Самолётные лыжи

Andrey Ivanov

Я люблю самолеты, небо и людей!
Откуда
Москва
48023_original.jpg

Почти с самого начала, как у меня появился свой самолёт я столкнулся с вопросом: как бы мне зимой не зависеть от расчистки ВПП от снега. Базировался я тогда на грунтовом аэродроме Волжанка под Тверью. При всей аккуратности хозяина аэродрома и старшего авиационного начальника, прошедший в ночь хороший снегопад мог легко вывести из эксплуатации ВПП. А весной, когда укатанный за зиму снег начинал таять, эксплуатацию самолёта на колёсном шасси приходилось останавливать более чем на месяц. Причина заключалась в невозможности по рыхлому снегу или снежной каше разогнаться до скорости отрыва. Самолёт вяз в снегу и буквально не хотел бежать. Обычно проехав всю ВПП туда и обратно, я заруливал на стоянку и от полётов отказывался. Также, летая зимой на колёсах, я знал, что практически любая вынужденная посадка с подбором грозит капотом и сильно поломанным самолётом. Выход из этой ситуации был один - лыжи для самолёта. Однако стандартных лыж на 150 Cessna не выпускалось…
47713_800.jpg

Прошло несколько лет и я стал совладельцем Ан-2. К тому моменту базировался я уже на аэродроме Орловка недалеко от Ржева. Там была отличная асфальтовая ВПП, которую регулярно чистили, и для маленьких самолётов этого было “за глаза”, но зимой на Ан-2 на узкой твёрдой ВПП с брустверами - летать удовольствие малоприятное. Чуть посильнее боковой ветер, или тормоза подклинят, и все шансы улететь в бруствер. Поэтому для Ан-2 были куплены лыжи. И вот тут я понял - какое же счастье зимой летать на лыжах. Да, дюралевые лыжи примерзают, но если они поехали, то у тебя почти безграничная свобода. Мы садились на Ан-2 на лыжах на водохранилища, поля засыпанные снегом, и даже на болота. Красота взлёта самолёта на лыжном шасси в солнечный день поражает. Когда куча искрящихся снежинок летят с лыж, а самолёт, оставив лыжный след на снегу, улетает в небо.
47132_800.jpg


И тут снова я стал грезить лыжами для маленькой 150 Цессны. Лыжи я однозначно хотел только дюралевые. Это и меньший вес, и возможность полевого ремонта, да и просто любовь к материалу.
Опыт эксплуатации Ан-2 на лыжах показывал, что летать с целины на Ан-2 можно только на пустом, если он полностью заправлен и загружен то вылет возможен только если есть наст и снежный покров держит вес человека, либо ВПП укатана. Меня это не совсем устраивало. Нужно иметь возможность совершить посадку и взлёт с целины, с пухляка. Именно такую задачу я ставил перед лыжами.
______________________
Пример посадки в Карпогорах на целину. Снежный Наст почти держит человека. Взлететь на Ан-2 тогда удалось с большим трудом. Снег влажный, перед носком лыж гонится валок. Хвостовая лыжа закапывается.
33321999804_583db998d1_b.jpg

33321976964_16b34cd126_b.jpg

34006967632_766ab6010e_b.jpg

 
В то то же время Хаски на лыжах имеющих меньшую удельную нагрузку на площадь прекрасно рулил и взлетел
34006977142_f8a54beb54_b.jpg

А вот руление Ан-2 на лыжах по неглубокой целине (замерзшее озеро в Нарьян-Мар)
Посадка из-за обледенения на болото и взлёт с него на Ан-2
_____________________________________


Я начал собирать информацию по требованиям, расчётным случаям к проектируемым лыжам. Дело двигалось медленно. Но чем больше я погружался в тему, тем больше понимал что нужно делать не просто лыжи, а колёсно-лыжное шасси. Заразил идеей подобной конструкции Олега Овсянникова и компанию Авион. И вот уже первые такие лыжи были спроектированы и установлены на самолёт Maule Михаила Шевелёва из Дзержинска. Помню как мы ездили их ставить на аэродром Бабино под Нижним Новгородом.
Maule из Дзержинска на лыжах:
43299_800.jpg

