Остаться в живых 13-го… (Авиац.археология-11)

albert

Я люблю строить самолеты!
Этот материал я уже выкладывал на одном форуме, но он уже не работает, поэтому решил продублировать. Благо, тема на 100% наша. И да простят меня знатоки.
twerp_01.jpg

Проект иногда называют «Quickie Jet». Группа любителей приобрела недостроенный «Квики», хранившийся как экспонат в аэропорту Мохаве (США) и переделала его в реактивный, установив две авиамодельных турбины.

Еще на ранней стадии выяснилась склонность ТРД к отключению (что-то было не так с системой подачи топлива), но создателей это не остановило. Проектом заинтересовалась группа «Red Bull», которая начала снимать о нем фильм.

Первые полеты прошли успешно, но 13 мая 2016 г. везение кончилось. При заходе на посадку с сильным боковым ветром пилот принял решение об уходе на второй круг, но левый ТРД заглох. На некоторых форумах можно найти упоминания о том, что у «Квики» недостаточная путевая устойчивость. Тут ситуацию усугубило отсутствие обдува оперения винтом. Возможно также, что пилот не распознал момент от работающего ТРД справа и не убрал газ. При сборке же никто не озаботился установкой ТРД под углом (вектора тяг через ц.м.).
Control-768x431.jpg

Самолет резко повело влево, прямо на авиационную свалку. Прямо по курсу подвернулась деревянная бытовка, и пилот влетел в нее (это показалось менее страшным, чем таранить фюзеляжи «боингов»).

Вживую можно увидеть на видео (смотреть с 41-й минуты).

Mojave test pilot

Примчавшаяся съемочная группа к величайшему облегчению обнаружила, что пилот не только жив, но и стоит на ногах. Даже не знаю, что сказать…
Trailer-and-Wreckage-NTSB-Docket.png
 
Недавно до меня с трудом дошло, что был еще один фактор, способствовавший аварии. Убрав поршневой двигатель, создатели удлинили носовую часть (плюс балласт). Это сдвинуло ц.д. фюзеляжа вперед, ухудшив путевую устойчивость.
Целью полетов в тот день была проверка устойчивости к боковому ветру (а дул он в сторону свалки рядом с ВПП). Такого эффекта явно никто не ожидал.
 
Ну сама категория Experimental в США изначально предполагает частые аварии и катастрофы. В ней летает то что не пустили бы ни в какие в другие категории.
 
На стенке цеха где делали Корветы у Серебряных Крыльев в Самаре когда-то висел Квики, но в начале двухтысячных кажется его Юра Яковлев забрал и увез в Украину на восстановление. Сейчас видимо там, да поправят меня знатоки если соврал. Помню по отзывам говорили, что самолет очень сложен в управлении и имеет выраженную неустойчивость по тангажу, тем более что на нем применялась новинка тогда - боковая ручка управления и это было неординарно и непривычно вдвойне.
 
При сборке же никто не озаботился установкой ТРД под углом (вектора тяг через ц.м.).
Ну что за бред! Для того, чтобы при таком расположении двигателей пустить вектор тяги через ц. м., надо будет двигатели установит поперёк линии полёта! 😆
 
Почему? Сместить назад, масса у них небольшая. Кстати, изначально они стояли на пилонах на носу. Перенесли из-за нагрева обшивки.
 
На стенке цеха где делали Корветы у Серебряных Крыльев в Самаре когда-то висел Квики, но в начале двухтысячных кажется его Юра Яковлев забрал и увез в Украину на восстановление. Сейчас видимо там, да поправят меня знатоки если соврал. Помню по отзывам говорили, что самолет очень сложен в управлении и имеет выраженную неустойчивость по тангажу, тем более что на нем применялась новинка тогда - боковая ручка управления и это было неординарно и непривычно вдвойне.
Это был не Квики, а самолёт сконструированный Яковлевым по мотивам Квики. Общего у них только схема и соответственно похожий внешний вид.
 
На стенке цеха где делали Корветы у Серебряных Крыльев в Самаре когда-то висел Квики, но в начале двухтысячных кажется его Юра Яковлев забрал и увез в Украину на восстановление. Сейчас видимо там, да поправят меня знатоки если соврал. Помню по отзывам говорили, что самолет очень сложен в управлении и имеет выраженную неустойчивость по тангажу, тем более что на нем применялась новинка тогда - боковая ручка управления и это было неординарно и непривычно вдвойне.
Было на форуме: электричку из него сделали.
 
Назад
Вверх