Серпуховский авиационно-спортивный клуб

Дмитрий Шаповалов (Velocity)

Хвост в самолете лишняя деталь!
Откуда
Москва
Добро пожаловать на сайт Серпуховского авиационно-спортивного клуба имени Александра Ивановича Орлова

http://www.serpasc.narod.ru/

Адрес клуба
Московская область, г. Серпухов, ул. Фирсова, д. 1
Телефоны 75-07-85 (аэроклуб), 72-86-74 (аэродром); код 27 - для Московской области или 0967 - федеральный.


Как проехать на аэродром из г. Серпухова:
1. На автобусе №27 (вокзал - г. Протвино) до остановки "Иваньково". Перейти через дорогу и идти по просёлку. Дойдя до развилки повернуть направо и почти сразу увидите тропинку уходящую влево. По ней пройдёте прямо к парашютному городку. Это более короткий путь.
2. На автобусе №51 (вокзал - д. Дракино) до остановки "Аэродром". Пройти дальше вдоль дороги до указателя "Аэродром". Повернуть направо и далее не ошибётесь .


Протвино (рейсовый)
            Из Серпухова: 6.50, 7.17, 7.35, 9.20, 9.50, 10.20, 11.25, 11.50, 12.30, 13.10
            Из Протвино: 12.50, 13.30, 14.10, 14.35, 16.15, 16.35, 17.15, 17.40, 18.42
Протвино («ПАЗ»)
            Из Серпухова: 6.15, 6.37, 7.55, 8.32, 8.55, 9.15, 9.40, 10.55, 11.38, 12.05
            Из Протвино: 13.00, 13.15, 14.25, 14.50, 15.15, 15.30, 16.59, 17.22, 17.55
Протвино(«Газель»)
            Из Серпухова: 6.43, 7.30, 8.25, 8.35, 9.07, 9.55, 10.10, 10.43, 11.15, 11.25
            Из Протвино: 12.42, 12.57, 13.12, 14.02, 14.37, 15.07, 15.20, 15.37, 16.11
Кременки («ПАЗ»)
            Из Серпухова.: 7.45, 10.15, 12.50
            Из Кременок: 13.40, 16.00, 18.20
Кременки («Газель»)
            Из Серпухова: 7.30, 9.05, 10.43, 13.40, 15.38
            Из Кременок: 11.30, 14.30, 16.25, 19.00, 20.35


3. Проезд на машине. Выезжаете из Серпухова в сторону Протвино и, доехав до развилки с танком, поворачиваете налево (это дорога на Дракино). Примерно через 3 км с правой стороны будет указатель «Аэродром».

Как проехать из Москвы:
1. На Протвинском автобусе от ст. метро "Южная", отправление в 7.40, 8.50, 9.30, 10.00. Стоимость билета 90 рублей. Проезд до остановки "Иваньково", далее смотрите выше.
2. На Серпуховском автобусе от ст. метро "Южная", отправление в 7.30, 8.00, 8.30, 9.00. Стоимость билета 80 руб. Доезжаете до остановки "Студенческая", переходите через дорогу и садитесь на автобус до Протвино (Кременок, Дракино).
3. На машине смотреть здесь.
4. Можно на электричке с Курского вокзала до Серпухова, но это уже на любителя.
 

Вложения

  • serpasc.gif
    serpasc.gif
    7,3 КБ · Просмотры: 276
История аэроклуба

Серпуховский Авиационный спортивный клуб создан 11 апреля 1936 года. Многие выпускники предвоенных лет сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Семеро из них удостоены высшей награды Родины - звания Героя Советского Союза. Имя одного из них – Александра Ивановича Орлова (выпускник 1936 г.), почетного гражданина города Серпухова носит наш аэроклуб.

За годы деятельности клуб подготовил более 4.500 летчиков, около 40.000 парашютистов, многие из которых пополнили ряды ВДВ и ВВС.

В настоящее время Серпуховский АСК РОСТО (базовый аэродром “Дракино”) является учебным авиационным центром Гражданской авиации, проводит подготовку пилотов-спортсменов и любителей, являясь базовым аэроклубом Федерации Высшего пилотажа России.

Желающие имеют возможность в выходные дни совершить экскурсионные и учебные полеты на самолетах ЯК-18т, ЯК-52, АН-2, а так же прыгнуть с борта АН-2 с парашютом.