Потом уже КБ «АВИОН» сделал ещё несколько комплектов лыж. На лыжах залетал «Хаски» Игоря Колоколова, «RVшка» Нехорошева Олега. А я всё копил деньги…
В то время, пока лыжи делались в Москве, в Перми Антон Краев тоже вовсю занимался проектированием и созданием лыж. И тоже из дюраля. Очень талантливый конструктор, пилот, он разработал несколько комплектов лыж на самые разные самолёты: Цессны от 150 до 337, Пайперы. Мы познакомились, и Антон предложил сделать мне лыжи. От колёсно-лыжного шасси на 150 Цессну он меня отговорил, по причине сильного утяжеления конструкции, что при наличии всего 100 сильного двигателя будет слишком большой нагрузкой для самолёта.
Но я очень хотел лыжи с тормозами. Опять же, имея опыт полётов на Ан-2, я понимал, что без тормозов радиус разворота на накатанной ВПП или льду будет огромным. И вот впервые на 150 Цессну были сделаны лыжи с тормозами, для привода которых были поставлены электрические актуаторы прям в тело лыжи. Очень эллегантное решение. Площадь лыж была рассчитана для работы с целинного снега. Остро стоял вопрос о носовой лыже. Если на самолётах с хвостовым колесом нет проблемы зарывания носовой стойки, то тут если носовая стойка провалится в снег, и не дай бог это произойдёт на скорости, то это приведёт к серьёзной поломке самолёта. Казалось бы - поставь побольше лыжу и всё отлично. Но тут другая проблема - вращающийся винт и невозможность вынести носок лыжи далеко вперёд. Удлинение лыжи тоже играет значительную роль в её качестве (короткая и широкая лыжа не будет работать). Помимо этих нюансов, работы Антона Краева показали, что на качество работы лыж очень сильно влияет загиб носка лыжи и высота оси вращения. Также много тонкостей заключается в настройках угла установки лыж. В 1930-х годах прошлого столетия были проведены объёмные исследования как конструкции так и аэродинамики лыж. Но мало, очень мало материалов сохранилось на сегодня. И многое пришлось познавать опытным путём.
И вот у меня уже появился комплект лыж от Антона!
Модель лыжи:
43586_800.jpg

А вот уже лыжи на самолёте
47361_800.jpg

Кит-набор
43900_900.jpg

44212_original.jpg

Электромеханизм
44352_original.jpg

Сборка
44623_800.jpg

44880_800.jpg

Первые примерки
45082_800.jpg

45404_800.jpg

Установка электромеханизма
45735_800.jpg

На аэродоме сборка и доработка по месту:
46008_800.jpg

Впервые встал на лыжи
46218_800.jpg

Лето ушло на его сборку, в КБ АВИОН друзья помогли их собрать. И вот осенью я привёз лыжи на аэродром. Месяц по выходным ушло на изготовление и доводку узлов крепления тросов, пружин и резинок, подбор и регулировку. Оказывается, помимо основных резинок обязательно должны стоять страховочные троса как спереди так и сзади. Они должны обеспечивать с одной стороны свободу хода, а с другой спасти самолёт, в случае обрыва резинки или вырыва крепёжного болта. Я знаю несколько случаев аварий, когда порвалась резинка, а страховочного троса не было, и лыжа становилась поперёк потока или переворачивалась вверх полозом. Тормоза… это отдельная тема. Как будут работать гребёнки? Только испытания покажут.
Первые пробежки, развороты я начал делать с ещё не подключенными тормозными механизмами. Радиус разворота на обледенелой ВПП составил под 50м, если в режиме заноса делать разворот, то в 30м укладываешься. А вот с гребёнками можно спокойно в 7-10м уложиться. Но на пухляке тормоза не работают!
Первые подлёты для определния положения лыж, проводил с фото и видео фиксацией. Настя Носова очень сильно помогла, снимая положения лыж с параллельно двигающейся машины.
46341_800.jpg


