Подготовка Д16Т перед склейкой.

bifurkas

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Н.Новгород
Устал наступать на собственные грабли, спрошу совета у уважаемого Сообщества. Нужно склеить два листа Д16Т 0,5мм между собой при помощи клея Hysol EA9309.3NA. Подготовка поверхности, как я сам убедился, имеет здесь ключевое значение. Пробовал протравливать в хлорном железе, так-себе держит. Зачистка шкуркой "нулёвкой" даёт результат чуть лучше, но всё равно плохо. Чем грубее шкурка, тем лучше держит, но всё равно не оно. Без обработки поверхности чуть ли не под собственным весом всё отлетает. Перед склейкой разумеется всё обезжирено и просушено. Слышал, что делают ещё анодирование, но для моих изделий не вариант. У кого есть опыт склейки дюраля, дайте совет, плиз!
 
Слышал метод, наносят смолу и шкурят прям по смоле 😱
Клей ВК-9.
А по осту анодировать надо и время после анодированния определенное.

https://cloud.mail.ru/public/3nv2/RHxysCY16
 
В наших краях пользуются вот такой химией. Ее нужно разводить в соотношении от 1:2 до 1:3 водой. Это состав сделан на основе фосфорной кислоты. Очистка считается качественной, если после смывки ее водой на поверхности алюминия остается ровная пленка воды. Если же вода держится пятнами или скатывается, то процесс нужно повторить.

Чистят детали методом погружения или наносят кистью, но нельзя чтобы состав высыхал. Выдерживают три минуты и потом смывают проточной водой или из шланга, если листы большие.
 

Вложения

  • 20180521_204515.jpg
    20180521_204515.jpg
    98,8 КБ · Просмотры: 335
Я склеивал алюминий  клееем Оттокол . Перед склейкой немного прошлел мелким скотчбрайтом обезжиривал и клеил. Не отодрать .
 
У кого есть опыт склейки дюраля, дайте совет, плиз!

В идеале - следовать рекомендациям руководства по подготовке поверхности для клеев Hysol - http://www.loctite.ph/php/content_data/LT4536_TT_Aerospace_Surface_Preparation_Guide.pdf

В упрощенном варианте - матирование поверхности скотч-брайтом, обезжиривание чем придется и промывка хромпиком (бихромат калия, доступен свободно, им в школьных химклассах пробирки моют) с последующей смывкой хромпика чистой водой. Клеили так обшивки лопастей ротора автожира, правда, не Хайсолом, а клеем 2216 компании 3М. Он считается послабее, чем Hysol, но тесты показали в результате 5.5 кг/кв.мм на отрыв.
Хотя... у нас обшивки были не из Д16Т, а из АД33 (6061-Т6). Насколько я помню, Д16Т перед склеиванием требует обязательного анодирования, т.к. чем не трави, без анода под клеевым слоем со временем он корродирует. Но анодировать лист толщиной 0.5 ... Что от него останется?
 
Не в авиации, правда, но для склейки алюминия использую совсем простой способ. Обезжирить, заматовать, и покрыть кислотным грунтом, например ВЛ-02 или аналогичным. На подготовленной таким образом поверхности отлично держатся как жесткие клеи, так и эластичные.
 
У кого есть опыт склейки дюраля, дайте совет, плиз!

В идеале - следовать рекомендациям руководства по подготовке поверхности для клеев Hysol - http://www.loctite.ph/php/content_data/LT4536_TT_Aerospace_Surface_Preparation_Guide.pdf

В упрощенном варианте - матирование поверхности скотч-брайтом, обезжиривание чем придется и промывка хромпиком (бихромат калия, доступен свободно, им в школьных химклассах пробирки моют) с последующей смывкой хромпика чистой водой. Клеили так обшивки лопастей ротора автожира, правда, не Хайсолом, а клеем 2216 компании 3М. Он считается послабее, чем Hysol, но тесты показали в результате 5.5 кг/кв.мм на отрыв.
Хотя... у нас обшивки были не из Д16Т, а из АД33 (6061-Т6). Насколько я помню, Д16Т перед склеиванием требует обязательного анодирования, т.к. чем не трави, без анода под клеевым слоем со временем он корродирует. Но анодировать лист толщиной 0.5 ... Что от него останется?