Кроме того на аэродроме “Дракино” ведет активную деятельность дельтапланерный клуб “Чайка”, созданный в 1978 году.
 
Создание аэроклуба

11 апреля 1936 года по протоколу №11 Постановления Президиума Серпуховского Райисполкома Советов Рабоче-Крестьянских и Красноармейских депутатов произведен первоначальный отвод земельных участков №1 и №2 общей площадью 267,1 гектараю

Этот документ на земельный участок аэродрома «Дракино» Серпуховского района Московской области и послужил для определения даты рождения Серпуховского аэроклуба (ОСОАВИАХИМа) как государственного учреждения.

В годы Великой Отечественной войны к аэродрому производится прирезка из земель колхоза «Борец» - 52,53 га и колхоза «Имени Буденного» - 43,75 га. Всего аэродром сейчас занимает площадь в 363,48 гектара.

В воспоминаниях бывшего штурмана аэроклуба (в 1938 г.), а затем начальника штаба, говорится следующее:

«Серпуховский аэроклуб был организован в 1937 году по решению Центрального Аэроклуба (ЦАК) СССР. Точной даты создания аэроклуба я не помню. Руководителем ОСОАВИАХИМа был тов. Горшенин, а от ЦАК нас постоянно контролировал инспектор Шабников.

Начальником аэроклуба был назначен тов. Чернов. До этого он работал бухгалтером текстильной фабрики, но был знаком с авиацией, так как проходил срочную службу в качестве авиамоториста. Кандидатуру тов. Чернова на должность начальника аэроклуба утвердил ГК КПСС г. Серпухова.

Аэроклуб получил в свое распоряжение пустующее тогда двухэтажное здание и полевую площадку в д. Дракино. Для организации начальной работы АК и обеспечения плана первого выпуска 120 летчиков и 20 техников за короткий срок было сделано все необходимое: организовали работу штаба, хозяйственной и технической частей, скомплектовали постоянный летно-технический состав, набрали курсантов, оборудовали аэродром и учебные классы, обеспечили хранение горючего и т.д.

Из-за отсутствия преподавательского состава, представители частей ВВС провели установочные методические занятия с летчиками и техниками. В дальнейшем военные по интересующим вопросам проводили консультации и показательные занятия. Затем уже летчики и техники клуба вели занятия с набранными курсантами.

Набор курсантов проводился с мая по сентябрь, при активном участии комсомольских организаций города, чтобы обеспечить социальный состав будущих летчиков – важной задачей того времени. Для отбора кандидатов в курсанты из врачей города составили медицинскую комиссию, председателем которой стал военный врач (фамилия не сохранена) войсковой части 107 Академической бригады ВВС, базировавшейся в Серпухове.

Для аэроклуба были выделены воинской частью два списанных самолета ПО-2. Один из них полностью оборудовали исправным мотором, он стал наглядным пособием в действующем состоянии. Второй самолет разобрали и разместили в классе городского здания клуба. В классе также установили авиационные приборы в разрезе и плакаты к ним.

К началу теоретических занятий все необходимые наглядные пособия по материальной части, технике пилотирования, воздушной навигации, метеорологии были изготовлены в мастерской, образованной из числа военных и курсантов, возглавляемой курсантом Казанским.

Комиссия ЦАК СССР, при приеме методических классов признала их хорошее состояние.

Так как большинство курсантов были из числа работающих на предприятии в две смены, то специально разработали непрерывный график теоретических занятий в утренние и вечерние часы. Это позволяло нормально обеспечить размещение большего общего числа курсантов при малом количестве классов. Летная практика проводилась с мая по октябрь также по графику непрерывного обучения. Утром летали неработающие курсанты или те, кто работал во вторую смену, а вечером те, кто работал в дневные часы.

Продолжительность рабочего дня в этот период, с учетом сбора и переезда из города на аэродром и обратно, была установлена с 4 часов утра до 22 часов вечера. Непосредственно полеты начинались в 6.00 и заканчивались в 20.00, с перерывом на обед и осмотром материальной части с 12 до 14 часов. На неделю выпадало 4-5 летных дней.

Однако при такой огромной нагрузке никто не жаловался и не сетовал на трудности. Наоборот, курсанты выказывали не только стремление овладеть летным делом, но и помогали техникам проводить осмотр и заправку самолетов, устранять неисправности, нести дежурство на аэродроме, выполняли различные хозяйственные работы, готовили для себя обед.