Первые полёты показали, что задранные вверх носки лыж страшно тормозят самолёт. Он нехотя оторвался от ВПП, а дальше скорость плохо растёт, скороподъёмность 1,5 м/сек…. И это я один в кабине. Потихоньку набираю 100м, делаю круг и на проходе разгоняю самолёт до 100 миль в час. Мне нужно посмотреть хватает ли амортизаторов и пружин, чтобы лыжи не хлопали. Всё в норме.
После посадки докладываю конструктору поведение, Антон подсказывает как правильно выставить лыжи и как подобрать задние амортизаторы.
Проходит ещё неделя, снова регулировки и облёт. И опять съёмки с земли. Сегодня самолёт уже лучше летит, но в процессе регулировок слишком сильно опустили носки у основных лыж. Хорошо что летаем с обледенелой ВПП, там зарывания не будет.
Проходит ещё пару недель, я привожу тандера, которые ставлю на задние троса. Облёт, регулировка, и, вот, можно начинать следующий этап испытаний. Прошлую неделю стоял мороз, выпало много снега, он очень лёгкий и пухлый. Будем пробовать садиться и взлетать с него. К сожалению бруствера на аэродроме не дают выехать на целину, поэтому взлёт с основной ВПП, а далее проход с касанием на целину, оценка как держит самолёт. Всё в норме, следующий заход уже с посадкой. Сажусь… самолёт немного проседает и катится, нос хорошо задран. Замедляюсь, самолёт немного проседает в снег и останавливается, даю газу - едем вперёд. Уже хорошо. Выключаю двигатель и выхожу из самолёта. Нужно снаружи всё осмотреть. Только я сошёл с лыжи, как тут же проваливаюсь в снег выше колен. В таком снегу тяжело пройти даже 10м. А самолёт стоит как на постаменте. Носовая лыжа почти вся наверху, а основные под снегом. Ну что-же, попробуем развернуться и взлететь?
Забираюсь на лыжу, а с неё и в самолёт. Запуск и поехали. Чтобы разгрузить нос штурвал полностью выбран на себя. Самолёт медленно едет, разворачивается, и вот передо мной впереди 2 км рулёжки. Даю максимал, мотор выходит на взлётный режим, и самолёт медленно начинает разбегаться, покачиваясь как корабль на огромных волнах. Выпускаю закрылки на 20 градусов и чувствую как лыжи уже почти вышли на глиссирующий режим! Пошёл рост скорости и Цессна отрывается от земли. Мы летим!
Потом уже на видео я увижу, что хвост самолёта уже почти был в снегу. Так глубоко он сидел. Разбег занял около 500-600м.
46814_800.jpg

47096_800.jpg

Следующее испытание будем проводить уже вдвоём. Надо понять как самолёт на пухляке будет себя вести с максимальной загрузкой.
Взлёт с Юрой с ВПП и посадка на магистралку. Самолёт проваливается в снег почти также как и когда я был один. Рулит. Остановился. Разворачиваемся и пытаемся взлететь. Самолёт бежит, а скорость выше 25-30 миль не растёт, и он не поднимается. Выпуск закрылков не помогает. Так мы и пробежали 2 км. Вылезли в конце магистралки из самолёта и провалились по пояс в снег. С трудом развернули вручную самолёт. Ну-с попробуем ещё раз. И снова ползём по снегу. Вылезая на свою колею самолёт пытается ускорится, но тут же снова спрыгивает в пухляк… Видимо придётся Юру высаживать и взлетать одному. Но дай-ка ещё раз по своим следам попробуем.
Третья попытка оказалась успешной. Выскочив на свою лыжню самолёт пошёл в разгон и выпуском закрылков его удалось вырвать из снежного плена! Всё, мы летим!!
Помню как на Ан-2 по той же методике накатки лыжни удавалось взлететь. Но там 1000л.с., а тут всего 100.
Да, лыжи на Цессне подшиты пластиком и это большое подспорье. Они почти не примерзают.
По результатам этих испытаний и доводок теперь я могу свободно летать на 150 Цессне на лыжах практически по любому снегу. Вынужденная посадка в поле или на замерзшую реку будет безопасной, носовая лыжа прекрасно себя зарекомендовала.
За эту зиму лыжи были облётаны как на свежевыпавшем пухляке, так и на насте и льду. Зарекомендовали себя — просто великолепно. Однозначно следующие зимы самолёт будет эксплуатироваться только на лыжном шасси.
 
