Раскрутка ротора мопедным движком

marcons

Автожиры-моя страсть.
Член команды
Откуда
г.Москва
Десятиминутное видео полетов в сильный ветер. Самое интересное-раскрутка ротора.
На мой взгляд не сложнее и не тяжелее гибкого вала или электростартера, а по эффективности судите сами:
http://www.youtube.com/watch?v=ukbGtD2LN-4
В конце ролика можно разглядеть конструкцию.
Что скажут знатоки?
 
Конструкция, конечно, тяжелее и сложнее гибкого вала или гидравлики и имеет свои плюсы и минусы.
На АЖ "Адель" В.Устинова стоит в качестве раскрутки 14-сильный вспомогательный движок (шведский Raket-120, хорошо знакомый парамотористам). Мне довелось начинать испытания этого аппарата на земле (руления, пробежки, раскрутки), так вот заметным плюсом отдельного движка на раскрутку является то, что не нужно думать о согласовании оборотов двигателя и ротора в процессе раскрутки. Воткнул раскрутку, а маршевый двигатель молотит на холостых. Докрутил на месте до максимально возможных - начал разбег маршевым двигателем. На разбеге выключаешь вспомогач и докручиваешь уже разгоном аппарата. В принципе, вполне удобно. Но в целом такая раскрутка содержит заметно больше деталей и она тяжелее. Особенно это будет заметно на легком аппарате с ротором 28 футов и меньше (на "Адели" стоял 30-футовый). Проигрыш в весе составит до 10 килограммов.
А дядька на видео к тому же пошел довольно сложным путем, повесив вспомогач на мачту и пустив от него кардан до втулки. Если уж использовать вспомогач, стоит подумать о том, чтобы повесить его сразу на втулку и выбросить кардан. С другой стороны, на легком АЖ это заметно увеличит вибрационные нагрузки на мачту из-за увеличения общего веса втулки.
В общем, есть свои плюсы, есть свои минусы.
В последнее время буржуи активно рассматривают варианты гидрораскрутки в плавным изменением передаточного отношения. В.П.Лапшин здесь уже упоминал о постоянно включенной гидравлике, основная идея которой (я о ней тоже где-то тут писал) - возможность почтоянной частичной подкрутки ротора в полете, что заметно улучшит полетные характеристики АЖ и повысит безопасность с плане разгрузки ротора. Скорее всего, АЖ с частичной подкруткой - это аппараты недалекого будущего.
 
Я неоднократно видел автожиры где на раскрутке стоял обыкновенный автомобильный стартер.
Но вот я вдруг подумал..а почему бы на концы лопастей не впендюрить движки типа ракетных на твердом топливе? С электростартом. Патроны легко менять перед каждым стартом. 5-6 секунд- и уже можно отрываться.
 
Я неоднократно видел автожиры где на раскрутке стоял обыкновенный автомобильный стартер.

Электростартер - самое простое и дешевое решение для самостоятельной установки на аппарат, но наименее эффективное. Стартер 2.5 кВт с аккумулятором 55 А-ч позволит крутить 27-футовый ротор только до 110-120 об/мин, что потребует полосы в несколько сотен метров.
 
В последнее время буржуи активно рассматривают варианты гидрораскрутки в плавным изменением передаточного отношения. В.П.Лапшин здесь уже упоминал о постоянно включенной гидравлике, основная идея которой (я о ней тоже где-то тут писал) - возможность почтоянной частичной подкрутки ротора в полете, что заметно улучшит полетные характеристики АЖ и повысит безопасность с плане разгрузки ротора. Скорее всего, АЖ с частичной подкруткой - это аппараты недалекого будущего.

А реактивный момент чем компенсировать,или он будет  на подкрутке ротора очень маленьким  :-?
 
Он достаточно маленький, чтобы компенсироваться хвостовым оперением в обдуве.
 
В последнее время буржуи активно рассматривают варианты гидрораскрутки в плавным изменением передаточного отношения. В.П.Лапшин здесь уже упоминал о постоянно включенной гидравлике, основная идея которой (я о ней тоже где-то тут писал) - возможность почтоянной частичной подкрутки ротора в полете, что заметно улучшит полетные характеристики АЖ и повысит безопасность с плане разгрузки ротора. Скорее всего, АЖ с частичной подкруткой - это аппараты недалекого будущего.
Александр, а каким образом менять передаточное отношение ?

