Химикам - практический опыт применения корректора гона

meglin1

Делайте хорошо - плохо само получится!
Откуда
Харьков
Продолжаю делиться фрагментами интересных статей из новых выпусков журнала. Надеюсь, авторы не обидятся.

Качество – прежде всего

Фрагмент статьи Владимира Тони из №11-12-2009 журнала "Крылья. Новости легкой авиации"

Опрыскивание сельскохозяйственных культур инсектицидами, гербицидами и десикантами авиационным способом требует от пилота высокой точности пилотирования как по курсу, так и по высоте. Как правило, во время работы пилот имеет реальную возможность сохранять технологическую высоту. При этом он руководствуется визуальным восприятием положения аппарата относительно земли в соответствии с своим опытом. При выполнении же каждого последующего рабочего круга не всегда и не везде бывает достаточно визуального контроля и опыта пилота для сохранения направления полета, потребного для формирования технологического стыка. Пилот не всегда может вести аппарат параллельно предыдущей обработанной полосе и на должном расстоянии от него. В этом случае пилоты используют навигационные приборы типа Garmin. Это существенно повышает точность примыкания воздушно-капельных шлейфов распыления пестицидов на растительной поверхности.
Однако и тут есть свои сложности. У приборов подобного типа достаточно высокие инерционность и техническая (запланированная производителем) погрешность измерения, а также дисплей малого размера с графической, а не цифровой информацией.
В итоге пилот все-таки не имеет возможность в каждый текущий момент времени корректировать перемещение аппарата, чтобы обеспечить его движение параллельно предыдущей полосе прохода и на должном расстоянии от неё. Это приводит или к большим стыковым перекрытиям и перерасходу препарата, или к стыковым разрывам и к огрехам в обработкеучастков.
Таким образом, возникла очевидная потребность в без- или малоинерционном приборе, показывающем реальное отклонение (+/- 1 м.) от идеального технологического стыка в текущий момент.
Потребность в приборе, который помогал бы мне, как пилоту-химику, не допускать грубого перекрытия и неоправданных разрывов между обработанными полосами, возникла уже давно. Поэтому такой прибор, под названием «Коргон», я приобрел в середине сезона 2009 года у В.Герониме. Этого инженера и пилота-химика знают коллеги по нашедшему широкое распространение расходомеру химического раствора.
Что же показала реальная эксплуатация нового устройства?
Первое впечатление, которое я получил от нового прибора, было удивление. Удивление потому, что, считая себя достаточно опытным пилотом-химиком, я неожиданно обнаружил, что выполняю опрыскивание, мягко говоря, не очень качественно, потому что управляю аппаратом некорректно.
На дисплее «Коргона» я увидел реальное положение дельталета относительно предыдущей обработанной полосы, и ужаснулся «точности» моего пилотирования. Прибор показывал отклонение от потребного положения +6 метров. Я подвернул аппарат в нужную сторону и тут же увидел на дисплее -4 метра. Желая установить на приборе нулевое значение, я продолжал рыскающий полет, качая аппарат то в одну, то в другую сторону.
При переносе взгляда на дисплей навигатора Garmin 72 в масштабе 80 метров, особых изменений не замечалось. Особых изменений не замечалось и при контроле полета по ближним и дальнему ориентирам. При переключении же Garmin 72 на масштаб 50 и особенно на масштаб 30 метров, были четко видны «наезды» или «уходы» от предыдущей обработанной полосы. Но установить величину «наезда» или «ухода» по Garmin 72, а также степень потребной коррекции аппарата, не представлялось возможным.
Я продолжал работать над полем и старался руководствоваться информации на дисплее «Коргона». Такая работа требовала повышенного напряжения и внимания, но все равно я видел, что нет никакого результата моих усилий, и качество обработки в результате оставляет желать лучшего. До конца рабочей смены меня не покидало чувство неудовлетворенности.
В течение дня я обдумывал и мысленно проигрывал варианты управления аппаратом с учетом возможных показаний прибора. Вечером того же дня прибор по-прежнему уличал меня в плохом качестве опрыскивания. Несмотря на то, что я был собран и старался пилотировать ответственнее, я всегда видел, что шлейф ядовитого раствора ложится на растительный покров земли весьма небрежно и далеко не оптимально, а это угнетало. Я понял, что только высокая эффективность современных препаратов и аэродинамические вихри, которые формируются за крылом дельталета, позволяли мне не иметь замечаний от заказчиков, работая таким образом тринадцать лет на опрыскивании УМО.
 