Первый выпуск состоялся в 1938 году и прошел успешно – никто из учлетов не допустил нарушений и поломок. Показателен пример.

Учлет Владимир Гончаров на самолете находился в полетной зоне. Внезапно аэродром закрыло низкой облачностью, (метеорологическое обеспечение отсутствовало) и наступила темнота. Радиосвязь с самолетом не поддерживалась. Учлет не растерялся. Он осторожно подвел самолет к кромке облаков и снизился. Это позволило ему обнаружить на земле специально зажженные и успевшие разгореться костры. Гончаров «пришел» на аэродром и благополучно произвел посадку самолета. После проверки техники пилотирования инструктором Качинского училища летчиков, он одним из первых серпуховичей был зачислен в число кандидатов в это военное учебное заведение.

Такой же чести удостоились и некоторые другие выпускники. Остальным специалистам комиссия выдала удостоверения летчиков, которые поступили в летные школы или авиационные клубы на должности инструкторов.

Вспоминая трудовой героизм летчиков-инструкторов, учлетов – возникает чувство гордости за людей нашей страны, за их самоотверженный труд, стойкость, выносливость, стремление достичь поставленную цель».
 
Спортивная история    1945-1964

После Великой Отечественной войны Серпуховский аэроклуб выполнял серьезные задачи по подготовке авиационных кадров для Военно-Воздушных Сил и Военно-Десантных Войск. Ежегодно готовилось по 100-110 пилотов для военных училищ и в запас, 250-300 парашютистов спецконтингента.

В 50-е годы в аэроклубе начали активно развиваться авиационные виды спорта: самолетный, планерный, парашютный, авиамодельный.

В послевоенные годы, до реорганизации аэроклуба (в 1964 году), было подготовлено: 1870 летчиков, 10200 парашютистов различных категорий (в том числе 4250 для ВДВ), 425 планеристов, около 2000 авиамоделистов (в том числе только в клубе около 500 спортсменов).

Всех категорий авиационных специалистов подготовлено 14570 человек (без учета подготовки авиационных специалистов и спортсменов по различным филиалам Серпуховского аэроклуба в Сталиногорске, Ступино). В это период развивался самолетный спорт, в котором впервые за историю аэроклуба получили звание мастера спорта СССР – Сумароков Н.И., Рожков В.А., Соловьев Р.Н., Лебедев Ю.Б. В парашютном спорте очень сильно показала себя Светлана Крячек, много лет успешно защищавшая честь не только клуба, области, но и страны на различных международных соревнованиях. Но, пожалуй, в этот период достиг своего максимума планерный спорт.

18-кратной всесоюзной и мировой рекордсменской стала Анна Петровна Самосадова – выдающаяся и непревзойденная планеристка того времени – заслуженный мастер спорта СССР.

В работе клуба принимает активное участие кавалер медали Лилиенталя, заслуженный мастер спорта СССР Виктор Михайлович Ильченко. На опыте сильнейших спортсменов растут молодые мастера спорта – В.И. Чувиков, О.Н. Суслов, А.Н. Ларин, Н.С. Фетисов, В.А. Лякин, П.П. Журавлев. Причем, Чувиков и Суслов включаются в сборную СССР и длительное время успешно выступают как в нашей стране, так и за рубежом.

В этот период большого подъема в городе и районе достиг авиамодельный спорт, под руководством энтузиаста, безмерно влюбленного в свое дело Евгения Николаевича Делигентова. Сотни авиамоделистов получили путевку в небо из его рук.

Говоря о людях нельзя не сказать о технике, относящейся к этому периоду.

После ВОВ до реорганизации аэроклуба в качестве учебного использовался самолет Як-18, а спортивного – чехословатский самолет Z-326. Самым лучшим парашютом на то время считался Т-4. Среди планеров спортивного класса был большой выбор: КАИ-14, КАИ-19, «Вега», А-15, «Зефир», «Янтарь».

Авиамоделисты мастерили своими руками резиномоторные, кордовые, скоростные, таймерные и другие модели (кроме радиоуправляемых).

В названный период наряду с выполнением задач по подготовке такого большого количества авиационных специалистов и спортсменов, занимались воспитанием личного состава аэроклуба такие замечательные люди как: Зиновьев М., Орлов А.И., Тарасов, Сериков Н.С., Сапегин С.П., Мальцев С.А., Кочергин В.В., Перервин В.В., Макеев А.К., Рожков В.А., Журавлев П.П., Авилов В.К., Николаев А.Л. и многие другие.

