Специальный сертификат летной годности (Special Airworthiness Certificate). США

so@rer

Will fly for food
Откуда
г. Жуковский
Специальный сертификат летной годности (Special Airworthiness Certificate). США

1. Введение

1.1 В США к выполнению полетов допускаются ВС, имеющие Стандартный или Специальный сертификат летной годности, выданные в установленном порядке.

1.2. Специальный сертификат летной годности дает право на эксплуатацию на территории США ВС, как имеющих, так и не имеющих Сертификат типа, в категориях, перечисленных ниже:

a)      Базовая (Primary). ВС, имеющие Сертификат типа в категории “Primary”, предназначенные для использования в личных целях.
b)       Ограниченная (Restricted). ВС, имеющие Сертификат типа в категории
“Restricted”, предназначенные для выполнения операций специального назначения, а именно:
i.      сельскохозяйственных работ;
ii.      охраны лесов и живой природы;
iii.      наблюдения с воздуха;
iv.      патрулирования (трубопроводы, ЛЭП);
v.      искусственного воздействия на погоду;
vi.      воздушной рекламы;
vii.      других операций, предусмотренных Администрацией.
c)      Многопрофильная (Multiple). ВС, имеющие Сертификат типа в категории  “Restricted” и других категориях, кроме “Primary”.
d)      Лимитированная (Limited). ВС, ранее эксплуатировавшиеся ВВС, но переоборудованные для использования в гражданской авиации. ВС,
имеющие Сертификат типа в категории “Limited”, которые не могут использоваться для перевозки пассажиров или груза на коммерческой основе.
e)      Легкие спортивные ВС (Light-Sport). Все легкие спортивные ВС (кроме автожиров и ВС, собранных из готовых наборов), максимальная взлетная масса которых не превышает 599 кг.f)      Экспериментальная (Experimental). ВС, не имеющие Сертификат типа или не соответствующие своей типовой конструкции. Такие ВС получают Экспериментальный сертификат.
g)      Разрешение на специальный полет (Special Flight Permit). Разрешение на специальный полет выдается в отношении ВС, которое на данный момент не соответствует требованиям летной годности, но может выполнять безопасные полеты [/b](не признано ИКАО).
h)      Временная (Provisional). ВС, имеющее Временный Сертификат типа.

14 CFR Part 21, Subpart H, §21.175

1.3 Эксплуатация сверхлегких самолетов регулируется другими правилами. Если ваш самолет отвечает требованиям FAR 103.1, то он классифицируется как сверхлегкое ВС и не нуждается в сертификате летной годности.  Требования к сверхлегким ВС:

a)      однопилотное;
b)      используется только в развлекательных целях;
c)      масса пустого ВС менее 254 фунтов (115 кг);
d)      максимально возможный запас топлива не превышает 5 галлонов США;
e)      скорость при горизонтальном полете не более 55 узлов;
f)      скорость полета при неработающих двигателях не более 24 узлов.

1.4 Большинство самолетов, изготовленных по заказу, не соответствуют данным требованиям. Поэтому владельцы сверхлегких ВС часто решаются на сертификацию своих судов как экспериментальных для того, чтобы соблюсти критерии веса, вместимости пассажиров и т.д. Обратите внимание на то, что в отличие от эксплуатанта самолета любительского производства, который обязан иметь летное и медицинское свидетельство, эксплуатант сверхлегкого ВС не нуждается в пилотском свидетельстве.
FAR 103.1

2. Условия выдачи и срок действия Специального сертификата летной годности

2.1 Условия выдачи Специального сертификата летной годности варьируются в зависимости от категории ВС (более подробная информация приведена в параграфе 4).

2.2 Если в соответствии со своими характеристиками ВС имеет право на получение Стандартного сертификата летной годности, то оно не может выполнять полеты на основании Специального сертификата летной годности.  

2.3 Специальный сертификат летной годности выдается только при условии соблюдения владельцем и оператором ВС ряда эксплуатационных ограничений (более подробная информация приведена в параграфе 4).  

