Опыт использования лыж на самолётах с максимальным взлётным весом 495 - 1500 кг.

wladislav

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Самара
   Предлагаю всем на основании зимней эксплуатации самолётов с максимальным взлётным весом от 495 до 1500 кг. поделиться своим опытом изготовления самих лыж, их установки с механизмом ориентации в полёте на стойки шасси и использования лыж для полётов с необустроенных площадок.
    Открытию данной темы послужили 2-е причины.
   Первая: Показ видеороликов зимних полётов на лыжах  гидросамолёта Че-28, имеющего мах. взл. вес 1200 кг. в теме "Полетел Че-28" раздела "Амфибии" получил  несколько негативных отзывов о работе наших лыж. Работа лыж даже на мокром снегу, под которым стоит вода, при плюсовой температуре нас вполне устраивает. Интересно узнать мнение большего числа профессионалов, услышать от них информацию о своём опыте применении лыж на самолётах. Интересно также узнать, как у кого организована ориентация лыж в полёте (фото механизмов ориентации лыж в полёте гидросамолётов Че-28 и Че-24  и дополнительные видеоролики зимних полётов на лыжах Че-28 и Че-24 помещю в ближайшее время).
   Вторая: Полёты с лыж на гидросамолёте Че-24, имеющего мах. взл. вес 650 кг.,показали, что с вышедшим из строя  механизмом ориентации лыжа в полёте встаёт поперёк направлению полёта нижней частью вперёд, т.е. позволяет произвести посадку, плавно прижав лыжу к поверхности ВПП, что нам и удалось сделать с второй попытки ( во время первой попытки лыжа ударилась о снежный бугорок задним концом и стала раскручиваться вокруг оси, ударяясь о поверхность ВПП передним концом и повредив немного его, т.к. ось лыжи смещена назад по её ходу. Во время был осуществлён быстрый набор высоты ). Кстати, во время проведения разбора данного АП было принято решение больше так не рисковать и в аналогичных случаях сажать самолёт с поднятыми лыжами на днище, благо для гидросамолёта посадка днищем на рыхлый снег является штатной. Возникает вопрос, почему лыжа, имеющая смещение оси подвески оной к стойке шасси назад ( для увеличения площади и подъёмной силы передней части лыжи для обеспечения её выхода на поверхность снега ) при поломке механизма ориентации не перевернулась в полёте, что должно было произойти, а встала поперёк направлению полёта нижней поверхностью вперёд даже после получения вращательного движения после неудачной первой попытки посадки самолёта?
 
Фото лыжи Че-24 с узлом её ориентации в полёте.
 

Вложения

  • x_81917230_1_.jpg
    x_81917230_1_.jpg
    27,2 КБ · Просмотры: 121
Фото узла ориентации лыжи Че-24 в полёте крупным планом.
 

Вложения

  • x_7ee5ef10_1_.jpg
    x_7ee5ef10_1_.jpg
    21,9 КБ · Просмотры: 119
Лыжи на Фермере. Зимняя эксплуатация с 2004г.
 

Вложения

  • IMG_0042_001.jpg
    IMG_0042_001.jpg
    85,1 КБ · Просмотры: 127
Ещё
 

Вложения

  • IMG_0041_001.jpg
    IMG_0041_001.jpg
    70,3 КБ · Просмотры: 137
Oldi, взл. вес моей авиетки меньше указанного тобой, но вот "дыбок" лыж ловил тоже. Объясняю это так.  Несмотря на то, что передняя часть более тяжелая, за счет "угла атаки" носа лыжи она стремится подняться в полете при переходе какого то определенного значения скорости. Мои, например, задирали нос при скорости выше 100 - 110 км/ч, при меньших скоростях - в норме. Для возникновения этого эффекта важно еще, чтобы лыжи были как минимум в горизонте, если носа опущены - подъемной силы не будет, могут и вниз нырнуть.  Из положения "носа вверх" плавненько снижался и нормально сажал.  Это в первый случай. Подтянул задние оттяжки, вроде порядок. Но потом при скоростных "маневрах" снова "дыбок", только на бОльшей скорости. Проснулась жилка испытателя, сразу с посадки - взлет, разгон V, кошу глазами на лыжи - закачались, ооп - носы вверх, сперва одна, потом и другая, смотрю за поведением самолета - летит, ничего опасного. Так раза три сделал для практики. Усилил оттяжки и забыл о таких делах.  Так что, действительно, при отказе механизма ориентации лучше иметь носа вверху. Но для этого нужно, чтобы лыжи были изначально в горизонтальном положении, даже лучше с небольшим положительным углом "атаки".  Вот такое личное мнение. 🙂
 
Полёты на Че-24 показали, что на левой лыже во время эксплуатации немного увеличился установочный угол лыжи в полёте, что при скорости 110 - 115 км/ч приводило к задиранию носка левой лыжи, а во время одного из полётов задирание носка было настолько большим, что произошло выскальзывание рессорок из паза уголка их крепления к лыже и вставанию лыжи поперёк потока подошвой вперёд, как и раньше. Пилотом было принято единственно правильное решение: лыжи были подняты в полёте и произведена посадка на днище, для гидросамолёта такая посадка является штатной и на этот раз всё прошло без происшествий и повреждений(см. видео посадки на днище - http://www.youtube.com/watch?v=QOZqiJ0UJyE, добавлю, что на видео показаны последующие посадки на днище с уже исправными механизмами ориентации лыж в полёте). По результатам предыдущего и данного случаев было произведено увеличение длинны рессорок на 50 мм., их количество увеличено до 3-х штук и для увеличения жёсткости стяжка их по центру болтом М6, что показано на фото выше.
 
Это прикольно придумано с рессорками. Доработать конечно конструкцию, а замысел на 5+.
 
Назад
Вверх