О готовности к "непреднамеренному" взлёту

M

mErLin

Садясь в самолёт - даже если вы собрались просто порулить и побегать по полосе - всегда готовьтесь так, как-будто собрались на маршрут. Иногда помогает 😉

Приехал на а/д,имея желание потрещать движком и погреть сильно "застоявшийся" борт. Желания летать, естественно, не было никакого: НГО 50-70м, снежные заряды, лужи со снежной кашей на полосе, ряд нерешённых проблем с ВМГ и, вдобавок, более 1.5мес перерыва в полётах.

Вначале постоял на стоянке в режиме МГ. Выехал на полосу погоняться на взлётном (чтобы не дуть на хозяйство) и немного "размять шасси". В районе дальней КПБ деревенские ковыряются с застрявшим снегоходом - дай, думаю, поеду, поглумлюсь, спрошу с хитрецою в голосе - как идут дела (ибо уже надоело гонять их с нашей территории). Естественно, не пересаживаться-же ради этого на машину. Проехал. Вроде полоса и ничего так... самолёт крутит, клюёт на лужах,  но если не сбрасывать режим, то держит направление нормально. Пробежался пару раз побыстрее. Снег немного укатался, жизнь наладилась. Дай, думаю,  проедусь с подъёмом передней стойки. Проехался. Ну всё - проверяем теперь увеличение длины разбега для данной глубины снега 😉 - и домой на стоянку. Разбежался, чуть оторвал основные, плюхнулся - отлично. Тормозится в глубоком снегу прекрасно.  400м разбег (в норме - 270-300), 50м на "висение", 150 на томожение. Ещё метров 100 остаётся после остановки (а если считать до первых "смертельных" бугров после КПБ - тогда все 200м). Подпрыгнул ещё пару раз. Ну, думаю, крайний раз и домой. Разбегаюсь (обе руки держу на штурвале, потому как сильно трясёт). Отрыв. Тянусь убрать режим и вдруг - порыв ветра. Теряю секунду на сохранение направления, опаздываю убрать РУД. При этом, рефлекторно, как и в предыдущие разы, продолжаю тянуть штурвал для более эффективного гашения скорости. Самолёт отходит метров на 5. Чувствую, что коснусь земли в районе знаков и заторможу аккурат возле первых бугров. Вижу офигевшие поднятые лица пейзан, которые именно сейчас, мать их за ногу,решили тянуть свой снегоход УАЗиком через нашу полосу безопасности (что характерно, видя катающийся борт). Ладно, продолжаем взлёт: отстой не слит, остекление толком не почищено, курсовая и давление не выставлены, выше 50м видимости нет совершенно. Убираю закрылки - чувствую, что-то не то: идут лениво, "зависают". Ко 2му развороту имеем шубу на передней кромке.  Самолёт явно не летит. Кое-как блинчиком дохожу до ближайшей большой поляны, там блинчиком разворачиваюсь, захожу на повышенной скорости, вылезаю, заглядываю под крыло. На закрылках висят ледяные "бульбы" по нескольку кг каждая и такие-же бульбы висят на всех шарнирах. Обтекателей основных стоек не видно вообще. На ГО тоже полно снизу льда (забрызгал, пока весело рулил по лужам)
Вообщем, вырвал седые волоски, поставил борт на стоянку и поехал домой с чувством новоприобретённого опыта   :-/
 
Молодец, не растерялся! А был пристегнут? БПС(если имеется) была расчекована? Удачи в Новом году!
 
Первый раз пробовал как ведёт себя дельталёт на лыжах, хотел покататься туда-сюда приноровится к управлению, а чуток газу прибавил и я уже лечу! Разгон и отрыв несравнимо быстрее чем с поплавками, не ожидал такой прыти. Благо места на реке много, приземлился спокойно.
 