…я (следую буржуа) планирую установить постоянно включенную гидравлику с байпасным клапаном, его роль собственно (вместо с датчиком оборотов на роторе и електронным реле) следить за постоянством оборотов ротора….тем более в арсенале два гидронасоса (от двух моторов) работающих на один гидромотор...ты что скажеш ?

Леонид
PS: есть ли мысли по эскизам автожира - ты получал последнее письма от меня ?
 
Александр, а каким образом менять передаточное отношение ?

…я (следую буржуа) планирую установить постоянно включенную гидравлику с байпасным клапаном, его роль собственно (вместо с датчиком оборотов на роторе и електронным реле) следить за постоянством оборотов ротора….тем более в арсенале два гидронасоса (от двух моторов) работающих на один гидромотор...ты что скажеш ?

Это неинтересно. Есть гораздо более элегантные решения, но я их пока зажму 🙂

PS: есть ли мысли по эскизам автожира

Нету. И не будет. Причины я уже объяснял в предыдущем письме.
 
Александр, а каким образом менять передаточное отношение ?

…я (следую буржуа) планирую установить постоянно включенную гидравлику с байпасным клапаном, его роль собственно (вместо с датчиком оборотов на роторе и електронным реле) следить за постоянством оборотов ротора….тем более в арсенале два гидронасоса (от двух моторов) работающих на один гидромотор...ты что скажеш ?

Это неинтересно. Есть гораздо более элегантные решения, но я их пока зажму 🙂

PS: есть ли мысли по эскизам автожира

Нету. И не будет. Причины я уже объяснял в предыдущем письме.

Александр,
я не получал предварительного письма
 
Замечательная, правильная идея постоянного привода на гироплане! Дорогой AcroBatMan, когда общественность сможет познакомица с элегантной идеей? Если она реализуема, давайте наладим серийный выпуск у нас в Канаде. Здесь это популярный тип ЛА, ограничений никаких, климат чудесный и бизнес приятный.
Вопрос к гигантам мысли: где наилутшим образом на гироплане установить баллистический парашут на случай крушения ротора или когда памперсы уже не выдерживают?
 
Замечательная, правильная идея постоянного привода на гироплане! Дорогой AcroBatMan, когда общественность сможет познакомица с элегантной идеей? Если она реализуема, давайте наладим серийный выпуск у нас в Канаде. Здесь это популярный тип ЛА, ограничений никаких, климат чудесный и бизнес приятный.

Познакомиться можно будет тогда, когда идея будет реализована в прототипе. Что до Канады...В общем, пока об этом слишком рано говорить - нет предмета.

Вопрос к гигантам мысли: где наилутшим образом на гироплане установить баллистический парашут на случай крушения ротора или когда памперсы уже не выдерживают?

Для БПС важнее не куда установить, а куда крепить фал, куда стрелять и как обеспечить нормальное срабатывание с учетом наличия ротора. Пока подобные вещи никто не делал. Точнее, ставить - ставят, но испытания БПС на автожирах никто в мире не проводил. А без полноценных испытаний это не система спасения, а просто 10-15 кг балласта. Я думаю, что при полетах над более-менее нормальной поверхностью (в смысле - не в горах) БПС на правильном автожире просто не нужна по ряду причин - он и так безопасен.
 
…я (следую буржуа) планирую установить постоянно включенную гидравлику с байпасным клапаном, его роль собственно (вместо с датчиком оборотов на роторе и електронным реле) следить за постоянством оборотов ротора….тем более в арсенале два гидронасоса (от двух моторов) работающих на один гидромотор...ты что скажеш ?

Категорически рекомендую воздерживаться от "байпасных" клапанов. Они перегреваются весьма быстро, причем перегреваться будут у вас именно на спокойном полете в горизонте, т.е. когда от гидросистем не требуется максимальной мощности. Отсюда необходимость в радиаторе, бесполезная потеря мощности и т.п. Вообще клапана для стравливания избыточного давления - исключительно вредая, если не сказать опасная, система в гидравлике.
Придумана уже куча систем, которые позволяют избегать ненужных тепловых потерь за счет изменяемого объема моторов /насосов. Проблема только одна - они выпускаются на мощности от 20 Kw и более и весят порядочно, ну и стоят тоже...
 