Дюралевые лыжи подшитые ПНД (политилен низкого давления ) листовой скользят по снегу отлично. У вас вижу это есть. Только подрезы я применил капролоновые направляющие цепи с комбайнов. На этих штуках самолет, дельталет скользит даже по асфальту.
 
Лыжи наверняка не подходят под эту Цессну, скорее всего нужны с большей площадью.
 
Лыжи сделаны как раз под 150 Цессну и площадь расчётная. Больше уже точно не нужно.
 
Лыжи наверняка не подходят под эту Цессну, скорее всего нужны с большей площадью.
Виктору Ивановичу, как всегда, видней, во всех темах.
Спасибо Андрей, за столь подробное описание проделанной работы.
С уважением.
 
Андрей, поздравляю ! Лыжи это действительно прекрасно!

Но, без нужды посадка на целину все-же риск. Структура покрова всегда разная. Бывает после оттепели корка, местами разной плотности, да прикрыта разной толщины свежего пухляка. Одна лыжа может провалиться под корку и закопается. Испытал несколько таких не приятных моментов в 2007 году на самолете Птенец-2 с лыжами. Вытащить самолет когда снега выше колена, очень не просто. А птенец на много легче. Ограничители и резинки правильно настроены.

На лыжном шасси летаю с 2006 года. Однажды на ДАР Соло садился с выключенным двигателем с высоты 900 метров, так расслабился за 6 минут что забыл о выравнивании и плюхнулся в снег со скоростью около 2 метра в секунду. Ни каких проблем. На колесном шасси так не получится.
 
Андрей, поздравляю ! Лыжи это действительно прекрасно!

Но, без нужды посадка на целину все-же риск. Структура покрова всегда разная. Бывает после оттепели корка, местами разной плотности, да прикрыта разной толщины свежего пухляка. Одна лыжа может провалиться под корку и закопается. Испытал несколько таких не приятных моментов в 2007 году на самолете Птенец-2 с лыжами. Вытащить самолет когда снега выше колена, очень не просто. А птенец на много легче. Ограничители и резинки правильно настроены.

На лыжном шасси летаю с 2006 года. Однажды на ДАР Соло садился с выключенным двигателем с высоты 900 метров, так расслабился за 6 минут что забыл о выравнивании и плюхнулся в снег со скоростью около 2 метра в секунду. Ни каких проблем. На колесном шасси так не получится.
Если можете рассказать особенности, хитрости полетов на лыжах, т.ч. Посадки на целину... Буду очень благодарен, сам только встал на лыжи на птенце...
Да и автору наверное не помешает
 
Про лыжные прогулки можно рассказывать о-о-оч-чень долго. Поскольку возможностей для поиска приключений враз становится много больше, чем летом...
Но и полеты, при условии хорошей зимней экипировки, интересно разнообразятся.
Если не далеко есть водоемы, то можно летать на зимнюю рыбалку. С верху, отлично видны места хорошего лова ( по следам ).

Для изучения свойств снега в зависимости от времени года, суток и местности, нужно ходить по нему ногами в лыжах. Тогда приобретается достаточно полное представление. Можно научиться прикидывать подходит или нет для посадки самолетика и какой массы...