2.4 Если действие сертификата не будет приостановлено, аннулировано или ограничено заблаговременно, то сертификат считается действительным согласно следующим срокам:

a)      специальные сертификаты летной годности (базовой и лимитированной категории) являются бессрочными, т.е. они имеют силу до тех пор, пока техобслуживание, периодическое техобслуживание и модификации проводятся согласно положениям 14 CFR, Part 43&91, и воздушное судно зарегистрировано в США;
b)      экспериментальные сертификаты, дающие право на проведение исследований и разработок, летных испытаний и других операций на соответствие нормам летной годности, подготовку экипажа и изучение рынка, имеют силу в течение года с момента выдачи или обновления, если авиационная администрация не установит более короткий срок действия;
c)      экспериментальные сертификаты на ВС любительской сборки и ВС, предназначенные для участия в выставках и авиагонках, являются бессрочными, если только авиационная администрация не сочтет нужным ограничить действие сертификата;
d)      разрешение на специальный полет действительно в течение определенного срока, указанного в разрешении.

2.5 Владелец ВС, оператор или ответственное лицо, на хранение которому было передано ВС, обязаны по требованию предоставлять авиационной администрации возможность проведения инспекционной проверки.

2.6 В случае приостановки, аннулирования или прекращения действия сертификата летной годности владелец ВС, оператор или ответственное лицо, на хранение которому было передано ВС, должны вернуть сертификат авиационной администрации.

3. Процедура получения Специального сертификата летной годности

3.1 Общие требования:

a)      зарегистрировать ВС в США (см. FAR-47);
b)      подать Заявку на получение Специального Сертификата летной годности (по форме 8130-6), к   заявке   необходимо   приложить следующий     пакет     документов:
i.      регистрационные     документы;    
ii.      заявление о предполагаемых целях использования ВС;
iii.      основные данные ВС (чертеж ВС в трех проекциях, фотографии ВС или номер Сертификата типа);
iv.      документы, содержащие сведения о действительном весе и балансировке ВС;
v.      если необходимо, документ (по форме 8130-12), в котором Заявитель утверждает, что данное ВС было построено им в целях проведения досуга и самообразования.

3.2 За исключением случаев, описанных в п. 3.3 данного параграфа, заявитель на получение сертификата летной годности должен засвидетельствовать, что ВС снабжено опознавательным кодом в соответствии с положениями 14 CFR, Part 45, §45.11.

3.3 Пункт 3.2 данного параграфа не касается лиц, подающих заявку на получение:

a)      разрешения на специальный полет;
b)      экспериментального сертификата на  ВС любительской сборки или ВС собранное из набора без контроля производителя данного набора.

14 CFR Part 21, Subpart H, § 21.182

4.  Требования, предъявляемые к разным категориям ВС, эксплуатация которых осуществляется на основании Специального сертификата летной годности

4.1 Базовая категория (Primary)

4.1.1 К данной категории относятся:

a)      безмоторные ВС;
b)      однодвигательные самолеты (оборудованные двигателем с естественным наддувом, развивающим скорость 61 узел);
c)      вертолеты, если максимальная нагрузка диска несущего винта составляет 6 фунтов/фут[ch178].

4.1.2 Характеристики ВС базовой категории:

a)      максимальный вес: 2700 фунтов или 3375 фунтов для гидросамолетов;
b)      максимальная пассажировместимость 4 человека, включая пилота;
c)      негерметизированная кабина.

4.1.3      Условия выдачи Специального сертификата летной годности в базовой категории:
a)      Новое ВС, выпущенное согласно Производственному сертификату. Заявитель на получение Специального сертификата для нового ВС базовой категории, выпущенного согласно Производственному сертификату ( в т.ч. ВС, собранных другим лицом с использованием оборудования, предоставленного держателем Производственного сертификата, и под его контролем) имеет право на приобретение данного Сертификата без предоставления дальнейших доказательств, если авиационная администрация не решит провести инспекционную проверку ВС, чтобы определить соответствие судна типовому проекту и оценить степень безопасности полетов.
b)      Импортированное ВС. Заявитель на получение Специального сертификата летной годности для импортированного ВС базовой категории, получившего Сертификат типа согласно 14 CFR §21.29, имеет право на приобретение Специального сертификата летной годности, если гражданский орган контроля летной годности страны-производителя засвидетельствует, а авиационная администрация подтвердит в результате инспекционной проверки, что ВС соответствует утвержденному типовому проекту, который отвечает критериям 14 CFR §21.24(а)(1) (см. п. 4.1.1 и 4.1.2), и пригодно для выполнения безопасных полетов.
c)      Остальные воздушные суда. Заявитель на получение специального сертификата летной годности в базовой категории для ВС, отвечающего критериям 14 CFR §21.24(а)(1) (см. п. 4.1.1 и 4.1.2), но не упомянутого в пп. а и b настоящего раздела, имеет право на приобретение данного сертификата, если:
i.      заявитель предъявит авиационной администрации доказательства того, что ВС соответствует одобренному типовому проекту судна базовой, стандартной, служебной или акробатической категории, а также директивам летной годности;
ii.      в течение предыдущих 12 месяцев ВС прошло инспекционную проверку и было признано годным к полетам в соответствии с 14 CFR § 91.409(а)(1);
iii.      авиационная администрация решит, что воздушное судно соответствует утвержденному типовому проекту и пригодно к выполнению безопасных полетов.

