Начало положено - VAN's RV-10

Привет Всем неравнодушным к небу! Меня зовут Алексей и небольшое предисловие как я до этого докатился.
Пару недель назад я получил и начал сборку хвостового оперения RV-10 от компании VAN's. Выбор и решение принималось спонтанно - пойдет хорошо, не пойдет продадим. На момент оплаты в 2020 году еще и PPL не было, а только планы на получение, которые потом сорвались из-за ковид. Переписываясь с компанией VAN's понял, что если куплю КИТ целиком, то придется очень долго его ждать, а чуть углубившись в тему, понял: сборка это не по лесу прогуляться с рюкзаком. Ну и накалявшаяся ситуация с ковид тоже накладывала свою лепту. В конечном счете пришел к выводу, что взяв только хвостовое оперение работа тоже предстоит не маленькая и сразу станет понятно, стоит ли продолжать дальше. Оплатил заказ и стал узнавать, а что дальше. А дальше стало не понятно как привезти коробку размером 3 метра и весом чего-то там в lb из США. Пугали и слухи, что если что-то пойдет не так, то за хранение коробки возьмут на таможне кучу денег, а потом еще ни коробки, ни хвоста. Искал одним словом тех, кто имеет опыт и сможет это привезти и растаможить. Плюс еще в компании VAN's спросили: а есть ли у меня справка о "двойном назначении" или что на подобии того. Не буду делать еще на этом акцент, хотя тоже много страшилок рассказали.
Так же стоял второй вопрос не менее остро - а где это дело собирать? Я конечно к тому времени уже обладал обширной информацией о сборке РВ в квартирах, гаражах и на лужайке, но из всего перечисленного у меня была только квартира. Размеры кухни конечно позволяют собрать хвост, но боюсь этот вариант не понравился бы супруге; хотя дети наверное бы стали на мою сторону. Лететь на хвосте с балкона перспектива так себе, поэтому искал другой вариант. А вариантов собственно не так много: снять помещение или купить-построить дом с гаражом (чуть позже я нашел этот вариант на форуме).
Собственно купить дом, построить нужного размера гараж, а потом от туда мотаться на работу, перспектива так себе, да и требует много финансов и времени. Снять помещение. Тоже с оглядкой на будущее затея так себе, после работы мотаться. А посчитать время на дорогу с нашими пробками? Сколько вообще на это нужно времени и денег? Время текло... Тут позвонили из Мячково, что они снова открылись и я начал учиться на PPL. Пока учился знакомился с людьми, больше вникал во все происходящее, а хвост ждал своего часа. Сначала меня познакомили с одними людьми, которые сказали подожди пару месяцев и мы решим твой вопрос, потом познакомили с другими, которые должны были привезти контейнер с самолетами и могли положить туда мой хвост и помочь с растаможкой, но все время, что-то шло не так и все срывалось. И вот мне написали из VAN's, что они скоро соберут контейнер для человека по имени Александр из России и я могу ему написать, возможно у него найдется место для моей коробки весом чего-то там в LB. К счастью Александр оказался замечательным и открытым человеком, и тут два туза: у него будет место для моей коробки и вопросы с доставкой, а также растаможкой он решит. Лучшего варианта не было, оставалось ждать. Я уже не дергался и продолжал обучение в АУЦ. Ждать отправки пришлось почти пол года, еще пару месяцев ждали пока контейнер приплывет в Россию. Возможно конечно у кого это все проще; пошел купил, съездил на машине и забрал, оплатил и получил по почте. Но у меня это как квест, поэтому и описываю все это. Не скажу, что по жизни фортит, чтобы на шаг продвинутся приходится дуть в паруса из всех отверстий, да еще веслами грести и только тогда удается двигаться. Однако бывает с людьми по жизни все же везет и на этот раз повезло: тут видимо как в песне - повезет в любви. Середина ноября, звонок: - приезжайте, забирайте. Сон потерян, лечу на чем могу. Коробка конечно весом чего-то там lb в легковушку не поместилась, забрал то, что смог увезти. А не поместились собственно только лонжероны стабилизатора. Но самое главное это конечно манул, нет - мануал, уж очень хотелось его увидеть.

Хвост RV-10.jpeg


Собственно время просто так не прошло. Я понял, что модель выбранная мной хоть не простая для сборки, но очень популярная, интересная и надежная. Качество деталей на очень высоком уровне. Собранных и летающих моделей несколько тысяч, а в продаже всего несколько штук, что говорит о том, что владельцы не спешат расставаться с данной техникой. По авия происшествиям информации не удалось найти, может пару случаев. Ну и плюсы КИТов как удалось выяснить позже тоже свои есть. Также благодаря этому форуму нашел и позднее познакомился с человеком, который давно собрал и летал на РВ7. У него приобрел инструмент, который остался. Также за это время появились ролики по сборке РВ-10 на канале "От Винта" и " SKY PISTONS" благодаря которым сейчас возникает меньше вопросов по сборке. Постараюсь тоже сделать хотя бы пару роликов о сборке, внести свои 5 копеек.
 
