Наколенный планшет НПЛ-М

P

pilot29

Имеем шкалы:

1 – неподвижная - проценты
2 – подвижное кольцо –расстояния и скорость - километры, километры  в час

3 – неподвижная – время (мин-сек или час-мин). На шкале также имеются; круглый красный индекс на числе 36 – предназначен для перевода скоростей из м/с в км/ч и обратно; квадратный красный индекс на числе 10 и треугольный красный индекс на числе 60.

4  – неподвижная шкала с нанесенными расходящимися линиями углов сноса (в градусах) и дугами путевой скорости (в процентах)
5  - подвижный прозрачный лимб с нанесенными по периметру градусами от 0 до 360.

Шкалы 2 и 3 используются для штилевого расчета полета, аналогично таким же шкалам на линейке НЛ-10М, когда по имеющимся длине участка маршрута S и воздушной (приборной) скорости ЛА  V рассчитываем время прохождения участка t=S/V

Ключ: Напротив красного треугольника шкалы 3 выставляем воздушную (приборную) скорость ЛА (например, 180 км/ч), после чего на шкале 2 находим длину участка маршрута (например, 27 км) и напротив него на шкале 3 считываем время полета в минутах (9 минут).
Таким образом просчитываются все участки маршрута, выполняется штилевой расчет и заполняются соответствующие таблицы в планшете или на бумаге – в Штурманском плане полета.
 

Вложения

  • NPL-M-2.JPG
    NPL-M-2.JPG
    116,6 КБ · Просмотры: 1.345
Следующий этап – расчет полета с учетом ветра.
Имеем:
Метеорологическое направление ветра (откуда дует) на эшелоне полета в градусах (например, 120 градусов)
Силу ветра на эшелоне полета U в м/с (например, 10 м/с)

1. Переводим ветер в навигационный, прибавив (или вычтя) к метеорологическому направлению 180 градусов:  120+180=300 градусов
2. Переводим скорость ветра из м/с в км/ч:
Для этого напротив красного индекса 10 на шкале 3 устанавливаем скорость в м/с (10), а напротив круглого красного индекса шкалы 3 по шкале 2 считываем скорость в км/ч (36).

3. Теперь нужно вычислить, какую часть составляет скорость ветра U от воздушной скорости ЛА V в процентах:
Для этого напротив цифры 100% шкалы 1 ставим скорость V (в нашем примере V=180км\ч) , а напротив числа 36 шкалы 2 (скорость ветра) по шкале 1 считываем 20%.

4. После этого поворачиваем прозрачный лимб 5 так, чтобы стрелочка шкалы 4 смотрела на 300 (наш навигационный ветер) и карандашом, имеющимся в комплекте планшета, из начала координат рисуем вектор ветра длиной 20% и направлением 300. На конце вектора рисуем поперечную засечку – так потом точнее считываются данные.
 

Вложения

  • NPL-M-3-2.JPG
    NPL-M-3-2.JPG
    72,5 КБ · Просмотры: 890
5. Определяем УС. Поворачиваем прозрачный лимб 5 так, чтобы стрелочка шкалы 4 смотрела на ЗМПУ (заданный магнитный путевой угол) нашего участка пути (например, ЗМПУ=50 градусов). Конец вектора ветра на шкале 4 указывает величину УС (угла сноса). Влево – УС со знаком (-), вправо – со знаком (+).
Пример: ЗМПУ=50 град., УС=-12 град.
 

Вложения

  • NPL-M-4.JPG
    NPL-M-4.JPG
    69,5 КБ · Просмотры: 769
6. Определяем магнитный курс с учетом ветра. Если по формуле , то МК=ЗМПУ-(+-УС)=50-(-12)=62 град., а по простому: если ветер сносит нас влево , то нам нужно довернуть вправо на величину угла сноса (УС), т.е. был курс 50, станет 62. Аналогично, если сносит вправо – отворачиваем влево. И, соответственно, поворачиваем прозрачный лимб 5 на новый МК с учетом угла сноса.
 

Вложения

  • NPL-M-5.JPG
    NPL-M-5.JPG
    76,7 КБ · Просмотры: 693
7. После того, как повернули лимб 5 на МК, конец вектора ветра на шкале 4 указывает величину W (путевой скорости) в процентах (в нашем случае, что-то около 90-91%).
По шкалам 1 и 2 переводим скорость из процентов в км/ч, как было указано выше. Получается 163 км/ч.

Аналогично рассчитываются и остальные участки маршрута.
Если ветер на других участках маршрута разный, то для этих участков рассчитываются и рисуются свои векторы ветра.
 

Вложения

  • NPL-M-6.JPG
    NPL-M-6.JPG
    50,2 КБ · Просмотры: 692
А теперь небольшая выдержка по навигационному треугольнику скоростей из классического учебника "Самолетовождение", авторы М.А. Черный и В.И. Кораблин:
 

Вложения

  • nav-treug01.JPG
    nav-treug01.JPG
    56 КБ · Просмотры: 711
Здравствуйте!
У меня такой вопрос :
Можно ли с помощью " Наколенный планшет НПЛ-М" расчитывать ЛУР , как то я не нашёл информацию по этому  моменту.
Если можно расчитывать ЛУР, поясните пожалуйста пошагово,как с помощью планшета НПЛ-М произвести эти расчёты...

Заранее благодарен.
 
Сначала посмотрите, с помощью каких ключей и шкал рассчитывается ЛУР на НЛ-10м, а потом посмотрите, есть ли они на НПЛ.
 
такие "штучки" имеются в большом кол-ве на складах аэродромов учебных организаций ДОСААФ, там есть ещё много всяких прикольных штучек - держатели карт, ветрочеты, линейки, шлемофоны, очки полётные, всё в пыли..., хотя даже сейчас вещи нужные.
 
Я бы НЛку приобрел, НПЛ у меня уже есть.  Адресок магазинчика не подскажете?
 
Планшет можно еще приобрести на "блошином рынке" в Москве в Измайлово. Лучше в субботу
 
N666BK , у Вас же есть НПЛ ,скажите , ЛУР на ней можно расчитать ???
Вообще расчёты  аналогичные с НЛ-10 ???
Или же намного меньше расчётов можно производить с помощью НПЛ ???
 
Парни приветствую!!!
Не жданно не гаданно, друг - вертолётчик,подарил свой НПЛ-М,с которым отлетал много лет...
Дорогой для меня подарок...
Скажите,есть ли у кого подробная инструкция-мануал полный  по его освоению...???
Может у кого в электронном виде есть??
Выложите тут если не сложно...
Заранее благодарен.
 
Из практики. Эта штуковина никогда не применялась по назначению. Обычно внутрь вставляли дополнительные странички из белого целулоида дабы использовать как удобный блокнот, да еще мандрички (это обычно мнемонические схемы полета,  ИШРы, схемы движения и заходов). Для расчетов УС и др. перед полетом гораздо удобнее НЛ-ка, а в полете на это времени нет. В полете обычно используют нав. расчеты в уме. Я бы рекомендовал, как раз, овладеть счетом в уме.  http://scilib-avia.narod.ru/Samarjayan/contents.htm
 
Назад
Вверх