14 CFR Part 21, Subpart B, § 21.24(a)(1), Subpart H, § 21.184
 
4.2 Лимитированная категория (Limited)
4.2.1 К данной категории относятся бывшие военные ВС.

4.2.2 Условия выдачи Специального сертификата летной годности в лимитированной категории:

a)      заявитель на получение Специального сертификата летной годности для ВС лимитированной категории имеет право на приобретение сертификата, если:
i.      он подтвердит, что ВС ранее уже получало Сертификат типа лимитированной категории и соответствует ему;
ii.      на основании инспекционной проверки (включая летную проверку, проведенную заявителем) авиационная администрация решит, что ВС находится в хорошем состоянии, отремонтировано надлежащим образом и пригодно к выполнению безопасных полетов.
b)      Авиационная администрация устанавливает ограничения и условия, соблюдение которых необходимо для безопасного выполнения полетов.

14 CFR Part 21, Subpart H, § 21.189
4.3 Легкие спортивные ВС (Light-Sport)

4.3.1 К легким спортивным ВС относятся легкие спортивные самолеты, планеры, мотопарапланы, дирижабли, аэростаты. Классификация легких спортивных ВС:

a)      специальные легкие спортивные ВС – это ВС, которые поступают на рынок в собранном виде, готовые к эксплуатации. Они используются в спортивных, развлекательных и учебных целях, могут сдаваться в аренду;  
b)      экспериментальные легкие спортивные ВС – это ВС, собранные из готовых наборов или по индивидуальному проекту. Они используются только в спортивных и  развлекательных целях, или для обучения пилотированию владельца ВС.
4.3.2 Критерии легкого спортивного ВС:

a)      максимальная взлетная масса: 599 кг или 648 кг, если ВС предназначено для выполнения операций на воде;
b)      максимальная масса ЛА: 300 кг;
c)      максимальная скорость сваливания: 45 узлов;
d)      максимальная крейсерская скорость при работе двигателя в номинальном режиме: 120 узлов;
e)      одноместные или двухместные;
f)      однодвигательные;
g)      воздушный винт фиксированного или регулируемого (на земле) шага;
h)      негерметизированная кабина;
i)      неубирающееся шасси;
j)      легкие гидросамолеты оборудованы колесно-поплавковым шасси.

4.3.3 Условия выдачи Специального сертификата летной годности на легкие спортивные ВС:

a)      заявитель должен предоставить авиационной администрации:
i.      инструкцию по эксплуатации ВС;
ii.      методический материал по техобслуживанию и инспектированию ВС;
iii.      декларацию о соответствии от производителя ВС;
b)      получение Специального сертификата летной годности в категории легкие спортивные ВС невозможно, если ранее данное ВС эксплуатировалось согласно Стандартному сертификату летной годности или Специальному сертификату летной годности в базовой, ограниченной, лимитированной или временной категории или аналогичному Сертификату, выданному зарубежной авиационной администрацией;
c)      авиационная администрация должна провести инспекционную проверку ВС и признать его годным к выполнению безопасных полетов;
d)      декларация о соответствии, предоставляемая производителем, должна включать следующую информацию:
i.      тип и модель ВС, серийный номер, класс, дату выпуска, общий стандарт (consensus standard);
ii.      подтверждение соответствия ВС положениям указанного общего стандарта;
iii.      подтверждение соответствия ВС конструкторским данным;
iv.      подтверждение того, что производитель в любой момент готов предоставить следующие документы: инструкцию по эксплуатации ВС, методический материал по техобслуживанию и инспектированию ВС, приложение к методическому материалу по летной подготовке;
v.      подтверждение того, что производитель будет контролировать издание и корректировать документы, касающиеся безопасности полетов;
vi.      подтверждение того, что по требованию авиационной администрации производитель предоставит неограниченный доступ на свою базу;
vii.      подтверждение того, что производитель выполнил производственно-приемочные испытания (наземные и летные испытания) и принял решение о том, что ВС готово к выполнению безопасных полетов.  