Последнее редактирование:
Алексей Г.
Наверное все же стоило купить подержанный самолет, а не строить его самому. Вы вероятно новичок в этом деле и подводных камней Вам не счесть на этом пути , тем более ни места, ни опыта по сборке я так понимаю нет. Такие машины строят опытные люди . Обламывать Вас не хотелось бы в большей степени, но думаю Вы избрали очень сложный путь в небо.
 
Алексей Г.
Наверное все же стоило купить подержанный самолет, а не строить его самому. Вы вероятно новичок в этом деле и подводных камней Вам не счесть на этом пути , тем более ни места, ни опыта по сборке я так понимаю нет. Такие машины строят опытные люди . Обламывать Вас не хотелось бы в большей степени, но думаю Вы избрали очень сложный путь в небо.
Уважаемый мир, если бы Вы читали внимательно, то увидели, что там есть запрос на получение PPL, то есть путь в небо - не сборка КИТа. Вы бы с таким усердием, как тут в каждой теме написываете, свой ероплан продавали уже...
Дорогу осилит идущий. Отличный выбор хорошего самолёта.
 
Алексей, все правильно сделал, не обращайте внимание на Мира он своими советами уже всю свадьбу заеду…л
 
Удачи! Делитесь прогрессом, будем следить! Интересно, как решите вопрос с логистикой для сборки, живя в городе.
 
Алексей Г.
Наверное все же стоило купить подержанный самолет, а не строить его самому. Вы вероятно новичок в этом деле и подводных камней Вам не счесть на этом пути , тем более ни места, ни опыта по сборке я так понимаю нет. Такие машины строят опытные люди . Обламывать Вас не хотелось бы в большей степени, но думаю Вы избрали очень сложный путь в небо.

К примеру в Америке, по статистике самой компании VANs - их наборы строят 80 процентов новичков (впервые в жизни) и только 20 процентов repeat offenders (тех кто уже строил раньше). Самолеты из этих наборов строят люди совершенно разных профессий и знаний, причем часто далеких от работы по металлу или пластику. ДА действительно можно наделать дорогостоящих ошибок, но здесь главное не спешить, следовать и главное понимать инструкции по сборке и тогда все получится. Ну и наконец этот форум (и вероятно форум VANs Airforce) в помощь тем кто строит самолет.
 
Алексей Г.
Наверное все же стоило купить подержанный самолет, а не строить его самому. Вы вероятно новичок в этом деле и подводных камней Вам не счесть на этом пути , тем более ни места, ни опыта по сборке я так понимаю нет. Такие машины строят опытные люди . Обламывать Вас не хотелось бы в большей степени, но думаю Вы избрали очень сложный путь в небо.

Уважаю любое мнение. Кто-то говорит оно не правильное, а кто-то также считает. У каждого своя дорога. Нет не правильных мнений, у каждого оно основано на собственном опыте. Вы меня не обламываете нисколько. Для меня сейчас это как игрушка из детства. Я любил собирать радио, любил клеить самолеты (кстати хорошо о них вспомнил, даже не знаю есть ли сейчас что-то такое, может стоит ребенку подарить) Я помню у меня шкаф был весь уставлен этими самолетами. Каких только не было. Я очень ждал этих подарков и потом смаковал под запах клея - ох блин может клей так на меня подействовал).
Когда подрос увидел вроде в журнале "Юный Техник" модель самолета из дерева с ДВС. Я всю плеш проел родителям. Нашли мне такой самолет. Стоил он какие-то копейки. Когда я его открыл я немного обалдел. Внутри были деревянные палки и инструкция. И вот из этих палок нужно было нарезать лонжероны, нервюры (тогда таких слов то не знал), клеить фюзеляж и пр. Управление самолета должно было быть за счет натянутых двух лесок, полет по кругу. Никаких конечно радио пультов еще не было (ну или я не знал и не видел на тот момент). Самолет я очень долго собирал и собрал, а вот двигатель я так и не смог на него найти. Наверное эта модель была для каких то кружков и возможно в кружках они были. Запуск так и не произошел к сожалению, не нашлось двигателя, а авиа кружков вокруг к сожалению не было.

