Тема про коммутатор CDI c питанием через повышающий трансформатор -
- с форума водоплавающих товарищей :
Ещё одна бюджетная ЭСЗ для МН/Мв-1?
http://forum.motolodka.ru/read.php?f=1&i=1237841&t=1237841
Пузырь67(Весёлый посёлок) писал :
Попал ко мне в руки вот такой движок... От снегохода Люнкс.Снежик был ввезён из Финляндии как запчасти за смешные деньги, отсутствовал ремень вариатора и коммутатор, разбиты фара и ветровое стекло, остальное на месте.
Стекло было вырезано из куска поликарбоната, фара внедрена окская, ремень куплен в Росане неоригинал недорого, оставалось главное - зажигание.Поиски ужаснули - б/у коммутатор даже у чухонцев стоит больше снегохода, а уж ценник на новый в питерском представительстве BRP вообще лишил дара речи)).Оправившись от шока, я вооружился ноутбуком, тестером и полез разбираться.Выяснил для себя интересные вещи:
1)сам генератор, питающий бортсеть, однофазный и к нему применим обычный шунтирующий регулятор напряжения по схеме, например, гуру Ивана.
2)мотор 800 кубов, однако запуск только ручной, АКБ в системе нет.
3)Накопительные катушки зажигания имеют сопротивление всего 30 Ом, ЭДС при пусковых оборотах не более 18-20В.
4)Катушка датчика выдаёт ок. 4В, сопротивление 165 Ом, т.е. более-менее стандарт.
5)Сопротивление обмоток штатной 2-хискровой ВВ катушки тоже близко к подобным - 3 Ом первичка, 7,5 кОм вторичка.Ради эксперимента повесил её на Нептун со схемой 3 - тот завёлся и работал без каких-либо отклонений.
Я перепробовал все имеющиеся в наличии коммутаторы от ПЛМ и разной мототехники, ни один искры не дал.Что, в общем-то, было ожидаемо))).Поиски в нете тоже не помогли - схемы штатного коммутатора я не нашёл, только общую схему электрооборудования.
::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::
После различных экспириментов АКА Пузырь вспомнил что видел гдето старую схему коммутатора от ПЛМ с питанием от промежуточного повышающего трансформатора. Там правда была система без отдельного датчика.... Но главное - там трансформатор позволял получить напряжение достаточное для работы CDI коммутатора :
Далее - он подобрал подходящий трансформатор и собрал самодельный коммутатор с применением внешнего индукционного датчика. В результате - мотор весьма успешно заработал - снежик поехал.
::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::
Пузырь67(Весёлый посёлок) писал :
В итоге схема приобрела вот такой вид :
Собрал в корпус, подсоединил штатные разъёмы.
Внедрил на место движок, залил горючку, дёрнул за верёвку, и с 3-ей потяжки он взревел.Сначала, правда, больше 4000 об/мин не развивал - начинались перебои.Ну, это мне знакомо))).Уменьшением резистора, шунтирующего управляющий электрод, до 500 ом, были получены искомые 7000 об/мин.Погонял на разных оборотах минут 10, пощупал - тиристор и трансформатор чуть тёплые, остальные элементы схемы холодные, всё путём.Прыгнул в седло, прохватил по территории - бежит.Чуть не впилился в мусорный контейнер от радости
🙂 .
198 рублей стоит трансформатор ТП-15, который я использовал.Зато мотать ничего не надо.
Попробовал 3 трансформатора - результаты примерно одинаковые, в итоге остановился на среднем - это стандартный ТП-15 из радиомагазина, недорогой и доступный.Левый на фото от старого диапроектора, правый вообще от радиоточки
🙂 .
:::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::
Я погуглил данные по трансформаторам ТП - 12 :
Из старого каталога :
Из более новых источников :
При подборе повышающего трансформатора следует учитывать что он должен соответствовать по току и напряжению - характеристикам генераторной обмотки мотора.
К примеру - если мы используем трансформатор - который в блоке питания питался от напряжения 220 вольт и выдавал 12 - 15 вольт ( 12 - под нагрузкой - 15 без нагрузки ) - формально он должен подойти. Но возможен вариант - когда ток протекающий от генератора через низковольтную обмотку трансформатора будет большой и трансформатор может греться идаже расплавиться.
Такой случай был пол года назад у моих друзей. Они мне позвонили и просили посоветовать как получить напряжение для питания коммутатора скутера Хонда Дио - у которого были механически разрушены обмотки питания коммутатора - но целы обмотки освещения. Я поведал товарищам - примерно то - что здесь написано. Они пошарили по углам гаража и нашли блок зарядки аккумулятора от китайской электрической отвертки. Отвертка давно рассыпалась - зарядник валялся без дела. Умельцы быстренько распилили корпус дремелем и добыли трансформатор.
С виду - примерно как у Пузыря из Веселого поселка. При подключении в сеть - транс выдавал на холостом ходу - если верно помню - 16 вольт. Прицепили к световой обмотке скутера - запитали от трансформатора Восходовской коммутатор. Скутер чудненько завелся. Китайский трансформатор расплавился через 5 минут- с ужасной вонью. Спасибо не загорелся.
Мораль - при применении трансформатора - нужно убедиться что ток потребляемый повышающим трансформатором находится в допустимых пределах и что трансформатор не греется как утюг.
Кроме того - следует учитывать что коммутатор производит импульсные короткие замыкания на выходе трансформатора. При этом - тоже возможно превышение тока ( особенно на больших оборотах ).
Для устранения этого эффекта применяется довольно мощный ( 2 - 4 Вт ) резистор. На схеме Пузыря - он на два ватта и пятьдесят шесть Ом. Среднее стандартное значение такого резистора - сто - сто двадцать ( до ста пятидесяти ) Ом. В разных вариантах применения - значения могут быть подобраны для оптимизации к конкретным условиям.
Кроме того - если источник питания коммутатора выдает слишком большое напряжение - целесообразно иметь в коммутаторе ограничитель напряжения питания на мощных стабилитронах или на тиристоре управляемом стабилитроном.
Про схемы самодельных коммутаторов - отдельным постом ниже.