Вложения

  • 25_011.jpg
    25_011.jpg
    80 КБ · Просмотры: 176
  • 26_012.jpg
    26_012.jpg
    106,2 КБ · Просмотры: 193
И что в итоге то???? Автор статьи смог таки обработать поле без "замечаний" от КОРГОНА???? Или же это практичесски невозможно???? Могу порекомендовать летать с ГАРМИНОМ в масштабе 50 метров.. Все видно значительно лучше! ))))
 
Но установить величину «наезда» или «ухода» по Garmin 72, а также степень потребной коррекции аппарата, не представлялось возможным.
По GPS-72 масштаб 50 все нормально корректируется(при определенной натренированности). Перекрытия всеравно полностью не избежать. Или КОРГОН позволяет это сделать???  :🙂;D
 
Так это же не вся статья...  ;D
 

Вложения

  • 27_010.jpg
    27_010.jpg
    97,1 КБ · Просмотры: 186
приборов подобного типа достаточно высокие инерционность и техническая (запланированная производителем) погрешность измерения, а также дисплей малого размера с графической, а не цифровой информацией. 
Это про Garmin, а прибор Коргон, он выдаёт данные независимо от Garmina, он непосредственно связан со спутниками и у него нет той погрешности? Он меняет ширину факела распыления в зависимости от скорости полёта? Или вопрос всё-таки в размере дисплея. Из описания полёта я понял что вам не удалось стабилизировать курс, так зачем огород городить. В Garmine 72 есть прелестная функция, установка курсового направления, так называемое "дышло" которое фиксирует любое отклонение от параллельного курса. Это позволяет вносить корретивы в полёт не дожидаясь ухода аппарата  с курса.
 
Но установить величину «наезда» или «ухода» по Garmin 72, а также степень потребной коррекции аппарата, не представлялось возможным.
По GPS-72 масштаб 50 все нормально корректируется(при определенной натренированности). Перекрытия всеравно полностью не избежать. Или КОРГОН позволяет это сделать???  :🙂;D
Этой осенью работал с коргоном.Стал замечать кривизну рядка в 1-2метра на 2х километровом гоне.Сам использую 72й гармин уже 6 лет ,на 50 м. -масштабе.Точность в 2метра там отловить сложно,а коргон реально показывает до одного метра+приемник на нем быстрее работает.А про разбивку поля на папалельные загонки,  клас! 😎Прибор показывает твое точное положение на гоне,а выдержать правильное направление полета +высоту это и есть мастерство в итоге качество обработки.А если пилот привык летать только на ядах *колбаской*,  то такой прибор ему и нафиг не нужен! :IMHO ;D ;D ;D
 
Ещё вопрос ? А если поле неопределенной конфигурации, и первый проход будет иметь вид изломанной, кривой линии.
 
выдержать правильное направление полета +высоту это и есть мастерство в итоге качество обработки
Нууу спасибо образумил, оказывается вона как, направление полета+высота в итоге качество обработки, а мы то темные  и не знали ;D
 
А если пилот привык летать только на ядах *колбаской*,то такой прибор ему и нафиг не нужен! 
Не представляю, что за метод обработки "колбаской", но звучит калоритно, даже надо сказать аппетитно,а метода обработки "салом" у вас там случайно нет 😀 😎
 
Выкладывайте, господа, не скупитесь, все новые методы обработки!
 
Сама по себе идея хорошая. И то что это должно помочь пилоту - бесспорно. Однако есть ряд существенных недостатков:
1. Индикация не должна быть в том виде, которую предлагают. Тусклый экран и значения "+" "-" невольно отвлекают летчика от пилотирования на предельно малой высоте. Постоянные расчеты "+" -влево, "-"-вправо затрудняют и без того напряженное расспределение внимания.
2. Психология пилота настроена на стремление все делать в "0". Гонятся за треком лишь для того, чтобы изменить ширину гона на 1-2м не рекомендуется. Полоса перекрытия и боковой ветер не дадут снизить качество обработки.
3. Чувстительность прибора не должна реагировать на незначительные отклонения от траектории линиии заданного пути.
Все это влияет на безопасность.

"Прибор контроля положения воздушного судна на гоне" должен выглядеть в виде "директора" (стрелки, световой индикации) и стоять в поле перефирийного (не акцентированного внимания) зрения пилота, не реагирующим на незначительные отклонения вследствии воздействия воздушных потоков.
Было бы не плохо если бы это распологалось на КПК с приемником GPS, где пилот мог бы еще и устанавливать параметры предстоящей работы в зависимости от условий обработки. Но это скорее всего пожелание к программистам.
 