Делая сейчас первые шаги в сборке я пока получаю удовольствие. Я не спешу т.к. обстоятельства сложились так, что уже кит я не могу купить сейчас целиком и уже не спешу. Путь в небо возможно у меня действительно сложный и был более легкий, но в конце 90х из-за финансового состояния я от него отказался. Да и жизнь в общем то не простая штука. Сейчас что имеем тому и радуемся. Касаемо места. Я связан с автомобильной тематикой и чтобы совместить работу и сборку я снял большой сервис и делал там ремонт во время ковид. Помещение вышло отличное, делал с душой, ведь там самолет строить и работать.
Сервис.jpeg
Сервис1.jpeg

Одним словом все, что зарабатывалась, все вкладывалось в помещение. За год было куплено достаточно много оборудования, отремонтированы и покрашены полы в рабочей зоне, подогрев пола в офисных помещениях, сварили большие ворота, построили раздевалку, место под душ и прицелом места под баньку. Но как всегда когда все идет отлично, что-то обязательно пойдет через Ж. И оно пошло. Всех арендаторов попросили съехать в течении месяца. Поборолись немного, но ничего не вышло. Там были и покруче меня люди, но сделать ничего не смогли, все съехали. У меня же, что-то щелкнуло на тот момент в голове. Когда я только снимал это помещения я даже не знал, а хватит ли сил платить за это, на сколько времени хватит содержать это и еще делать там ремонт. Без заказов ну может 3 может 6 месяцев я бы продержался, а дальше сушите весла. Без ремонта же, там делать было просто нечего, помещение было ужасное и убитое. Не знаю толи время такое, толи повезло, может звезды сошлись, но заказов стало в разы больше. Раньше у меня электрик делал 1-2 выезда. А когда машина приезжает и он не тратит время на дорогу, плюс инструмент весь под рукой, плюс рядом кто может помочь, подсказать, ну и комфорт - производительность выросла в разы, а заказов становилось все больше. Параллельно закупалось то, что могло пригодится и в сборке самолета и в сервисе - компресор, различный пневмо инструмент и пр. мелочевка. Плюс стали делать то, чем раньше не занимались - шиномонтаж, оклейка пленкой, ТО и пр. мелочевка если находилось время, но эта мелочь тоже дает небольшой доход. Одним словом не утонул и на вещи по другому взглянул. Все это риск и я мог остаться просто без денег. Что-что, а рисковать я никогда не боялся, что иногда приводило меня и к другим последствиям. Что-то я конечно тут понаписал лишнего, хотя косвенно оно все это шло от желания постройки - строить нужно либо там где живешь, либо там где работаешь, для себя я так решил и другие варианты уже не рассматривал. Там где работаешь мне казался идеальным вариантом.

После того как мы съехали я начал искать новое место, что оказалось весьма проблемно. Цены на аренду поднялись буквально за месяц в 2-3 раза на аренду. Сняли даже то, что стояло по 2ва года без арендаторов. То что попадалось требовало новый ремонт, а сил уже на это не было. И притом опять никаких гарантий, что через 2--3 года всю территорию ни купит какой-нибудь застройщик и тебе опять не скажут: - До свидания. Ездить же на другой край Москвы ну совсем не хотелось, да и там в общем то цены не дешевле. ВАО было всегда более приемлемым и дешевым, а тут как будто на рублевке оказался. По новым цена я понимал, что буду работать только на одну аренду даже с учетом всех моих заявок и роста, что не имело ни какого смысла. Перевезли все, что смогли в гаражи и просто стали ждать и искать варианты.
Сервис3.jpeg
Сервис2.jpeg


Ну а кто сказал, что сборка самолета это легко? )
Как только сервиса не стало, у меня появилось больше времени на полеты, чем я воспользовался и закрыл вопрос с PPL. Тут уж не бывает худа без добра. Прошло время и мы нашли новый подходящий вариант. Из минусов - теперь на дорогу я трачу 1 час на авто, а раньше я за 1 час доезжал до работы на велосипеде через отличный лесопарк. Из плюсов - помещение теплое в отличии от первого, где мы кучу денег платили за электричество, чтобы его отапливать. Это центр. Теперь удобнее не только мне. Ну и хорошо хоть в бойлер с батареями не вложился в старом месте (было тоже в планах).
Может я очень длинно вам ответил, Остапа понесло... Но я не считал и не считаю, что путь будет легким. А теперь я еще знаю людей кто 10 лет на это потратил и в общем то тоже готов и к этому если оно будет в удовольствие. Касаемо помещения тут вы не правильно сделали вывод. Помещение уже есть.
СборкаRV10.jpeg


Улучшайзинг инструмента

Сборка-RV10.jpeg


И первые шаги

Сборка-RV10-1.jpeg


В комплекте не оказалось одной нижней петли после проверки. Написал в VAN's, без всяких споров уже отправили. В общем то для клепания обшивки это не мешает, поэтому продолжаем процесс сборки.

