Комплекс конструктивных решений позволяет создать пассивную безопасность, которая действует до каких то пределов. Многие пункты уже назвали, могу добавить еще переднее расположение двигателя, устойчивость к штопору или несваливаемость в него (методы достижения известны), наличие спассистемы, впрочем она, скорее, относится уже к активной безопасности. Было падение и у меня, в силу как раз конструктивной пассивной безопасности приведшее к аварии, а не катастрофе. Жаркий период лета, воскресенье - "троица", температура + 30. Полдень, второй полет. Режим работы мотора на земле – нормальный, обычный взлет. После взлета мотор начинает снижать мощность. Внизу бугристая пахота, садиться очень не хочется, надеюсь набрать высоты для перехода в горизонт, режим мотору облегчить. Приближается деревня, я весь в наборе высоты, скорость минимальная (ошибка – нужно иметь запас скорости, а если мотор не тянет - садиться). И тут, метрах на 25, мотор обрезает совсем, до холостых. Запаса скорости нет, обдув ГО прекращен, оно теряет эффективность немного раньше крыла (оно еще несет). Самолет опускает нос и идет к земле (это все же лучше чем виток штопора). Я как сидел – РУС на себя так и тащу, а что делать? Было бы высоты побольше метров на 10 – наверное даже вышел бы из пике, траектория уже переходила в пологую. Но не было их, этих метров. Поэтому - удар (я в ремнях, шлеме). Из ремней внизу даже немного выехал (замок пониже делать). Удар загнул спереду - назад переднюю опору из пары «москвичевских» рессор, погнул мотораму, винт сломал. Потом полный капот… и тишина. Все это очень быстро, испугаться не успел. Только когда при пикировании земля непривычно и близко встала дыбом перед лобовым стеклом – успел подумать «пи…дец». Колесо шасси крутится наверху, надо мной – высунул руку – остановил. Бензин течет из дренажа бака. Вылез целым, преисполненным благодарностью к самолету, что он меня, неумелого, не убил, а спас. Отошел – посмотрел как самолет вверх колесами торчит – красота! Перевернул его – стал изучать поломки: еще подкос крыла сломан, несколько лобиков нервюр и еще по мелочам кое что. Пропахано метра 3 – 4 до капотирования. Теперь добираться со всем этим домой... Так вот, в такой день, как никогда, видишь красоту женщин, ощущаешь вкус даже простого хлеба, счастлив простым человеческим радостям. 🙂