4.3.4 Условия выдачи Специального сертификата летной годности на легкие спортивные ВС, произведенные за пределами США:

a)      заявитель должен выполнить требования пп. 4.3.3 (а и b);
b)      заявитель должен предоставить подтверждение того, что:
i.      ВС было произведено в стране, с которой у США есть Двустороннее соглашение об обеспечении летной годности ВС или Двустороннее соглашение об обеспечении безопасности полетов, или другое аналогичное соглашение;
ii.      в стране производства ВС подлежит сертификации летной годности.  
   
14 CFR Part 21, Subpart H, § 21.190

4.4 Экспериментальная категория (Experimental)
4.4.1 Цели выдачи Экспериментальных сертификатов:

a)      Изучение и разработка. Испытания новых конструкторских концепций, бортового оборудования и аппаратуры, техники выполнения полетов, изучение использования ВС в новых целях.
b)      Подтверждение соответствия правилам. Проведение летных испытаний и других
операций на соответствие нормам летной годности с целью получения Сертификата типа или дополнительного Сертификата типа, обоснования серьезных модификаций в конструкции ВС; демонстрации надежной работы ВС, его двигателей и функциональных систем.
c)      Обучение экипажа. Обучение летного экипажа заявителя.d)      Выставки. Демонстрация летных качеств, характеристик или особенностей ВС на выставках, авиашоу, кино- и фотосъемках, включая полеты к месту и от места демонстраций.
e)      Авиагонки. Участие в авиагонках, включая (для участников) полеты к месту и от места соревнований.  
f)      Изучение рынка. Использование ВС для исследования рынка, рекламной демонстрации ВС с целью продажи, а также для обучения экипажа заказчика.
g)      Эксплуатация ВС любительской сборки. Эксплуатация ВС, большая часть (51%) которого была сконструирована и собрана лицом или группой лиц с целью проведения досуга или самообразования. h)      Эксплуатация ВС, собранного из набора. Эксплуатация ВС базовой категории, собранного из набора без контроля качества сборочных работ со стороны Держателя сертификата на производство таких наборов.  

4.4.2 Процедура выдачи Экспериментальных сертификатов. Общие положения. Заявитель на получение экспериментального сертификата должен предоставить следующую информацию:

a)      заявление, составленное в такой форме и таким образом, как того потребует авиационная администрация, с указанием цели использования воздушного судна;
b)      данные (фотографии) для идентификации воздушного судна;
c)      сведения об инспекционных проверках, необходимые, по мнению авиационной администрации, в целях обеспечения безопасности;
d)      в случае использования воздушного судна в экспериментальных целях (изучение и разработка):
i.      цель эксперимента;
ii.      расчетное время или количество полетов, требуемое для проведения эксперимента;
iii.      районы проведения эксперимента;
iv.      три чертежа (вид сбоку) или три фотографии с указанием размеров (вид сбоку) воздушного судна, если речь не идет о воздушном судне, перешедшим в данную категорию без существенных изменений внешней конфигурации.

4.4.3 Согласно Руководству по сертификации летной годности, приказ FAA 8130.2С, ВС любительского производства получает экспериментальный сертификат летной годности, если заявитель сумеет предъявить соответствующие доказательства, подтверждающие, что данное ВС было создано и собрано одним лицом или группой лиц. При этом проект по самостоятельному созданию и сборке ВС может осуществляться только в образовательных или развлекательных целях. ВС, предназначенные на продажу, не попадают в категорию любительских. Владелец комплекта любительского производства рискует своим правом на сертификацию согласно FAR 21.191(g), если строительством ВС будет заниматься кто-нибудь другой.

4.4.4 Существует список комплектов, предназначенных для строительства и сборки ВС, составленный FAA. Это не значит, что FAA рекомендует именно эти комплекты или санкционирует их производство. FAA оценивает комплекты для того, чтобы убедиться, что при покупке соответствующих комплектов 51% всей работы по строительству и сбору ВС будет выполнен покупателем. На основе данной проверки и составляется соответствующий список.