Анодированный AL скотч-брайт почти не берёт.После промывки водой от хромпика нужно ацетоном проходить или сразу клеить можно ?
 
Можно подготовить поверхность при помощи средства для прочистки труб канализации, например "Крот". Продается в любом  в хозяйственном ...
 
После промывки водой от хромпика нужно ацетоном проходить или сразу клеить можно ? 

В своё время и меня интересовал вопрос склейки алюминиевых сплавов.
Закопавшись в этот вопрос и докопавшись до "дна" оказалось, что всё дело не в чистоте поверхности, а в силе сцепления окисной пленки с родным алюминиевым сплавом.
Вот это сцепление весьма слабое и поэтому стараются удалить этот окисный слой с поверхности.
Но все алюминиевые сплавы очень быстро покрываются этой окисной пленкой.
Поэтому следуем максимально сократить время между химобработкой и склеиванием.
Либо сразу без промедления после быстрой просушки клеить, либо так же без промедления покрывать поверхность защитным компаундом на который уже можно будет наносить клей.
В первом случае получается более прочное соединения так как толщина клея минимальная, а во втором случае склейка менее прочная из за наличия защитного компаунда, но тогда появляется резерв времени на проведение операции по склеиванию.
Поэтому следует особо обратить внимание на время от только что высушенной поверхности до нанесения клея.
А пленка на алюминиевых сплавах образуется практически мгновенно.
Сперва она тонюсенькая и дырявая, а потом она медленно "толстеет" и заращивает свои "дыры".
 
А пленка на алюминиевых сплавах образуется практически мгновенно.
Сперва она тонюсенькая и дырявая, а потом она медленно "толстеет" и заращивает свои "дыры".

а если нанести клей, а потом по мокрому шкурануть, то пленка под слоем клея не образуется, а в клею будет немного алюм. пудры 😉
 
А если д16  плактированный, нужно ли как то зачищать этот слой или его как раз только достаточно ацетоном пройти ? Ведь если этот слой обработать химией то его можно разрушить , а он и защищает от корозии . Кто что скажет по данному поводу?
 
Плакировка - это тонкий слой чистого алюминия, защищающий от коррозии. Его сдирать или травить нет необходимости, только матовать и обезжиривать. Правда, по нынешним временам эта плакировка вполне может быть неполноценной, надо иметь уверенность, что она качественная. Мне попадались листы, по документам плакированные, а на самом деле там плакировкой вообще не пахло.
 
А если д16  плактированный, нужно ли как то зачищать этот слой или его как раз только достаточно ацетоном пройти ? Ведь если этот слой обработать химией то его можно разрушить , а он и защищает от корозии . Кто что скажет по данному поводу?

И так и не так, на чистом алюминии пленка просто мгновенно образуется и защищает...

в общем склейка д16Т это сложная штука которая допускается на авиа заводах под суровым контролем.

что будет через 3..5..10 лет неизвестно.
И потом климатика, у клея разный коэффициент расширеня с металлом..
 
А если д16плактированный, нужно ли как то зачищать этот слой или его как раз только достаточно ацетоном пройти ? 

Если Вы не поняли, что  не клей отдирается от верхнего слоя алюмосодержащего сплава, а сама окисная пленка отдирается от самого металла, то Вы можете хоть до посинения смывать и обезжиривать Д16. Всё равно это ничем не поможет залезть между металлом и окисной пленкой и увеличить силу сцепления.
Попробуйте поищите величину силы сцепления этой окисной пленки с Д16 и закладывайте её в расчеты если Вас удовлетворит такая сила склеенного соединения.
В таком случае можете хоть шкуркой, хоть бензином, хоть каким другим обезжиривателем проходиться хоть десять раз.
 
Как я понял плакируют AL именно для того что бы не образовывалась оксидная плёнка .Т.е. при склейки такого алюминия оксидной плёнки там быть не должно.
 
Назад
Вверх