Я думаю, что при полетах над более-менее нормальной поверхностью (в смысле - не в горах) БПС на правильном автожире просто не нужна по ряду причин - он и так безопасен.
А вот давно я задаюсь таким вопросом. Для автожира, наверное, опасны только два отказа в плане несущего винта - усталостное разрушение мачты и разрушение подшипника втулки винта. Что касается второго, как отслеживать состояние оного подшипника? Как быть уверенным, что он не рассыпется прямо сегодня?
 
А вот давно я задаюсь таким вопросом. Для автожира, наверное, опасны только два отказа в плане несущего винта - усталостное разрушение мачты и разрушение подшипника втулки винта. Что касается второго, как отслеживать состояние оного подшипника? Как быть уверенным, что он не рассыпется прямо сегодня?

О, это оччень длинная история...Попробую изложить основное:
Ресурсное разрушение мачты возможно только при грубейших ошибках в проектировании или постройке - типа просверлить ее в самом подходящем месте.
Разрушение подшипника - при грубых нарушениях в эксплуатации, типа десять лет в него не заглядывать и втулку регулярно держать под дождем. В типовых проектах подшипники 5206 имеют гарантированный ресурс не меньше 700-800 часов, меняются через 400-500. Несколько раз в сезон подшипники контролируются на слух - покрутил ротор на стоянке и просто послушал, нет ли подозрительных звуков. При малейшем сомнении ротор снимается, контролируются люфты во втулке. Если малейший люфт появляется в полете, это все равно сразу почувствуется по изменению вибрационной картины, но времени, чтобы долететь и сесть будет еще предостаточно. Вообще там практически невозможен случай, когда что-то вдруг за полсекунды сломается - конструкция такова. Если появляются какие-то люфты или заедания, то они тут же ощущаются либо по изменению вибрационной картины, либо по появлению нештатных усилий на ручке управления. От этого момента времени будет предостаточно, чтобы спокойно долететь и сесть. Еще раз - речь идет об адекватных конструкциях в адекватном состоянии.
Более серьезного внимания требуют главный болт (вертикальный) и проводка управления ротором. Болт многие буржуи раз в году проверяют люминисцентным методом, но это среди умных считается пижонством, они просто этот болт раз в году меняют на новый.
Проводка управления ротором просто требует регулярного осмотра. Ну и ШСы в тягах надо применять не какие придется, а адекватные, т.е. фирменные и дорогие, рассчитанные на высокие нагрузки. В нормальной эксплуатации нагрузки на эти ШСы вообще минимальные (осевые* , не выше 20-30 кг в зависимости от конструкции проводки управления), но при ударе ротора по упорам на оборотах они могут достигать 200-300 кг, т.ч. после таких случаев надо грамотно оценить, что было.

* - имеется в виду вдоль оси резьбы наконечника, ессно
 
Метод проверки называется "капилярный ", а проверяется действительно люминисцентной лампой.
А почему выгодно менять на новый болт ? А если налёт небольшой ?

Хотя при каком налёте нужно этот болт менять ? Какой налёт в год для автожира считается нормальным ?
 
Давненько сюда не ступала рука человека 🙂 А время идет: два года назад мы электрику для раскрутки считали наименее эффективной, сейчас - наиболее перспективной...

А почему выгодно менять на новый болт ? А если налёт небольшой ?  

Да просто новый болт стоит 5 баксов и не надо иметь под руками набор для люм. контроля. Все равно его для контроля придется снимать - так поменять дешевле и быстрее, чем с лампочкой трещины выискивать.

Хотя при каком налёте нужно этот болт менять ? Какой налёт в год для автожира считается нормальным ?  

Болт этот обычно меняется раз в году или через 150-200 часов налета, хотя это в сильной степени перестраховка от атмосферного воздействия - по ресурсам у него запасы десятикратные.
Годовой налет на АЖ, ессно, м.б. самый разный: от нескольких часов у сильно занятых любителей, до 700...1000 часов у пастухов.
 
электрику для раскрутки считали наименее эффективной, сейчас - наиболее перспективной...
Вот только темка про электрораскрутку быстренько заглохла  (что не может радовать    🙁 )
При некоторых размышлениях она кажется всё более привлекательной и удобной - а если генератор помощней и аккумулятор гелевый ?
 
Назад
Вверх