С целины всегда имеет смысл взлетать после того, как накатаешь полоску, достаточную по ширине и дистанции. Удобно это делать заранее снегоходом. При автономной посадке, иногда предпочтение отдавалось варианту сжечь треть бака прокатывая полосу, лишь бы выбраться... Оно и по весу выгоднее 🙂

Про весенние насты уже говорили... Это когда с утра можно ходить как по асфальту, а по мере прогрева солнцем, к обеду начинаешь проваливаться по колено при каждом шаге. Корка проламывается. Через неделю таких температурных перепадов, под настом уже не снег, а "крупа" которая не держит и не трамбуется. Можно копаться до земли.

Для посадки на целину лучше выбирать бугор хорошо продуваемый ветром. Или наветренную сторону у препятствия - там снег сдувает и он плотнее. Самое подходящее - озера. На льду снег всегда плотнее и его сдувает. Но, могут быть наледи с водой под коркой наста... Весной, при ветреной и солнечной погоде, часты торосы. Ещё, неприятные сюрпризы в виде замороженных холмиков рыбацких лунок и канав от снегоходного следа под углом к направлению взлета ( посадки ).

В полях, когда зима снежная, а с осени не прокошена трава, можно нарваться на висящий на траве наст. Ближе к весне, в оттепели, посадка на такое ровное заснеженное поле кажется соблазнительной, но можно провалиться на всю высоту стерни ( травы ).
Так получилось в начале 2000-х в Подмосковье. Хорошо, что на дельталете. В двоем решили подсесть на поле, проверить, годится ли для отработки посадки. Приземлились хорошо. Пробег под уклон, шустрое скольжение по насту, замедление и.... вдруг, "взрыв" снега прямо перед аппаратом. Стираю с стекла снегоходного шлема снежную пелену... Я по грудь сижу в снежном сугробе! Торчат только плечи и голова.
Тележка без обтекателя. Передняя лыжа провалилась первой, задние - следом. Аппарат развернуло градусов на 30 от курса посадки. Примерно на столько же загнуло в горизонтальной плоскости нержавеющую ось задней лыжи. Вдвоем, упираясь в концы лыжи и раму, с трудом, разогнули ось обратно.
На этом поле, по осени, не скосили овёс. На его метелках и висел сплошной наст. Под настом - снежная "крупа". Ноги проваливаются по колено.
Хорошо, что вдоль поля под горку шла натоптанная тропинка к дому отдыха. Накатав полоску так, чтобы передняя лыжа шла по тропинке, удалось вырваться под горку при небольшом встречном ветерке. Топлива оставалось - только резерв ( лампочка уже устойчиво горела ). Благо, до дома всего три километра по прямой.

Другой раз, знакомый пилот дельталета решил подсесть к рыбаку на реке. По берегу шла узкая накатанная машинами дорога. Но он решил не рисковать и сесть в широкое поле, метрах в 100 параллельно дороге.
Эти 100 метров ему запомнились на долго....
Была солнечная безветренная погода, но на улице минус 18. Вытаскивать аппарат к дороге ему пришлось одному, по... колено в снегу. Сперва он снял теплую куртку... Потом теплый свитер... Последние десятки метров он протаптывал колею и толкал аппарат уже в трико и майке...🙂
Такой вот закаленный и здоровый товарищ !
( Эти 100 метров "многоборец" преодолел всего за 3 с половиной часа! )

Как-то раз, провалившись на озере лыжами под корку льда ( двойной лёд ) верхним слоем льда срезало* передний трос на лыже. Вытаскивал дельталет в одиночку, полубегом, по тонкому верхнему льду, проваливаясь в пол- сапога в воду и удерживая аппарат ручным газом.
*( Лёд не срезал буквально, но нагрузкой разогнуло карабин и он выстегнулся из проушины )
Выскочив на сухой лёд, промокнув по колено, сразу взлетел в сторону дома ( было не далеко ). То, что передний трос срезан, заметил на взлете, когда лыжа опустила носок вниз и встала вертикально. Пришлось ловить её ногами и придавливать заднюю часть. Так и садился - на ручном ( газом ) и ножном управлении.