P.S. Прочитал комментарии ниже. Спасибо за поддержку. Она тоже очень важна. Иногда начинаешь верить в чудеса. Не ждешь помощи, а она приходит не весь от куда. Без поддержки людей, которые помогали мне в ремонте, потом с перетаскиванием всего барахла которое успел накопить, я бы один точно не справился. Сейчас также отвечают на кучу вопросов с кем успел познакомится, что тоже не мало важно.

Удачи! Делитесь прогрессом, будем следить! Интересно, как решите вопрос с логистикой для сборки, живя в городе.
Очень хотелось бы, чтобы и молодые подтягивались. Поэтому обязательно.

Забегайте сюда


Помогу чем смогу 😉
И по доставке из USA подскажу.

Для меня этот вопрос скоро опять будет актуален. Следующий комплект на очереди крылья. Срок изготовления мне ответили на сегодня 10 месяцев. Пытаюсь узнать у VAN's о предоплате, но пока молчат, либо переводчик гугл что-то не так переводит. По хорошему раз такие сроки нужно бы уже делать заказ, чтобы потом год не ждать с хвостом посылки.

Ну и пока все это дело движется, небо тоже не забываем. Стараюсь вырваться иногда в Щекино и на планерах полетать. Уж очень мне хотелось это тоже попробовать. И зашло тоже неплохо. Видимо мне все равно на чем летать - все нравилось на чем летал, что-то больше, что-то меньше, но абсолютно все.

Планер.jpeg
 
Доработка станка (красного) для димплирования отличная 🙂
Я больше скажу. Тут ребенок захотел помочь. Ну а куда без детей то, кому как не вам знать) ? Так вот пришлось еще пару отверстий сделать, чтобы рычаг уменьшить. Тем самым получился не просто станок для димплирования, а тренажер с разным усилием. Хочешь покачаться подальше рычаг, ну а хочешь полегче поближе. Одним словом нужно получать патент на изобретение).
 
Вансы отвечают долго. Очень неторопливые ребята 🙂
Попинывайте их по телефону. И будет вам щасте 🙂)
 
Пару недель назад закончил работу над вертикальным стабилизатором. Первые шаги сборки были описаны в инструкции достаточно подробно, поэтому каких либо сложностей не возникло. Идет привыкание к размерам в дюймах, названиям клепок, где нужно делать димплинг (по русски ямочки, но думаю как-то иначе это называется), где нужно делать зенковку, к клепанию и т.д.
Первые клепки запорол. Ударный пистолет был без регулировки и к нажатию нужно привыкнуть.
Клепка.jpg

Потом в дело пошел сквайзер, которым оказалось работать проще.
Лонжерон.jpg

Ну и спустя несколько дней было все готово к окончательному клепанию на скелет обшивки
Вертикальный стабилизатор.jpg

Потренировавшись еще несколько раз на обычном листовом металле начал клепание. Сам процесс занял еще пару дней. В итоге примерное затраченное время на сборку вертикального стабилизатора, получилось порядка 40 рабочих часов
Время на Стаб.jpeg

Тут не учитывается то время которое было потрачено на просмотр картинок и видео которое удалось найти. А по сути хорошего контента не так много - я бы выделил вообще только пару. Зарубежных видео полно, но каналы снимают видео в режиме тайм-лапс без каких либо комментариев, где толком ничего не понятно.
 
Я больше скажу. Тут ребенок захотел помочь. Ну а куда без детей то, кому как не вам знать) ? Так вот пришлось еще пару отверстий сделать, чтобы рычаг уменьшить. Тем самым получился не просто станок для димплирования, а тренажер с разным усилием. Хочешь покачаться подальше рычаг, ну а хочешь полегче поближе. Одним словом нужно получать патент на изобретение).

Отличный станок. Далее в строительстве встретитесь с рекомендацией использовать ударный метод для листов потолще (баки например). Ударный метод позволяет димплить четче/глубже чем ужимной. Можно достичь более равномерной посадки заклепки в ужимной димпл если пройтись по нему пару раз ручным deburring tool. Чисто работаете.
 
Алексей приобретите обязательно регулятор давления для пистолета. Без него очень сложно получить хороший результат, особенно с #40 размером клёпок. Также по возможности приобретите себе Tungsten river bar (проставку), с ней клепки будут на порядок лучше получаться. Вот Лина на ту которой пользуюсь я: Здесь
Она не дешевая, но поверьте стоит того.
У вас все получается отлично, так держать !
 
