Первые пробежки и взлеты лучше выполнять зимой, по снегу, при температуре воздуха не выше – 5 градусов. Если теплее, снег становится липким, экраноплан медленнее набирает скорость, но в целом это не является большой помехой.
На испытаниях должны присутствовать помощники. Помощников нужно сразу обучить двум простым правилам:
1. Никогда не входить в плоскость вращения винта
2. По команде пилота: «От винта», нужно быстро отойти от экраноплана, и не подходить пока двигатель не остановится.
Люди часто не понимают важности указанных правил, бывали случаи когда после запуска двигателя, кто-то бросался чего-то поднимать или поправлять, в итоге получал травму.
Подав команду, пилот должен осмотреться, и только убедившись, что команда выполнена включать стартер.
Пилоту необходимо почувствовать экраноплан, для чего делаются пробежки со скоростью не более 40 км/ч. Пробежки нужно делать до тех пор, пока ноги не начнут давить на педали сами, без участия головы. То есть, действие нужно отработать до автоматизма.
На время пробежек можно не цеплять задние крылья, достаточно передних, функция которых не дать экраноплану перевернуться при чрезмерно резких поворотах.
Задача пилота на первом этапе - научится удерживать экраноплан на прямой.
Далее цепляются задние крылья и скорость пробежек увеличивается до 60 км/ч. Теперь нужно научиться работать сектором «газа». Рычаг требуется двигать плавно, никогда не убирая обороты резко. Потеря оборотов на малой скорости равносильна потери путевого управления, поскольку рули работают в потоке винта. Не стоит уменьшать обороты менее 30%. Если экраноплан начинает заносить, нужно добавить обороты и парировать педалями начинающийся занос.
Когда экраноплан достигает скорости около 60 км/ч, и обороты сбрасываются, уменьшается момент от винта, прижимающий нос на разбеге. Экраноплан «вспухает», и пролетает несколько десятков метров на сантиметровой высоте. То есть, это уже подлеты. Их нужно хорошо почувствовать прежде чем набирать скорость более 70 км/ч. Работая ручкой по тангажу, добейтесь максимальной длинны подлетов. Затем берите ручку «на себя» и смотрите на поведение экраноплана. Если экраноплан будет слишком резко поднимать нос, следует сдвинуть вперед цент масс. Если экраноплан не вспухает, центр масс сдвинуть в сторону кормы. Перемещение центра масс можно осуществить при помощи перестановки аккумулятора или добавлением небольших грузов в носу или хвосте.
На скорости около 70 км/ч, экраноплан перейдет в режим полета на низком экране – 10-20 см над поверхностью. Здесь нужно не давать экраноплану разогнаться более 80-90 км/ч. Убирайте потихоньку обороты и привыкайте к экрану. Пора осторожно поработать ручкой по крену. Не бойтесь зацепится крылом, воздушная подушка не даст. Давая ручку влево-вправо почувствуйте работу элевонов. Экраноплан будет идти за ручкой, смещаясь боком в выбранном направлении.
Сбрасывая газ, помните о моменте от винта. Экраноплан будет поднимать нос, и пилот обязан вовремя погасить тенденцию. Вы не должны давать экраноплану поднять нос более чем на 10 градусов, а если опоздали, приготовьтесь к «подхвату». Переднее крыло начинает быстро увеличивать подъемную силу после угла атаки 20 градусов. Не забывайте, что установочный угол у крыла 10 градусов. На небольшой скорости заднее крыло работает менее эффективно, потому погасит кабрирование на угле экраноплана градусов 40. Вы должны дать ручку полностью от себя, и следить за креном. Экраноплан снизит скорость, опустит нос и сядет.
После освоение малых скоростей и уточнения центровки можно разгонять экраноплан сильнее, но постепенно. Прибавляйте по 10 км/ч и смотрите на тенденции. 120-130 км/ч ваш предел, пока не налетаете хотя бы 50 часов, и не почувствуете аппарат основательно. Пилот самолета ошибается один раз, пилот экраноплана ошибается пол раза, после чего снова становится строителем экраноплана.
Из личного опыта 🙂 Не попробовав такое придумать сложно