Из книги А.Б.Соловьева Секреты петербуржских архивов. Рассказы о забытых, скрытых и сфальсифицированных страницах истории Санкт-Петербурга (Серия «Санкт-Петербург. Тайны, мифы, легенды».) — СПб.: ООО «Метропресс», 2015. — 256 с.
Так что же мы празднуем в «День авиации», какую выдающуюся победу, военную или трудовую, отмечаем? Да никакую! Если подходить к ответу строго логически и исторически научно — в третье воскресенье августа мы всей страной отмечаем День Нищеты нашего государства!
В Императорской России праздник Воздушного Флота ежегодно отмечали в Ильин день — в честь святого покровителя «всех людей летающих». День Святого Ильи-пророка был выбран не случайно. Выбор был сознательным. Его Императорское Величество ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР подписал ВЫСОЧАЙШЕЕ СОИЗВОЛЕНИЕ о создании Воздушного Флота России не в самое удачное для авиационных праздников время — 6 (19 по новому стилю) февраля 1910 года.
Зимой на заре авиации не летали нигде в мире. Лыжные шасси ещё не изобрели, а примитивные авиадвигатели внутреннего сгорания не любили холодов. Да и у кого вообще могло возникнуть желание летать в лютые российские февральские морозы, сидя на жёрдочках первых аэропланов, открытых всем ветрам? И потому в Отделе Воздушного Флота, возглавляемом Великим Князем вице-адмиралом Александром Михайловичем, здраво рассудили, что праздновать авиаторам свой профессиональный праздник следует летом, когда его можно достойно отметить соответствующими авиационными мероприятиями, организацией показательных полётов.
Поскольку вся жизнь в православной Российской Империи регламентировалась церковным укладом, выбор воздухоплавателей давно и безоговорочно пал на день Святого Илии-пророка. Илия-пророк передвигался по небу на колеснице и считался небесным покровителем всех, кто осмеливался подниматься в голубые небеса. Российские воздухоплаватели давно уже отмечали свой праздник именно в этот день — 2 августа (20 июля по старому стилю). Этой же традиции последовали и авиаторы Императорской России.
Грянула революция, пронеслись самые кровавые годы войны Гражданской. Победили красные. В стране твёрдо установилась новая советская власть. А День авиации и воздухоплавания как отмечали в день Святого пророка Божия Илии, так и продолжали отмечать. Эта традиция автоматически перешла в календарь красных авиаторов молодой Советской Республики, что не вызывало отторжения. Ведь большинство из них начинали летать в Императорском Воздушном Флоте. Не собиралась сперва бороться с этой традицией и молодая советская власть. Вот как описывал в 1921 году очередной Красный воздушный праздник «Вестник Воздушного Флота»: «2-го августа, в Ильин день, когда мифический пророк Илья в огненной колеснице был взят на небо, люди воздуха празднуют свой традиционный праздник.
Событие взятия Ильи пророка на небо празднуется русским народом 20-го июля (старого стиля) и к нему приурочено празднование частей воздушного флота. Никаких мотивов религиозного свойства в почитании пророка Ильи среди тружеников воздушного флота, конечно, не было и лишь вопрос подобия в способах сообщения побудил приурочить свой праздник к этому дню.
В Москве авиационный праздник был ознаменован парадом всех местных частей и учреждений воздушного флота на Ходынке. После парада состоялись полёты на аппаратах различных систем и подъёмы двух привязных аэростатов. В качестве пассажиров в полётах и подъёмах участвовали члены Конгресса III Интернационала, ряд видных советских деятелей, в том числе редактор „Известий В.Ц.И.К." тов. Ю. Стеклов, а также много лиц из публики... Редакцией „Вестника Воздушного Флота" был выпущен к Ильину дню специальный однодневный журнал „День Красной Авиации". В нём был дан краткий исторический обзор идеи воздушного передвижения, объяснялось его общекультурное значение, давались сведения о достигнутых авиацией рекордах; кроме того, были помещены заметки о важнейших событиях мировой авиационной жизни из хроники 2-го номера „Вестника" и несколько наиболее интересных рисунков из того же журнала. „День Красной Авиации" разошёлся среди публики в значительном числе экземпляров...» Традиция эта продержалась шесть лет. В 1923 году День Воздушного Флота всё ещё отмечали 2 августа. Причём каждый год эта дата подтверждалась указами РВСР.
«Праздник воздухофлота. День 2 августа об'явлен всероссийским праздником О.Д.В.Ф. и воздушного флота...» («Красный воин», № 82(271), 1923, вторник, 24 июля).