Молодец, не растерялся! А был пристегнут? БПС(если имеется) была расчекована? Удачи в Новом году! 
Спасибо. Пристёгиваюсь до запуска всегда и везде. В данном случае - 3-точка (увы, имеется свежее свидетельство недостаточности поясного ремня). Для борта массой 975кг БПС, полагаю, сравнительно недешёвое удовольствие 😉
 
@ mErLin
Правильно, что написал об этом.
Возможно этим рассказом ты кому то спас жизнь или сохранил здоровье.
Почитают и будут осторожнее в своих желаниях.

А вот не дай Бог не получилось бы у тебя благополучно приземлиться и тут бы опять начали версии выдвигать одна фантастичнее другой.
Зачем он полетел в такую погоду? :-?
Хрен бы догадались до истиной причины.
 
о том что садясь в кабину самолета нужно пристегиваться говорит еще один случай из "большой авиации"
дело было в Черняховске на с-тах Су-24 во время проведения предварительной подготовки
техники САУ иАО одновременно проводили проверки в кабине (расположение - пилот и штурман -рядом), кто садился в кабину с-та знает как неудобно сидеть на привязных ремнях, техник АО, чтобы избежать этих неудобств, одел привязную систему и не прогадал, копаясь на приборке он каким то образом зацепил ручки катапультирования за РУС, в соседней кабине техник САУ проверял "триммирование" и РУС  пошел "от себя" , вытащив ручки катапультирования из кресла  в кабине где сидел АОшник... выстрел катапульты и ошарашенный техник спускался на парашюте  .Был большой разбор, но в итоге АОшника наградили именными часами за первое катапультирование с земли при нулевой скорости на этом типе самолета.(рассказано со слов очевидца)
 
"дело было в Черняховске на с-тах Су-24 во время проведения предварительной подготовки"                                     "в соседней кабине техник САУ проверял "
Как это?  Что кто-то из летчиков забыл в кабине ИНДИВИДУАЛЬНУЮ подвесную систему? Или это был штурман-разгельдяй? Хотелось бы и посмотреть на героя техника, который добровольно напялит на себя "забытую" ипс, да без давления в гидросистеме РУС с места не двинется , т.е. :-? тут был кто-то третий кто запустил двигатели. Но как они в троём залезли в кабину? А?http://www.reaa.ru/yabbfiles2/Templates/Forum/default/huh.gif
 
Наконец-то mErLin начал радовать своим незаурядным писательским талантом на правильном форуме.  😉
 
о том что садясь в кабину самолета нужно пристегиваться говорит еще один случай из "большой авиации"
дело было в Черняховске на с-тах Су-24 во время проведения предварительной подготовки
техники САУ иАО одновременно проводили проверки в кабине (расположение - пилот и штурман -рядом), кто садился в кабину с-та знает как неудобно сидеть на привязных ремнях, техник АО, чтобы избежать этих неудобств, одел привязную систему и не прогадал, копаясь на приборке он каким то образом зацепил ручки катапультирования за РУС, в соседней кабине техник САУ проверял "триммирование" и РУСпошел "от себя" , вытащив ручки катапультирования из креслав кабине где сидел АОшник... выстрел катапульты и ошарашенный техник спускался на парашюте.Был большой разбор, но в итоге АОшника наградили именными часами за первое катапультирование с земли при нулевой скорости на этом типе самолета.(рассказано со слов очевидца) 
Проходя службу в «ВВС»  на территории нашей необъятной Родины попал в полк, где базировались «Су-24». Задал бывалым техникам вопрос: «Зачем под стабилизатор подкладывают два «буйка» красного цвета из пенопласта, которые связаны между собой веревкой и перекинуты через фюзеляж?»  Получил вразумительный ответ, для того чтобы стабилизатор не опускал переднюю кромку (ЦПГО) На фото - буйков нет и ЦПГО стоит на кабрирование. На вопрос: «А нафига?» В ответ получил приблизительно аналогичный рассказ описанный выше, но с рядом существенных отличий:
1)      Действующие лица: Штурман и Командир (Кстати оба пристегнуты к подвесной) 
2)      При отсутствии давления в гидросистеме РУС сдвинуть с места не возможно. Сам пробовал- видать силенок маловато.
3)      При появлении давления в гидросистеме РУС возвращается в нейтральное положение.
4)      И самый ключевой момент из за чего собственно и появились красные «буйки» При положении стабилизатора на кабрирование РУС находится на себя и случайно зацепился за ручки катапульты, после появлении давления привел  катапульту в действие, вернувшись в нейтральное положение.
5)      Первое что делает «вменяемый техник» после того как самолет заруливает на стоянку после вылет  и открывается фонарь, ставит предохранительные чеки на катапульту, кстати, он и извлекает все чеки, только перед закрытием фонаря, после того как экипаж привязан ремнями,  перед тем как выпустить самолет. Все операции пока самолет находится на земле производятся с установленными  предохранительными чекам. 