4.4.5 Любитель не обязан лично изготавливать каждую деталь самолета. Ряд деталей можно заказать, а некоторые задания по строительству и сборке могут быть выполнены на контрактной основе за определенное вознаграждение (см. Консультативный проспект FAA 20-139 «Право на пользование коммерческими услугами при сборке ВС любительского назначения»). Например, можно заказывать двигатели, воздушные винты, тормозные механизмы, стандартное приборное оборудование. Установка авиационного электронного оборудования, покраска ВС и драпировка может осуществляться на контрактной основе.
 
4.4.6 Если речь идет о ВС, используемых для изучения рынка, выполнения демонстрационных полетов для заказчика, обучения экипажа заказчика, необходимо соблюдать следующие требования:

a)      производитель ВС, изготовленного в США, может подать заявку на получение экспериментального сертификата с целью изучения рынка, выполнения демонстрационных полетов для заказчика и обучения экипажа заказчика;
b)      производитель авиационных двигателей, изменивший ВС, имеющее сертификат типа, путем установки новых двигателей, изготовленных в США, может подать заявку на получение экспериментального сертификата с целью изучения рынка, выполнения демонстрационных полетов для заказчика и обучения экипажа заказчика, если до модификации воздушное судно имело сертификат типа в стандартной, служебной, акробатической или транспортной категории;
c)      лицо, изменившее конструкцию ВС, имеющего сертификат типа, может подать заявку на получение экспериментального сертификата с целью изучения рынка, выполнения демонстрационных полетов для заказчика и обучения экипажа заказчика, если до модификации воздушное судно имело сертификат типа в стандартной, служебной, акробатической или транспортной категории;
d)      заявитель на получение экспериментального сертификата согласно данному разделу имеет право на данный сертификат, если, помимо соблюдения требований, указанных в п. 4.4.2, он:
i.      введет в действие программу инспектирования и техобслуживания для обеспечения постоянной летной годности ВС;
ii.      докажет, что ВС имеет как минимум 50 часов налета, или не менее 5 часов, если речь идет о модифицированном ВС, имеющем сертификат типа.  

4.4.7 Документы, которые необходимо иметь на борту ВС, выполняющего полет на основании Экспериментального сертификата:

a)      экспериментальный сертификат летной годности;
b)      свидетельство о регистрации;
c)      лицензия на использование радиостанции (только при выполнении международных полетов);
d)      инструкции по эксплуатации;
e)      данные по весу и балансу ВС.
14 CFR Part 21, Subpart H, §§ 21.191, 21.193, 21.195
FAA 8130.2С
FAR 21.191(g)

4.4.8 Правила регистрации и маркировки ВС, выполняющих полеты на основании Экспериментального сертификата летной годности. См. Приложение 2.

4.5. Разрешение на специальный полет (Special Flight Permit)

4.5.1 Разрешение на специальный полет выдается, если в настоящее время ВС не отвечает требованиям летной годности, но может выполнять безопасные полеты.

4.5.2 Цели выдачи Разрешения:
a)      перелет на станцию техобслуживания или к месту базирования;
b)      доставка или экспорт ВС;
c)      эвакуация ВС из потенциально опасных районов;
d)      проведение полетов для демонстрации заказчику новых ВС, успешно прошедших производственные летные испытания.

4.5.3 Разрешение на специальный полет также выдается на ВС, вес которого превышает максимальный сертификационный взлетный вес, для выполнения полетов над водной поверхностью на нестандартно длинные дистанции, а также над земной поверхностью в районах отсутствия посадочных средств или соответствующего топлива. Разрешенный согласно данному параграфу излишний вес объясняется наличием дополнительного топлива, средств перевозки топлива и аэронавигационного оборудования, необходимого для осуществления полета.

4.5.4. В заявке на получение Разрешения на специальный полет необходимо указать:

a)      цель полета;
b)      маршрут;
c)      состав экипажа ВС и перечень оборудования;
d)      параметры, по которым воздушное судно не соответствует требованиям летной годности (если таковые имеются);
e)      ограничения, необходимые по мнению заявителя для обеспечения безопасности полета;
f)      другую информацию, необходимую по мнению авиационной администрации для определения эксплуатационных ограничений.