Отличный станок. Далее в строительстве встретитесь с рекомендацией использовать ударный метод для листов потолще (баки например). Ударный метод позволяет димплить четче/глубже чем ужимной. Можно достичь более равномерной посадки заклепки в ужимной димпл если пройтись по нему пару раз ручным deburring tool. Чисто работаете.
Попробовал разницу между ударным методом и ужимом ~ разница действителено, не значительно но заметна, даже на тонком металле. Нервюры и лонжероны сквизером делаю, вот там разница минимальна. Сквизер хорошо обжимает. За комментарие спасибо! Обязательно в видео вставлю потом сравнения для будущих строителей которое начал делать

Ссылка на первое видео:
 
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. По часу-два-три в день и прошел еще один месяц и за этот месяц успел практически закончить руль направления и приступить к сборке горизонтального стабилизатора. Стал больше снимать работу на видео. Клепание стало получаться значительно лучше. Но как бы все внимательно не читал и делал, ошибки все же появились. Схема сборки руля немного отличается от сборки вертикального стабилизатора тем, что руль собирается из двух частей. Так сделано потому, что клепать места внутри не остается. Поэтому сначала приклепываем как бы усилители-стрингеры или ребра нервюр точнее к обшивке, а затем две половины соединяем. И вот тут я и сделал ошибку, которую заметил уже после того как начал приклепывать лонжерон.
Лонжерон с обшивкой.jpg

С одной стороны у меня обшивка легла идеально, а с другой появились незначительные "горбы". Если прижимать их руками то конечно все это уходит. Я могу понять образование таких вещей во время клепания: расширение металла и т.п. Но здесь когда деталь изначально ложилась идеально, и потом все это насверливалось, не должно по идее такого быть, хотя опыта мало и конечно я не могу точно утверждать. Но меня этот вопрос до утра мучал. С утра я попав на работу стал изучать свою сборку и понял, что я не правильно склепал ребра нервюр. Для того, чтобы это понять нужно было зеркало, без него просто не видно место сборки всего узла. Смотреть просто в отверстия со светом, казалось все идеально. Было решено разобрать. Расклепывать я уже тоже научился аккуратно, но здесь было всего проще: несколько "забивных" заклепок и большая часть была вытяжных. Вытяжные высверливать можно практически с закрытыми глазами, поэтому времени процесс много не занял.
нервюра.jpg

Единственное неудобство это место высверливания, его очень мало. Верхняя часть у меня легла как правильно, но разбирать еще весь верх не было желания. Да и клепок скорее всего уже не хватит, придется заказывать отдельно. Может лишние и есть, но их точно не много, а тут уже пару десятков я израсходовал на переделку.
нервюра-не.jpg

Без лонжерона, если знать где искать, сразу видна неправильная сборка. Верхняя часть ребра нервюры должна быть снизу соединения, как и нижнее ребро. Но так как я деталь соединял не целиком, а снизу вверх изгибая обшивку (по инструкции), то из-за изгиба видимо легло как легло, а я не обратил внимания. Сами ребра очень тонкие, меньше 1 мм, и я не знаю на сколько играет роль соединения ребер. Но если пытаться изгибать ребро в разные стороны, то обшивка тоже немного играет, т.к. она еще тоньше. Но в любом случае лучше делать как была предварительная сборка и рассверливание отверстий.
нервюра-п.jpg

Все переделано
нервюра-пр.jpg

Для того чтобы не поцарапать обшивку во время высверливания клепок и клепания, подкладывал картон. Патроном дрели, не смотря на то что пневмо-дрель очень небольших размеров, сделать дыру в таком тонком металле можно очень быстро и легко.
руль направл.jpg


По рулю осталось заклепать заднюю кромку. Для этого заказал специальные приспособления которые подсказал мне Владимир (канал "От Винта"). И оставил на потом работу с утяжелителем, т.к. пока не знаю, как правильно поступить. Не сходится четко обшивка. Для того, чтобы обшивка сошлась нужно по хорошему пилить утяжелитель, а вот нужно и можно ли это делать нужно выяснить. Или же нужно рассверливать отверстия для его выравнивания. Одним словом пока этот вопрос отложил.
руль груз.jpg


По времени. На сборку ушло почти полтора раза больше времени нежели на вертикальный стабилизатор. Большая часть времени потрачено на подготовку деталей, которых здесь гораздо больше.
Готовлю видео по сборке и иду дальше собирать горизонтальный стабилизатор....
 
Последнее редактирование:
Назад
Вверх