Неподъемная сила

Дмитрий Шаповалов (Velocity)

Хвост в самолете лишняя деталь!
Откуда
Москва
Неподъемная сила

Источник: газета «Российская газета»
Автор:  Куликов Владислав
Опубликовано: 10.06.2009, 10:05​

Закон запретит высоким чинам создавать аварийные ситуации в воздухе


Совет Федерации разработал законопроект для радикального решения больших проблем с малой и частной авиацией, которая все чаще становится аварийной и опасной.

Предлагается привлекать к уголовной ответственности VIP-пассажиров, мешающих командиру воздушного судна или его экипажу в полете, поставить на реестровый учет все самолеты малой авиации и создать независимую комиссию по расследованию авиакатастроф.

Такие инициативы сенаторы намерены прописать в законе о государственном контроле и надзоре в сфере обеспечения безопасности полетов авиации в Российской Федерации. Одна из важных инициатив касается VIP-пассажиров. Как показывает практика, многих руководителей жизнь ничему не учит. Они забывают, что в небе земная власть заканчивается и начинают действовать нормы воздушного законодательства.

Примеров тому масса, далеко за ними ходить не надо. При этом VIP-пассажиры вместе с собой уносят на тот свет и обычных граждан - пилотов, вынужденных выполнять дикие команды боссов, охранников, помощников. Изменить привычки "больших людей" не так-то просто, но и оставлять как есть нельзя.

- Впервые в законопроекте определены основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности полетов авиации в Российской Федерации, в том числе дано определение термину "малая авиация", - сообщил "РГ" независимый эксперт в области авиации и безопасности полетов генерал-майор авиации Игорь Семенченко. - Между тем речь идет о достаточно большом парке машин, по некоторым данным в стране эксплуатируется около двух с половиной тысяч малоразмерных летательных аппаратов.

По другим оценкам, число частных летательных аппаратов в России варьируется от 3 до 6 тысяч. Такой разброс цифр объясняется тем, что большое количество машин нигде не зарегистрировано. Часть самолетов и вертолетов завозится в страну контрабандой. Другие оформляются по заниженной цене.

Конечно, по числу небольших самолетов и вертолетов мы пока уступаем высокоразвитым странам, где частный авиапарк измеряется сотнями тысяч машин. Но у нас малая авиация растет спринтерскими темпами. Уже сейчас в небе Подмосковья каждый день появляются "неопознанные летательные объекты" с богатыми людьми на борту, а то и за штурвалом. При этом нет никакой гарантии, что, выделывая кренделя в небе, самолет с VIP-пассажирами не спикирует на жилые постройки. А еще есть бизнес-авиация, многочисленные аэроклубы, где учится летать средний класс. Различные воздушные школы для молодежи. Ну а про охотничьи полеты с использованием вертолетов не стоит даже напоминать. В отличие от большой авиации, где регламентировано до мелочей каждое движение летчиков, малая находится в свободном полете с правовой точки зрения. Живет по размытым правилам, которые то и дело нарушаются. А потому несет потенциальную растущую угрозу и тем, кто в небе, и тем, кто на земле.

Сегодня закон возложил надзор за полетами всех гражданских воздушных судов на Госавианадзор Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Однако эта служба занимается преимущественно большой авиацией. Владельцы и экипажи малых летательных аппаратов попадают под контроль, если сами придут в надзор и официально зарегистрируются. Хозяев таких летательных аппаратов инспекторы авианадзора могут привлечь к ответственности, заставить устранить какие-либо нарушения либо вообще запретить полеты. Если же владелец летающей машины ее не зарегистрировал, то инспектор ему не указ.

Теперь сенаторы предлагают положить конец такой вольнице. По замыслу авторов идеи все пилоты малой авиации должны получать соответствующие лицензии, а все что летает - вплоть до планера - обязательно ставить на учет. Система должна работать по типу гаишной, когда ездить без прав и номеров себе дороже.

Интересно, что, как полагают авторы законопроекта, страховой полис и лицензии должны защитить пилота и от произвола VIP-пассажиров. Сегодня многие летчики идут на поводу у высокопоставленных персон, боясь потерять работу. Даже если ситуация смертельно опасна, пилот надеется на авось и свое мастерство.

Но, как говорят сенаторы, если летчик будет знать, что за опасные маневры может лишиться лицензии и вылететь с волчьим билетом из авиации, станет ли так же послушно закладывать виражи? В небе должен быть только один начальник - тот, кто за штурвалом.

В законопроекте особо прописано, что пассажиру любого ранга вообще запрещается вступать в контакт с летчиком. А для непонятливых начальников (в том числе и высоких чинов) предлагается ввести уголовную ответственность за вмешательство в управление воздушной машины - от трех до пяти лет лишения свободы. Строго? Но ведь речь идет о жизни и смерти.

А все летательные аппараты должны быть сертифицированы и застрахованы, что тоже укротит нрав влиятельных персон в полете. Страховые компании не любят рисковать деньгами и вряд ли будут прощать чудеса на виражах. Если они откажутся выдавать полис, самолет останется на земле.

Чтобы небольшие самолеты не превращались в неопознанные объекты в небе, предлагается создать специальные диспетчерские центры, которые будут отслеживать полеты малой авиации. Любой вертолет или самолет, взлетевший в воздух, должен сразу попадать под контроль человека на земле - точно так же, как это происходит сегодня в большой авиации.

- Мы предлагаем уведомительный принцип, - объясняет Игорь Семенченко. - Пилот малой авиации будет не спрашивать разрешение, а сообщать: я взлетел, направляюсь туда-то, дайте эшелон. Вообще, главная цель проекта - не возвести какие-то запретительные барьеры, а, наоборот, создать инфраструктуру для развития малой авиации.