В остальном, история полностью правдива!
С уважением, Максим
 
Фото ЦПГО для лучшего понимания, но без "буйков"
 

Вложения

  • su-24_1.jpg
    su-24_1.jpg
    14,1 КБ · Просмотры: 97
О готовности к "непреднамеренному" взлёту
Все правильно сделал, что касается всего, что было после взлета! Все, что было до взлета.... сомнительно. Но в любом случае, молодец не растерялся.... :~)
 
о том что садясь в кабину самолета нужно пристегиваться говорит еще один случай из "большой авиации"
дело было в Черняховске на с-тах Су-24 во время проведения предварительной подготовки
техники САУ иАО одновременно проводили проверки в кабине (расположение - пилот и штурман -рядом), кто садился в кабину с-та знает как неудобно сидеть на привязных ремнях, техник АО, чтобы избежать этих неудобств, одел привязную систему и не прогадал, копаясь на приборке он каким то образом зацепил ручки катапультирования за РУС, в соседней кабине техник САУ проверял "триммирование" и РУС  пошел "от себя" , вытащив ручки катапультирования из кресла  в кабине где сидел АОшник... выстрел катапульты и ошарашенный техник спускался на парашюте  .Был большой разбор, но в итоге АОшника наградили именными часами за первое катапультирование с земли при нулевой скорости на этом типе самолета.(рассказано со слов очевидца)
Байка это. Не было такого никогда и быть не может. Ибо во первых пиропатроны только перед взлетом "расчековывают"( лет 60 существует  команда технику  перед запуском:-Установить ручку катапультирования в рабочее положение и снять с нее наземный предохранитель), во вторых РУС идет вперед, а "яйца" идут назад и вверх

Эта же история звучит и так :
Что, после запуска двигателей РУСы пошли вперед и правый рус, зацепившись за рычаг катапульты, привел последнюю в действие, отстрелил штурмана при V=0, H=0
 
каким то образом зацепил ручки катапультирования за РУС
Если вы когда-нибудь сидели на месте летчика в Су-24, могли бы и оценить возможность умышленно натянуть ручки катапульты на РУС, или хотя бы зацепить их за гашетку тормозов, аналогично и на штурманском месте с короткой или длинной ручкой.
техник АО, чтобы избежать этих неудобств, одел привязную систему
Покажите мне хоть одного техника, если это не газовка, который бы одевал на себя подвесную систему, да еще бы и пристегивался к креслу на каждом самолете в предварительную подготовку. Не смешите профессионалов.
А вот за то, что чек на катапульте нет и влез в кабину- можно было и 13-й лишиться вместе с техником самолета.
 
Если нет чек ни один нормальный технарь в кабину не запрыгнет, разговаривать об этом даже не стоит. А вот что то там за что то зацепилось при газовке улыбнуло.
 
Миль пардон! Эта история чистая правда. Было это в Черняховске, в начале 70-х, когда Су-24 только осваивали. На первых сериях ИПС небыло, в кресле намертво стояла обычная ПС, я застал с-ты этих серий. На Су-24 запуск дв-лей производится с закрытыми фонарями и ессно чек в креслах нет. Катапультировало штурмана кавказской национальности (звиняйте фамилию забыл), он приземлился рядом с самолем и по горячности так швырнул горшок о бетон, что тот пришел в негодность. Часы ему прислал Северин, с надписью "за успешное испытание".
 
Назад
Вверх