Тусклый экран и значения "+" "-" невольно отвлекают летчика от пилотирования на предельно малой высоте. Постоянные расчеты "+" -влево, "-"-вправо затрудняют и без того напряженное расспределение внимания.
Такая индикация положения на гоне была выбрана сознательно. Прибор (как и навигатор обычно)  расположен на подкосе , отвлечение внимания на одну цифру существенно меньше, чем на трек и на расстояние до предыдущего трека на экране навигатора (как по мне...) 
Постоянные расчеты "+" -влево, "-"-вправо затрудняют
поначалу есть такое явление, но после 200-300 Га вообще не задумываешься, как отреагировать на + или - .
Чувстительность прибора не должна реагировать на незначительные отклонения от траектории линиии заданного пути
Не согласен. Индикация положения на гоне обновляется раз в секунду. Совсем не нужно каждую секунду "дергать" аппарат. По тенденции и скорости изменения значения отклонения от "0", можно легко и точно выдерживать линию гона, даже без внешних ориентиров.
Гонятся за треком лишь для того, чтобы изменить ширину гона на 1-2м не рекомендуется
Таки не нужно гоняться... Видите, что выходите запределы, например+-3м  - корректируйте...
"Прибор контроля положения воздушного судна на гоне" должен выглядеть в виде "директора" (стрелки, световой индикации)
Пробовал, практически, это то же, что следить за треком на дисплее навигатора. Навигатор, Гармин например, вовсе не исключается. Я свой 72-й ставлю на масштаб 120м - видна общая картинка, очень помогает при заходе на гон. Хотя, после приобретения определенного навыка, можно заходить на гон по показаниям Коргона.
Было бы не плохо если бы это распологалось на КПК с приемником GPS, где пилот мог бы еще и устанавливать параметры предстоящей работы в зависимости от условий обработки.
Такие приборы есть, в нете есть информация, но цены...
В прошедшем сезоне обработал с Коргоном 4000 Га, вывод - очень удобный прибор, если хорошенько "влетаться".
 
Geronim
С Вашими приборами мгновенного и сумарного расхода химжидкости "Герониме" работаем второй год. Очень довольны. Нужный прибор. Летчики даже разучились считать в уме. Спасибо за изобретение. Единственно мы пришли к выводу, что в запасе необходимо иметь из расчета: на три-четыре ВС как минимум еще один прибор. Это вписывается в нормальные условия формирования склада запасных частей и агрегатов.
По поводу Коргона. Рассматривали необходимость приобретения еще весной. Решили, что дополнительная индикация положения ВС на гоне в том виде, котором предлагается существенного облегчения пилоту не принесет. Летный состав вынес единодушное мнение, что помощь летчику в большей степени может оказать индикация ВХОДА В ГОН и в меньшей степени выдерживание гона, но в виде "директора" (по принципу курсо-глиссадной системы индикации захода на посадку на больших самолетах).
В научных трудах по исследованию восприятия летчиком инфорнации показаний приборов есть утверждение, что стрелочная индикация воспринимается пилотом быстрее, чем цифровая, а мозг способен обрабатывать в три раза больше информации и с этим трудно не согласится.
За неимением других, по цене доступных предложений, возможно мы вернемся к рассмотрению необходимости этого прибора.
 
Ещё вопрос ? А если поле неопределенной конфигурации, и первый проход будет иметь вид изломанной, кривой линии.
Основная часть поля обрабатывается прямыми гонами, кусочки по краям - на глаз или по трекам, по ситуации. Конечно, есть поля где коргон не нужен...
 
А если пилот привык летать только на ядах *колбаской*,то такой прибор ему и нафиг не нужен! 
Не представляю, что за метод обработки "колбаской", но звучит калоритно, даже надо сказать аппетитно,а метода обработки "салом" у вас там случайно нет 😀 😎
Привет!У нас много чего есть и расходомеры и коргоны...А у вас что есть? ;D ;D ;D
 
У нас много чего есть и расходомеры и коргоны...А у вас что есть?
А у нас есть желание с Вами сотрудничать, разве этого мало..? Авиация вне политики. Украина всегда была на передовых рубежах развития малой авиации, еще при Союзе. Богатый опыт и традиции. Не растеряйте всего этого...! Успехов и новых высот. От души !
 
Спасибо всем! На пользу дела всегда приятно пообщаться🙂. Завтра - не забыть отправить химнасос в Майкоп.
 
Назад
Вверх