...
Так министерство уже при новом руководстве работает, как видим, не щадя себя. Бумага для него — не самоцель, а средство. Средство достижения собственного спокойствия и безопасности. Сочиняя предписания на все случаи жизни, министерский чиновник тем самым страх#ет себя, переваливает на бумагу свою ответственность. При этом его меньше всего беспокоит, выполнимо предписание или нет. Главное, чтобы оно существовало.
Типичный пример. Правила строжайше предписывают при перевозке токсичного груза иметь специальные фильтры. Инструкция есть, а фильтров нет. И не только в пароходстве, но, как выяснилось, во всей стране. Их еще только-только собираются производить. Конечно же, произвести инструкцию много легче, чем фильтры. Случись что теперь — виноват капитан: нарушил инструкцию. А откажись он брать груз — опять виноват, ведь срываются договорные поставки, коллектив пароходства терпит убытки. Ну, а если все-таки настоять на своем — не выйти в рейс, дабы не нарушить инструкцию?
Моряки со стажем помнят печальную судьбу рудовоза «Умань». Второй помощник отказался идти в рейс на этом судне, так как груз был явно ненадежен. Строптивого помощника тотчас же уволили из пароходства. А судно, едва миновав Гибралтарский пролив и выйдя на атлантическую зыбь, опрокинулось от смещения груза и затонуло.
Есть и совсем недавний пример, о котором рассказала газета «Водный транспорт». Сразу два помощника капитана и начальник радиостанции с позорным клеймом дезертиров были изгнаны с флота за то, что отказались выходить в море на плохо отремонтированном теплоходе «Эльтон». Характерно, что случилось это на следующий день после гибели «Комсомольца Киргизии», и «Эльтону» предстояло идти точно тем же маршрутом, Судно-таки пришлось дополнительно ремонтировать, но наказанным морякам это уже не помогло.
Частокол регламентации нужен еще и потому, что он позволяет прикрыть истинные причины аварии, если чиновнику это выгодно. Любая комиссия всегда обнаружит нарушение какой-нибудь инструкции. Когда их тысячи, да еще противоречащих друг другу, нарушение неизбежно. Так что схватить «нарушителя» за руку не составляет труда. А это самое главное для современного бюрократа: как можно быстрее найти виноватого. Спрос нынче строгий. Не найдешь «виноватого» — отвечать самому.
Кто сегодня не знает о «преступной халатности» капитанов «Адмирала Нахимова» и «Петра Васева»? Они грубо нарушили чуть ли не дюжину параграфов и инструкций, за что и получили сроки заключения. Они действительно виноваты. Но виноваты только в столкновении двух судов. Само по себе столкновение на море вовсе не редкость. Суда сталкивались и, увы, будут сталкиваться. В данном же случае столкновение обернулось страшной трагедией — привело к чудовищным жертвам. Но вот ведь штука — до сих пор необъясненным остался воистину уникальный для современного флота факт: поврежденное судно оставалось на плаву всего семь — восемь минут. После чего камнем пошло на дно.
Не исключаем, что причина этого в более чем почтенном возрасте «Адмирала Нахимова» — пароход плавал более 60 лет. А по современным меркам судно старше 15 лет уже считается объектом повышенной опасности. Недаром западные страховые компании ввели повышенные ставки для судов, перешагнувших этот рубеж. Так что продолжать эксплуатацию такого «пенсионера», как «Адмирал Нахимов», было уже преступно. Но за это наказаны далеко не все. При разборе причин аварии судна ведомственная комиссия не стала докапываться до истоков — глядишь, обнаружишь виновников рангом повыше, чем капитан...
Астрономическое количество регламентации действует, словно смирительная рубашка... Сумасшедшему такая одежда во благо. А нормальному человеку? Она накрепко вяжет инициативу, отучает принимать решения. Не в том ли кроется одна из главных причин не снижающейся аварийности? За долгие годы, когда «смирительная тельняшка» стала чуть ли не флотской формой, воспитано целое поколение моряков, приученных работать исключительно по инструкции, неспособных самостоятельно мыслить в нестандартных ситуациях.
На флоте известен случай, когда капитан судна, терпящего бедствие, испрашивал разрешения у своего пароходства (находящегося за тысячи миль), подать ли ему сигнал SOS. Дальше вроде и ехать некуда!
Безынициативный, боящийся ответственности руководитель — общая наша болезнь. Но она особенно опасна, когда поражает человека, стоящего на капитанском мостике.
С интервалом примерно в два месяца появились на свет два взаимоисключающих документа — приказ министра: «Капитан В. Хурашев виновен в гибели судна» и постановление прокуратуры: «Капитан В. Хурашев не виновен». Казалось бы, в криминальной истории последнее слово за прокуратурой. Тем не менее, приказ министра все еще продолжает свою бурную бумажную жизнь.
В развитие и подкрепление его коллегия ММФ анализирует причины аварийности на флоте. Опять и опять среди примеров «преступной халатности и беспечности» капитанов, их «недисциплинированности» фигурирует все тот же «Комсомолец Киргизии». И пароходства, получив протокол заседания коллегии обязаны реагировать. И реагируют — эфир наполняется строгими указаниями капитанам: «Принять дополнительные меры устранению... решительному искоренению случаев бездеятельности, беспечности, халатности. О принятых мерах доложить не позднее...» И не моргнув глазом капитаны докладывают, как положено, о принятых мерах точно в срок. А суда уже настигает новая радиограмма «во исполнение» предыдущей: «Рассматривать ход выполнения оргтехмероприятий по обеспечению безопасности мореплавания, предотвращению аварийности на собраниях трудовых коллективов. Протоколы направлять в службы мореплавания...»
Внешне как будто все приметы нового времени, приметы перестройки: нацеленность на результат, строгий контроль за исполнением решений, включение трудового коллектива... А по сути — все то же: не дело, а лишь его видимость, бумажные игры, которыми пытаются подменить действительно необходимые практические шаги. Что коллегия в конце концов и вынуждена признать: «...положение дел значительно ухудшилось. Многочисленные меры и работа не дают ожидаемой отдачи...».
Капитана Хурашева не вернуть. Но пусть его смерть послужит, как он хотел, протестом. Протестом против бюрократизма. Против самообмана, против ведомственно-корыстного очернительства честных людей.
А. Богдан, капитан. А. Водолазов, штурман. РИГА—МОСКВА, апрель 1989 г.