Валентин Валентинович Поляков всю свою жизнь прожил и проработал в Перми. На нынешних "Пермских моторах". Был лучшим "сталинским рационализатором" завода (в заводской многотиражке в те годы про него писали не раз, сам видел).
Построил по своей схеме около 20 двигателей мощностью от 16 л.с. до 500 л.с. (максимальную мощность могу неточно сказать, а вот тот, что на первом фото этой ветки имел как раз те самые 16.л.с.).
Был он по профессии авиационным технологом и двигатели свои изготавливал САМ полностью (внешний вид на верхнем фото сам за себя говорит). "Чужими" у него были только свечи и провода (американские, как мне говорили когда-то, с дюймовой резьбой и довольно тонкие, на мой взгляд, я таких больше не встречал ни разу потом).
Я лично видел останки трёх-четырёх движков В.В.Полякова и щупал их собственными руками. Повезло застать! Особенно мне понравились беспоплавковые мембранные самодельные карбюраторы с падающим потоком (на фото выше видно сеточкой прикрытый воздуховод входной у такого карбюратора).
Проблема у его движков была одна (по словам тех, кто с ними реально работал на аэродроме) - прогар днища у верхних поршней, так как картер был "сухой" и охлаждения днища поршня не было оргавнизовано. Потому движок имел ограничение по оборотам (где-то в районе 2.500 об/мин) и по времени работа на максимале. Поляков знал, что делал...
В Англии по этой схеме на беспилотниках летают четырёхцилиндровые V-образные двухтактные двигатели Бернарда Хуппера.
Вот его сайт - http://users.breathe.com/prhooper/opads.htm
Я с Хуппером лет пять-шесть назад переписывался - он интересовался возможностью купить останки поляковских движков в Перми для ознакомления с ними. Не успел - их тупо на цветмет сдали. Времена такие наступили, что историей никого уже не заинтересуешь, увы!
Из родственников у Полякова была одна жена. После его смерти (инфаркт за рулём собственного Запорожца) она остатки всех заготовок из гаража отдала бесплатно компании самодельщиков, которые хотели довести движки "до ума" чтобы полетать на них ("Ротаксов" у нас в те времена не было, а летать - хотелось). Но так и не собрались это сделать.
Тот у кого всё это хранилось спился и тупо сдал остатки на металлолом за копейки. Года два назад я его встретил - жалкое зрелище. Умнейший парень, руки золотые, а вот на те - спился...
вобще думаю что найти живых очевидцев и тем более сами артефакты - будет проблематично...
В Пермском краеведческом музее в запасниках в 83 году было две большие коробки материалов о Полякове и его разработках - я тогад сам у них "копался", был такой момент.
Сейчас не знаю даже что с ними. Пятицилиндровая звезда на 25 л.с. хранилась там же, выставлялась не раз в экспозиции музея. Год назад музей переехал в новое здание и я пока что в нём ещё не был, поэтому ничего конкретно сказать не смогу...
В заводском музее тоже что-то было. Но меня туда в те годы не пустили - заводская территория - режимное место, просто так туда не попадешь, даже и сегодня.
Вот такие грустные дела, свидетелем которых косвенно оказался и я.
С Валентином Валентиновичем я лично знаком не был, сразу говорю. Но хорошо знал тех, с кем он много лет работал в этой теме и в местном аэроклубе пытался пристроить свои движки на самоделки. Его тёзка Валентин Фофанов (уже покойный) много мог рассказать про эти двигатели - всю жизнь в аэроклубе авиатехником проработал.
В Монино висит лысьвенский "Аист". В своё время он даже полетал немного с той пятицилиндровой звездой, что в нашем музее сейчас где-то болтается - видел лично те фотографии. И сам тот "Аист" до перезда в Москву пару лет висел под потолком на местной ВДНХ на Бульваре Гагарина именно с поляковским движком (примерно в 67 - 59 годах). Я ещё пацаном его несколько раз там видел.
А вот тут - http://www.hibridesign.com/prod01.htm - современное развитие этой же самой темы.
Если бы цетыре горшка в противофазе с перекрёстной продувкой соседних горшков "сочинить" что-то подобное, то могло бы что-то интересное получиться, покруче чем у Хуппера
:IMHO