Artem-Alien
Я люблю летать!
- Откуда
- Питер
Проблема выявлена на конкретном блоке предположительно китайского производства (см. ссылку), но не исключено, что может проявиться на устройствах, работающих по схожему принципу.
http://www.aircraftspruce.eu/2071-electronic-flap-control.htm
Самолет не мой, так что заранее приношу извинения за предположительность некоторых моментов (хотя владелец тоже не особо в курсе особенностей устройства и принципа работы его отдельных узлов).
Вначале — суть проблемы. После посадки, убрав закрылки, во время заруливания на стоянку обнаружили, что крайняя левая кнопка «UP» постоянно мигает. Попытки опять выпустить закрылки нажатиями других кнопок ни к чему не привели, а после остановки двигателя услышали жужжание моторчика актуатора закрылков (наверное, там есть какая-то проскальзывающая муфта, поскольку закрылки встали в упор).
Включили-выключили «мастер». Пульт протестировался (якобы), промигав всеми кнопками, и потух. Закрылки стали выпускаться, но при обратной уборке в крайнем верхнем положении все опять зависло. Кнопка мигает, моторчик жужжит и силится еще сильней прижать к днищу фюзеляжа поднятые до упора закрылки. Короче, случись это после взлета — садиться нам со свистом на голом крыле (посадочное положение — 36 градусов).
Собрали консилиум. Чаще всего звучало слово «концевик», но умные люди подсказали, что никаких концевых выключателей там нет — система ориентируется исключительно на датчик угла отклонения, который там вроде даже не резисторный (потенциометр), а оптический, как в компьютерной мыши. В общем, он не чувствует, что закрылок уже уперся — согласно датчику надо добрать до запрограммированного угла, вот он и добирает.
Пульт программируется примерно так, как автомобильная магнитола — в ручном режиме задаешь необходимый угол, а потом «записываешь» его на соответствующую кнопку. Те же умные люди посоветовали чуть отклонить убранные закрылки от механического упора (мы оставили примерно 2 мм между нижней платиной закрылка и днищем фюзеляжа) и записать это положение как «ноль». После этого все заработало без зависаний. Только вот надолго ли?
Не исключено, что этот зазор был изначально, но в процессе эксплуатации самолета (активно используемого в том числе для пилотажа) каким-то образом выбрался - небольшие деформации и самих закрылков, и в приводе наверняка при этом неизбежны. Мог и сам датчик сместиться, хотя я даже не представляю, где он стоит и как выглядит.
В результате реальный «ноль» стал опережать «приборный». И ничего с этим в полете не сделать — а это уже, на мой взгляд, довольно опасный конструктивный косяк разработчиков.
Пока что из этого небольшого происшествия сделали три вывода:
1. Надо включить в предполетный осмотр обязательную проверку этого самого зазора.
2. Не забывать проверять работу закрылков перед вылетом (выпустить и поднять обратно, если замигает — заруливать обратно на стоянку). Впрочем, закрылки и без того надо проверять обязательно.
2. В будущем установить в цепь питания пульта дополнительный АЗС или просто выключатель (например, такой, какой применяется для цепи авионики) для Hard Reset в полете — как выяснилось, после сброса питания пульт снова начинает работать даже до сбитым «нулем».
Все это пока в первом приближении, с вопросом будем, конечно, разбираться более кардинально.
Решил об этом рассказать для того, чтобы использующие подобные пульты знали, что вполне можно ждать поганки. Если называть вещи своими именами, такая техника потенциально опасна. Кто-нибудь еще с подобным сталкивался?
http://www.aircraftspruce.eu/2071-electronic-flap-control.htm
Самолет не мой, так что заранее приношу извинения за предположительность некоторых моментов (хотя владелец тоже не особо в курсе особенностей устройства и принципа работы его отдельных узлов).
Вначале — суть проблемы. После посадки, убрав закрылки, во время заруливания на стоянку обнаружили, что крайняя левая кнопка «UP» постоянно мигает. Попытки опять выпустить закрылки нажатиями других кнопок ни к чему не привели, а после остановки двигателя услышали жужжание моторчика актуатора закрылков (наверное, там есть какая-то проскальзывающая муфта, поскольку закрылки встали в упор).
Включили-выключили «мастер». Пульт протестировался (якобы), промигав всеми кнопками, и потух. Закрылки стали выпускаться, но при обратной уборке в крайнем верхнем положении все опять зависло. Кнопка мигает, моторчик жужжит и силится еще сильней прижать к днищу фюзеляжа поднятые до упора закрылки. Короче, случись это после взлета — садиться нам со свистом на голом крыле (посадочное положение — 36 градусов).
Собрали консилиум. Чаще всего звучало слово «концевик», но умные люди подсказали, что никаких концевых выключателей там нет — система ориентируется исключительно на датчик угла отклонения, который там вроде даже не резисторный (потенциометр), а оптический, как в компьютерной мыши. В общем, он не чувствует, что закрылок уже уперся — согласно датчику надо добрать до запрограммированного угла, вот он и добирает.
Пульт программируется примерно так, как автомобильная магнитола — в ручном режиме задаешь необходимый угол, а потом «записываешь» его на соответствующую кнопку. Те же умные люди посоветовали чуть отклонить убранные закрылки от механического упора (мы оставили примерно 2 мм между нижней платиной закрылка и днищем фюзеляжа) и записать это положение как «ноль». После этого все заработало без зависаний. Только вот надолго ли?
Не исключено, что этот зазор был изначально, но в процессе эксплуатации самолета (активно используемого в том числе для пилотажа) каким-то образом выбрался - небольшие деформации и самих закрылков, и в приводе наверняка при этом неизбежны. Мог и сам датчик сместиться, хотя я даже не представляю, где он стоит и как выглядит.
В результате реальный «ноль» стал опережать «приборный». И ничего с этим в полете не сделать — а это уже, на мой взгляд, довольно опасный конструктивный косяк разработчиков.
Пока что из этого небольшого происшествия сделали три вывода:
1. Надо включить в предполетный осмотр обязательную проверку этого самого зазора.
2. Не забывать проверять работу закрылков перед вылетом (выпустить и поднять обратно, если замигает — заруливать обратно на стоянку). Впрочем, закрылки и без того надо проверять обязательно.
2. В будущем установить в цепь питания пульта дополнительный АЗС или просто выключатель (например, такой, какой применяется для цепи авионики) для Hard Reset в полете — как выяснилось, после сброса питания пульт снова начинает работать даже до сбитым «нулем».
Все это пока в первом приближении, с вопросом будем, конечно, разбираться более кардинально.
Решил об этом рассказать для того, чтобы использующие подобные пульты знали, что вполне можно ждать поганки. Если называть вещи своими именами, такая техника потенциально опасна. Кто-нибудь еще с подобным сталкивался?