилотажные свойства самолета. Двигатель АШ-62ИР работал без перебоев.
Окраска восстановленного самолета И-15бис №4439 выполнена по типу импровизированной камуфляжной окраски, примененной в 71-м истребительном авиационном полку ВВС Краснознамённого Балтийского флота в период 1941-42 года. И-15бис 71-го истребительного авиационного полка участвовали в боевых действиях под Ленинградом, в 1942 году осуществляли воздушное прикрытие транспортных перевозок через Ладожское озеро.
Использован бортовой номер «19».
Бортовой номер 23
Регистрационный номер RA-0281G
Единственный в мире лётный образец (реплика) двухместного самолёта И-15Бис ДИТ (двухместный истребитель тренировочный), созданного КБ «Н.Н. Поликарпова» в 1939 году.
Самолёт был построен в городе Новосибирске в 2003 году и облётан на аэродроме «Евсино» лётчиком-испытателем Дадыкиным Сергеем Николаевичем. ДИТ оснастили двигателем АШ-62ИР, используемым на самолётах Ан-2.
Эту машину можно было видеть на множестве выставок и авиасалонов, включая МАКС с 2003 по 2021 годы. Она же участвовала в съёмках фильмов «Небо в огне» и «Любовь Советского Союза».
Перед Второй мировой войной практически все самолёты-истребители, состоявшие на вооружении советских BBC, были созданы конструкторском бюро Н.Н. Поликарпова. Новая двухместная модификация полутороплана И-15 позиционировалась как переходная машина при освоении многочисленных И-15Бис и И-153 «Чайка». Дополнительную переднюю кабину ДИТ оборудовали на месте основного топливного бака. При этом необходимый общий запас топлива удалось разместить в новых местах - под полом двух кабин и частично в первой кабине курсанта. Лётно-технические характеристики «спарки» практически не отличались от боевых И-15Бис серии 1937 года. Даже показатели скорости и маневренности остались аналогичными - скорость у на высоте 3500м составляла 369 км/ч (И-15Бис - 379 км/ч), а время виража 11,5 сек (И-15Бис - 10,5 сек).
Известно о трёх построенных экземплярах ДИТ, они имели обозначение ДИТ-1, ДИТ-2, ДИТ-3. ДИТ-1 Nº5128 и ДИТ-2 Nº5337 постройки авиазавода Nº1 летали весной - летом 1939 г., ДИТ-3 появился в конце лета того же года. Серийное производство предполагалось вести на авиазаводе Nº207 (город Долгопрудный).
В ходе испытаний «спарка» получила высокую оценку от лётчиков: «Самолёт ДИТ даёт полную возможность управления как из задней кабины, так и из передней, на всех режимах полёта. Устойчивость по всем трём осям хорошая, допускает ошибки в пилотировании. Имея запас горючего 320 л, обеспечивает продолжительность полёта на средних режимах мотора порядка 2 часа 20 мин. Нормально входит и выходит из штопоpa».
Хотя двухместные ДИТ распространения не получили (начиналась эра самолётов «Миг», «Ла» "Як»), три построенных экземпляра использовались максимально эффективно. Один самолёт участвовал в проведении испытаний в НИИ ВВС. Другие два в 1940 г. направили в район Севастополя. В дальнейшем они участвовали в боевых действиях. Известно, что два ДИТ использовались в качестве разведчиков и корректировщиков артогня на Южном фронте в районе Новороссийска в 1942-1943 гг.
БОРТОВОЙ НОМЕР 9 (заводской номер 4439)
Перед вами второй лётный экземпляр самолёта И-15Бис восстановленный в 2002 году компанией Владимира Бернса «Авиареставрация». В процессе строительства данного самолёта использовались элементы И-15Бис заводским номером 4439, найденного в Карелии в 1997 году и наиболее вероятно принадлежавшего 65-му штурмовому авиаполку: фрагменты обшивки внутреннего капота, элементы пола и крепления пулеметов ПВ-1, обтекатели межкрыльевых стоек.
К лету 2002 года окончательная сборка возрождённого самолёта завершилась, и его передали на предполётные тестирования. В июле того же года первый полёт и заводские испытания на аэродроме «Евсино» под Новосибирском выполнил лётчик-испытатель Сергей Дадыкин.
Программа испытаний
предполагала 8 различных полётов, включая полёт на сложный пилотаж. Были отмечены высокая устойчивость в полёте, мягкость управления и отличные пилотажные свойства самолёта. Установленный взамен штатного двигателя м-62 (согласно архивным документам, именно таким двигателем был оснащен
И-15бис Nº4439) адаптированный мотор АШ-62ИР работал без перебоев.
Уже в августе 2003 года самолёт представили авиационному сообществу на Московском аэрокосмическом салоне, после чего он был отправлен иностранному заказчику в Англию. В 2009 году И-15бис выкупил российский коллекционер Вадим Задорожный и передал в управление Фонду «Крылатая память Победы». С 2020 года самолёт базируется в Орешково и уже успел сняться в нескольких документальных и художественных фильмах.
Во время капитального ремонта, выполненного специалистами Московского авиационно-ремонтного завода ДОСААФ в 2020 году, самолёт получил обновлённый камуфляж, выполненный по типу импровизированной
камуфляжной окраски, примененной в 71-м истребительном авиационном полку ВВС Краснознамённого Балтийского флота в 1941-1942 г.г. Кроме того, первоначальный бортовой номер 19 был заменён на номер 9.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:
Советский одномоторный истребитель-полутораплан И-15Бис (И-152, где цифра 2 означает вторую модификацию), созданный в ОКБ «Н.Н. Поликарпова» в 1937 году, как дальнейшее развитие истребителя И-15. Новый самолёт значительно отличался от своего предшественника, так как был доработан по требованиям военных. Конструкцию всего самолёта усилили. Был установлен более мощный 9-цилиндровый двигатель М-25В (750 л.с.) с односкоростным нагнетателем. Машина потяжелела на 300 кг, из-за чего ухудшались её маневренность и несмотря на рост мощности, скороподъемность. По сравнению с ранее применявшейся конструкцией верхнего крыла типа «Чайка», увеличилось аэродинамическое сопротивление. Тем не менее, по характеристикам маневренности и скороподъемности И-15Бис был одной из лучших машин своего времени, что подтвердилось во время боевых действий в Испании, Китае и на Халхин-Голе. Максимальная скорость составляла 3/9 км/ч, практическая дальность - 770 км, а высота полёта доходила до 9800 метров.
Всего в период с 1938 по 1939 год Авиазаводом Nº1 было построено 2408 истребителей И-15бис, немалая часть которых активно использовалась в первые месяцы Великой Отечественной войны почти по всей линии фронта, а также в боевых действиях под Ленинградом, осуществляя воздушное прикрытие транспортных перевозок через Ладожское озеро.