Еще одно важное предложение касается и большой, и малой авиации. Законопроект предусматривает создание независимой комиссии по расследованию авиакатастроф. Причем в следственные бюро должны входить не только технари, как сейчас, но и летчики. Независимые эксперты, не связанные какими-то ведомственными обязательствами, смогут более объективно разобраться, где вина экипажа, а где отказ техники.

Прямая речь

Виктор Озеров, председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности:

- Сегодня деятельность в области авиации России регламентируют более 30 федеральных законов и 10 указов президента, более 50 постановлений правительства и 150 различных приказов и инструкций министерств и ведомств. Положения ряда из них зачастую противоречат друг другу, вносят неразбериху и хаос в действия авиационного персонала. Причем с несовершен ством законодательства прямо или косвенно связаны 60 процентов авиационных происше ствий.

В Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности подготовлена доработанная законодательная инициатива "О государственном контроле (надзоре) в сфере обеспечения безопасности полетов в авиации Российской Федерации". Практически все замечания, которые отмечались в заключении правительства, устранены. Кроме того, в данном законопроекте учтены самые современные требования международного воздушного законодательства.
 
А с регистрацией ВС так разобраться и не могут. Не помогают пикеты, распоряжения, письма и уговоры. Типа сделают закон дополнительный к существующему 85-му по регистрации и всё пойдет как по маслу  ;D Может сначала изменения зависшие к 85-му сделаем? Давно валяются согласованные.

Только сегодня звонили очередные страдальцы. Пошли регистрировать самолетку в ЦУГАН, а им - Ваш самолет производится серийно и имеет сертификат типа (правда иностранный, не котирующийся здесь). Регистрировать не будем как ЕЭВС! Любому дебилу, хоть сутки связанному с авиацией, абсолютно понятно, что зарегистрировать кроме как ЕЭВС самолет, не имеющий сертификата типа в России почти невозможно и цена регистрации с получением сертификата типа сопоставима со стоимостью самого ВС.

Может всё таки снять мораторий на смертную казнь???? Не успел за 10 дней провести обработку документов в выдать регистрацию - выходи во дворик ЦУГАНа и тебя расчитают .... до трех.
 
Пошли регистрировать самолетку в ЦУГАН, а им - Ваш самолет производится серийно и имеет сертификат типа (правда иностранный, не котирующийся здесь). Регистрировать не будем как ЕЭВС! Любому дебилу, хоть сутки связанному с авиацией, абсолютно понятно, что зарегистрировать кроме как ЕЭВС самолет, не имеющий сертификата типа в России почти невозможно и цена регистрации с получением сертификата типа сопоставима со стоимостью самого ВС.


Вопрос у меня глупый. Вот соберу я допусти STOL 701. Так мне скажут то же самое: "Ваш самолет производится серийно и имеет сертификат типа (правда иностранный, не котирующийся здесь). Регистрировать не будем как ЕЭВС"
????
 
Необходимо отстаивать распространение действия Федерального закона "О техническом регулировании" на гражданскую авиацию!

1.Этот закон предусматривает обязательную и добровольную сертификацию.
2.В соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" "серийность" не является обязательным требованием безопасности при сертификации продукции, находящейся в обращении на рынке!
Обязательными требованиями безопасности являются только те, которые наносят вред жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу,окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, вводят в заблуждение приобретателей.
К числу таких требований безопасности относятся:
безопасность излучений;
биологическая безопасность;
взрывобезопасность;
механическая безопасность;
пожарная безопасность;
промышленная безопасность;
термическая безопасность;
химическая безопасность;
электрическая безопасность;
ядерная и радиационная безопасность;
электромагнитная совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;
единство измерений;
другие виды безопасности в целях, соответствующих пункту 1 статьи 6  Федерального закона "О техническом регулировании".
2.Пункт 3 Статьи 4 ФЗоТР гласит:  "3. Федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера, за исключением случаев, установленных статьей 5 настоящего Федерального закона". (Статья 5 ФЗоТР - о продукции, поставляемой по гособорозаказу. Обороннная продукция не подпадает под требования технических регламентов. Кстати, на таможне требуют заключение Минобороны о том, что ввезенный в Россию самолет такой-то  не относится к военной продукции, не является вооружением.) Бумажка, за подписью Девочкина, о недопустимости сертификации серийных ВС - это не более чем рекомендация, принимаемая к сведению.
3. ФАП-118 не действует в системе обязательной сертификации! Воздушный кодекс установил, что легкие и сверхлегкие воздушные суда некоммерческого применения могут сертифицироваться актом индивидуальной оценки соответствия установленным требованиям летной годности, без сертификации типа, т.е. ЕЭВС сертифицируются в соответствии с требованиями к нетиповой конструкции в системе добровольной сертификации, соответственно все требования к ЕЭВС носят рекомендательный характер.

На сегодняшний день это единственный Федеральный закон,
прямо ограничивающий вмешательство чиновников всех рангов в  процедуры сертификации и техническое регулирование. Этот закон "проявил" клановость существующих структур государственной власти, находящихся в постоянной конкурентной борьбе.

К сожалению многие наши коллеги как кролики перед удавом "зомбированы" высокопоставленными чиновниками, которые лоббируют законодательные инициативы, направленные на отмену распространения действия этого закона на ГрА. Если таковое произойдет, то мы уже никогда не выберемся из технологической "ямы". Авиастроение окончательно разорится из-за отсутствия массовости, недостатка технологических и интеллектуальных ресурсов.
 
Назад
Вверх