«2 августа — Праздник воздушного флота. 2 августа намечается чествование 40 героев воздуха. Среди них начвоздухфлота МВО тов. И.И. Петрожицкий, начальник центрального аэродрома тов. М.А. Волковойнов, командир отряда тяжёлой авиации при центральном аэродроме тов. В.С. Рутковский и ряд других скромных, но самоотверженных героев Красной авиации. Почти все чествуемые герои участвовали во всемирной и гражданских войнах и удостоены боевых наград» («Красный воин», № 85(274), 1923, вторник, 31 июля).
«В день традиционного праздника Красного Воздушного Флота, 2 августа 1923 года, О.Д.В.Ф. из своих средств приобрело для заслуженных работников Красного Воздушного Флота из числа лётного состава ценные подарки, которые были распределены между сорока шестью лицами» («Вестник Воздушного Флота» № 5, 1923, стр. 98).
Но в государстве воинствующего атеизма долго продолжаться это не могло. Красной Армии по определению не следовало праздновать День своей авиации в святой православный праздник. Не к лицу, не по-партийному. На смену дате религиозной должна была прийти дата революционная. И она пришла. В короткой истории Красной авиации никаких славных побед не имелось, и в ЦК сочли наилучшим избрать для Дня авиации главный революционный праздник —
14 июля, День взятия Бастилии (14 июля 1789 года). Как для французов взятие Бастилии означало начало Великой французской революции, так для Военного воздушного флота СССР эта дата должна была стать «началом взятия Бастилии воздушной» — датой начала выдающихся свершений в деле завоевания советскими авиаторами воздушных просторов.
Поскольку денег в военном бюджете на воздушные праздники не было, решили это мероприятие проводить на деньги народные, собранные с жителей молодой Советской Республики Обществом Друзей Воздушного Флота. Приняв решение объединить ОДВФ с «Доброхимом», приурочили дату открытия Первого съезда вновь образованного общества Авиахим к дню взятия Бастилии.
14 июля 1925 года в Москве на центральном аэродроме имени тов. Л.Д. Троцкого (бывший аэродром «Ходынка») состоялся совместный митинг участников 1-го съезда Авиахима и авиаторов РККАФ, завершившихся массовым авиационным праздником. С этого момента День Воздушного флота в СССР отмечали 14 июля. Соответствующий приказ по ВВС был подписан их новым начальником Петром Ионовичем Барановым, назначенным на эту должность в декабре 1924 года.
«Праздник Авиахима — наш праздник, — отмечал в передовице журнала „Вестник Воздушного Флота" (№ 7,1926) помощник начальника ВВС РККАФ С. Меженинов. — День организационного оформления этого Общества явился днём праздника Красного воздушного флота...
Празднуя 14 июля вместе с обществом Авиахим новый этап его и наших достижений, подытоживая и намечая пути для будущего, мы сможем отметить ряд крупных достижений».
День взятия Бастилии! — святая для каждого российского авиатора дата... Дату путали, радости она не вызывала, и красные авиаторы продолжали негласно, собравшись компаниями по квартирам, отмечать свой праздник в день Илии Громовержца, своего небесного покровителя.
«День взятия российскими авиаторами небесной Бастилии» вся советская страна отмечала аж до 1933 года.
В 1931 году любившего выпить П.И. Баранова на посту начальника ВВС РККА меняет умнейший и талантливейший военачальник Яков Иванович Алкснис. Взяв лётную вольницу в свои твёрдые руки, Алкснис начинает превращать крайне разболтанную воинскую структуру в настоящий род войск. Стремясь в крайне сжатые сроки перевооружить советские ВВС современной авиатехникой, Я.И. Алкснис ввёл режим жёсткой экономии выделяемых на нужды ВВС финансов. Страна ещё не оправилась от голодомора, и тратить огромные средства на повсеместное проведение воздушных парадов, да ещё организуемых по весьма неподходящему поводу, начальник ВВС счел неправильным. На его взгляд, этим деньгам есть более рациональное применение. Но и оставлять авиаторов без профессионального праздника он считает невозможным. Как и продолжать отмечать его 14 июля, прекрасно понимая, что дата эта вызывает неприятие у всего личного состава ВВС.
Взвесив всё самым тщательным образом, Я.И. Алкснис выносит на рассмотрение тов. Сталина крайне рациональное предложение о назначении новой даты празднования Дня авиации. Предложение блестящее. В случае его реализации государству почти никаких дополнительных средств на организацию воздушных парадов больше тратить не придётся. Предложенный Алкснисом вариант Сталину пришёлся по душе. Ведь повсеместные широкомасштабные авиашоу сжирали слишком большой кусок нищего государственного бюджета. Вскоре средства массовой информации опубликовали новый указ Советской власти: «18 августа — праздник воздушного флота.