Показывая личным примером огромное желание, энтузиазм, стремление достичь не просто хороших результатов, а завоевать лучшее, достойное место, они явились в авиационном деле маньяками, на которых ориентировалась не только шедшая на смену молодежь, но и опытные авиаторы.

1964 –1992
Продолжающееся эхо сокращения Вооруженных Сил СССР в 1950-60 г. прошла большая реорганизация авиационной системы ДОСААФ СССР. В феврале 1964 года все аэроклубы страны были реорганизованы в Авиационно-спортивные клубы (АСК), за исключением Авиационных центров. Более чем в два раза сократились штаты. Существенно изменяется задание клубам, как по форме, так и по качеству. В связи с этим на долгие годы «уходит» Серпуховского АСК самолетный спорт.

Планерное звено теперь готовит только спортсменов (ранее планеристам ставились и народно-хозяйственные задачи). Причем имеется в команде 3-4 человека, а это лишь 10% от общего числа ежегодно подготавливаемых планеристов. Несмотря на это серпуховские планеристы остаются на высоте. Подготовлено еще 5 мастеров спорта СССР. В 1968 году в сборную страны включается О.В. Пасечник (ныне являющийся тренером).

Только парашютное звено практически остается с прежними задачами, но с повышенными требованиями.

Так в 1968 году женская команда парашютисток становится чемпионом РСФСР, а команда клуба победителем Центральной зоны РСФСР. В последующие годы в АСК подготовлено 10 мастеров спорта и 2 мастера спорта Международного класса. Парашютисты неоднократно становятся победителями соревнований, в том числе и международных. Ю.М. Чернов – чемпион Европы, И.С. Крючкова – чемпионка мира.

Все же в 1969 году в аэроклуб возвращается самолетный спорт. И уже через два года подготовлены два мастера спорта: В. Семенова и В. Карабанов. А команда в Московской области становится лучшей. На следующий год АСК занимает призовые места на зональных соревнованиях, и в когорту мастеров спорта вливаются Т. Леонова, Л. Чернова, В. Савин, В. Поткин.

1973 год дает Серпухову абсолютного чемпиона РСФСР (В. Карабанов). 1974 год – становятся мастерами спорта – Лебедев А.В., Шамсутдинов А.Г. 1975 год – выполняют норматив МС СССР – Рогаткин А.Н. и работник завода «Металлист» Исаков О.А. 1976 год – значок мастера спорта появляется на груди Дегтярева А.М.

После этого вновь наступает длительный спад самолетного спорта в Серпуховском АСК, связанный с запретом пилотажа на самолетах Як-18А.

В 1980 году клуб приступает к освоению самолета Як-52 и уже через два года в Серпухове новый мастер спорта – Г.И. Каминский, который за успешное выступление на чемпионате РСФСР, приглашается в сборную СССР.

В 1983 году клуб подготовил сразу четырех мастеров спорта: Н.И. Гончаренко, В.Ю. Касатонов, В.А. Белоконь, А.П. Марков. В 1984 после зональных соревнований мастером спорта возвращается И.А. Пархоменко. Также по результатам зональных соревнований в 1985 году двум пилотам (Ю.В. Кочергин и В.С. Барабанов) вручается заветное удостоверение мастера спорта.

В 1985 году самолетный парк Серпуховского АСК насчитывал 16 самолетов Як-52, 4 самолета Як-50, 3 самолета Ан-2. Также в клубе находилось около 200 парашютов различных типов.

Заслуги АСК в эти годы выразились в том, что из 60 имеющихся в СССР клубов серпуховичи всегда находились в первой десятке, а в 1971 году были на 1-ом месте в стране, в 1978 году – на 2-ом и в 1985 году – на 3-ем.

Кроме спортивных мероприятий серпуховские летчики постоянно принимают участие в показательных полетах и спортивных праздниках в Тушино и других городах.

А в 1984 году состоялся такой авиационный праздник и на аэродроме «Дракино», первый после далекого 1961 года. Несмотря на плохую погоду (шел проливной дождь) увидеть своими глазами мастерство земляков пришло более 15 тысяч (!) серпуховичей и жителей района.
 
Назад
Вверх