Погода, порой, приподносит интересные сюрпризы. Всякие там обледенения, обиневание... Лыжи по утру не отлипают.. ( научились ставить на бруски ).

На юге... Мурманской области, в 1999-м, в декабре. Ночью минус 25. Когда солнце показалось над сопками ( в 11 часов ) минус 10. На озере, с которого взлетаем, ( оно в низине ) термометр на приборке показывает минус 17.
Дельталетик простой - весь открытый. Собираемся вдвоем на учеты по лосям.
Небо хмурое, с низкими слоистыми многоярусными облаками. По прогнозу, на подходе теплый фронт. Взлетаем с озера. Набираю 70 метров и... как в баню зашёл - по стеклу шлема начинают течь тонкие редкие струйки воды! Из облачности высотой около полутора километров сыплет переохлажденный дождь! При чем, до земли капли не долетают - испаряются что ли (!?) Вижу с верху, что земля покрыта полупрозрачной дымкой тумана. На приборке термометр показывает +7 (!).
Соображаю... вот сейчас мы согреемся! Особенно когда на посадку пойдем. Одежда не промокает, тепло, но сцыкотно... Пару секунд на размышление и... "разворачиваю оглобли"...

Развернувшись к озеру, начинаю снижаться. За несколько секунд весь аппарат и пилоты покрываются ледяным панцирем. Ну, прям, креветки из заморозки...
Ручка трапеции, как от работы триммера интенсивно идёт на пилота...
Добираю трапецию до упора в грудь и даю взлетный. Посадка на место взлета, обратным курсом, со снижением - 1,5 на полном газу. Приклеились на лёд, как куропатки на ночлег...
От движений, на сгибах одежды белесые трещины... Оба блестим, как новогодние игрушки! Чисто - инопланетяне, блин...

Ой! Да столько интересного за короткие зимние дни можно налетать, что за все рабочее лето не получится! 🙂
 
Последнее редактирование:
Спасибо. Продолжайте если можете?
Я тут за пределы ВПП выкатился, было страшно, но приятно чувствую самолёту на лыжах мягче по пухляку чем по прикатанной трактором и обледенелой полосе
 
"Пухляк" - он "мягко стелет..."
В пухлом свежевыпавшем снеге, на укатанной трактором обочине рулежки, как то раз, притаилось бревно. Этим же трактором туда доставленное...

Садясь на рулежку в сумерках и лихо заруливая на среднем газу к стоянке ( лыжи быстро оттормаживаются при пробеге по не укатанному снегу ) на это бревно и наехали... Хорошо, что под достаточно острым углом к оси бревна.
Перескочили через него, но носок алюминиевой лыжи загнули немного вверх. Очередной раз порадовался, что лыжи сварные ( из АМГ5 м и АМГ2 м.) По утру, на этом же бревне носок и подрихтовал на место киянкой...

Аналогично, в пухлом снеге на водоемах не видно твердых предметов под снегом : ледобур, забытый пьяными рыбаками, вырубленная под сеть "майна". В Строгинском затоне ( когда летали там со льда в 90-е годы ) ,добрые люди зачем- то вмораживали в лунки палки и обрезки стальных труб...

То, что лыжи, при качении по льду или укатанному смерзшемуся снегу, гремят как литавры, должно ласкать тонкий музыкальный слух опытного пилота.
Под Вами твердая поверхность!
Если лыжи из металла - тем приятнее громче эта "музыка".
Вам, в отличие от обладателей " лакированных" туфелек не чего опасаться за их сохранность и можно сосредоточиться на управлении.
 
Последнее редактирование:
Назад
Вверх