4.5.5 В целях обеспечения безопасности полетов авиационная администрация имеет право на проведение инспекционных проверок или тестов.

14 CFR Part 21, Subpart H, § 21.197

5. Техобслуживание ВС

5.1 Правила техобслуживания ВС приведены в 14 CFR Part 43. Но согласно §43.1 Часть 43 относится ко всем ВС, кроме ВС, имеющих Экспериментальный сертификат летной годности.

5.2 Однако, в соответствии с информацией, размещенной на сайте Ассоциации Экспериментальной Авиации, несмотря на условия §43.1, техническое обслуживание экспериментальных ВС по результатам контроля состояния должно проводиться каждые 12 месяцев в соответствии с требованиями 14 CFR Part 43, App. D или другими программами, одобренными FAA.

5.3 100-часовые и годовые инспекционные проверки должны включать осмотр всех компонентов:

a)      фюзеляжа и корпуса;
b)      силовой установки и гондолы двигателя;
c)      шасси;
d)      крыла и центральной секции;
e)      хвостового оперения;
f)      воздушного винта;
g)      радиоэлектронного оборудования;
h)      электрооборудования.

5.4 Инспекционная проверка может осуществляться лицензированным механиком, ремонтной мастерской, одобренной FAA, самим создателем самолета при условии, что у него есть Свидетельство техника по ремонту, выданное FAA. Такое свидетельство выдается только Главному создателю самолета, а не всей группе, участвовавшей в строительстве. Данное свидетельство действительно только в отношении одного конкретного самолета, а не всех самолетов такого же типа. Следует также отметить, что в данном случае лицензированный механик не обязан иметь Специальное разрешение на осуществление годовой инспекционной проверки (в отличие от тех ситуаций, когда речь идет о ежегодном инспекционном осмотре ВС, имеющего Сертификат типа).  

5.5 Стандартное техобслуживание может осуществляться любым лицом вне зависимости от наличия свидетельства. Разрешается выполнять работы по техобслуживанию двигателя вне зависимости от того, является ли данный двигатель сертифицированным. Дело в том, что в случае установки  и эксплуатации на самолете любительского производства сертифицированного двигателя, считается, что данный двигатель больше не соответствует конструкции типа. То есть данный двигатель больше нельзя установить на любой другой самолет, кроме самолета любительского производства, до проведения соответствующей инспекционной проверки, подтверждающей, что двигатель соответствует конструкции типа. Те же правила касаются любой аккредитованной детали, устанавливаемой на ВС любительского производства.

5.6 При внесении каких-либо глобальных изменений согласно FAR 21.93 необходимо пригласить специалистов FAA для проведения инспекции прежде, чем выполнять полеты. К незначительным изменениям относятся те изменения, которые не влияют на вес, баланс, конструкцию или др. факторы, которые могут повлиять на летную годность. К глобальным изменениям относятся: установка двигателя другой мощности, установка винта с другим шагом, изменения основной конструкции.  

5.7 При покупке ВС, имеющего Экспериментальный сертификат, новый владелец может заниматься текущим техобслуживанием самолета, но не имеет права на выполнение ежегодной инспекционной проверки. Свидетельство техника по ремонту не подлежит передаче. Согласно закону Главный создатель самолета, имеющий свидетельство техника, по-прежнему может осуществлять ежегодную инспекционную проверку.

14 CFR Part 43, App. D
Advisory Circular 65-23A
FAR 21.93
Pilot’s Guide, “Maintenance for Experimental and Light Sport Aircraft” by Eric Peri

6. Эксплуатационные ограничения

6.1 Общие ограничения, установленные в отношении ВС, имеющих Экспериментальный сертификат:

a)      запрещается выполнять:
i.      операции в целях, не предусмотренных сертификатом;
ii.      пассажирские и грузовые перевозки, а также другие полеты за вознаграждение или внаем;
iii.      полеты над густонаселенной территорией или на перегруженной воздушной трассе запрещено (однако при условии соблюдения правил безопасности авиационная администрация может дать разрешение на осуществление взлета и посадки в густонаселенных районах или на перегруженной воздушной трассе);
iv.      полеты за пределами территории, обозначенной авиационной администрацией, кроме тех случаев, когда
•      ВС можно легко управлять на любой скорости и при любых маневрах;
•      в соответствии со своими эксплуатационными характеристиками ВС не представляет опасности;
•      конструкция ВС является надежной.  
b)      оператор обязан предупреждать пассажиров о том, что ВС эксплуатируется на основании Экспериментального сертификата;
c)      если отсутствует особое разрешение авиационной администрации, все операции должны выполняться в дневное время по правилам визуального полета (VFR);
d)      если операции выполняются в аэропорту, оборудованном контрольно-диспетчерским пунктом, необходимо предупреждать работников диспетчерской службы о том, что ВС имеет Экспериментальный  сертификат;
e)      авиационная администрация имеет право установить дополнительные эксплуатационные ограничения, в т.ч. ограничения, касающиеся лиц, допущенных к перевозке.

6.2 Общие ограничения, установленные в отношении ВС лимитированной категории:

a)       запрещается выполнение пассажирских и грузовых перевозок за вознаграждение или внаем.

6.3 Общие ограничения, установленные в отношении ВС базовой категории:

a)      запрещается выполнение пассажирских и грузовых перевозок за вознаграждение или внаем;
b)      если техобслуживание ВС осуществляется пилотом, являющимся одновременно и владельцем ВС, самостоятельно, то летные операции могут выполняться только:
i.      самим пилотом (владельцем ВС);
ii.      представителем пилота при условии отсутствия денежного вознаграждения.

14 CFR Part 91,§§91.315, 91.319, 91.325
 
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Правило 51% в Великобритании и США. Когда и где применяется Правило 51% или “major portion rule”?

1. В Великобритании Правило 51% применяется по отношению ко всем любительским ВС. Напомним, что к данной категории относятся ВС, конструирование и сборка которых осуществляется по индивидуальным чертежам или из заводского набора. Правило 51% означает, что любительскими являются только те машины, большая часть которых сконструирована и собрана владельцем самостоятельно. Обратите внимание, что согласно CAP 659 Amateur Built Aircraft, App 4  Правило действительно даже в том случае, если ВС собирается из набора. Но для конструирования любительских ВС разрешается использовать только те наборы, которые прошли инспекционную проверку на соответствие Правилу 51% и были одобрены CAA. Другими словами, даже в том случае, если ВС собирается из готового набора, большая часть работы (51%) должна быть выполнена будущим владельцем данного ВС.

2. В США наблюдается другая картина. Здесь, в отличие от Великобритании, любительские ВС четко подразделяются на машины, собранные по чертежам, и машины, собранные из набора (см. 14 CFR, Part 21, Subpart H, §21.191). Такое деление накладывает ограничения на действие Правила 51%. Однако это не очевидно при чтении §21.191.

[ §21.191]

(g) Эксплуатация ВС любительской сборки. Эксплуатация ВС, большая часть которого была сконструирована и собрана лицом или группой лиц с целью проведения досуга или самообразования.
(h) Эксплуатация ВС, собранного из набора. Эксплуатация ВС базовой категории, собранного из набора без контроля качества сборочных работ со стороны Держателя сертификата на производство таких наборов.  

Обратимся за пояснениями к статье “Правила и нормы самолетостроения” (“Rules & Regulations of Airplane Building” by Ron Alexander). Согласно данной статье положения пункта h параграфа §21.191 действительны только в отношении производителей наборов, получивших Сертификат типа базовой категории. Автор также упоминает, что на сегодняшний день может вспомнить только одного такого изготовителя, название не приводится. Наборы, изготовленные остальными производителями, попадают под действия экспериментального сертификата летной годности, выдаваемого с целью легализации эксплуатации любительских ВС.

В США при покупке частично законченного набора необходимо соблюдать положения Консультативного проспекта 20-27D: «Покупатель частично законченных наборов обязан получить у бывшего владельца всю документацию по строительству и сборке. В таком случае лицо, которое завершит строительство, будет иметь право на получение Экспериментального сертификата ВС любительского производства».


CAP 659 Amateur Built Aircraft, App 4
14 CFR, Part 21, Subpart H, §21.191
“Rules & Regulations of Airplane Building” by Ron Alexander
Advisory Circular 20-27D

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Консультативный циркуляр 20-27Е. Правила регистрации любительских ВС


1. Заявитель должен предоставить в Службу регистрации ВС (Aircraft Registration Branch, AFS-750) AC форму 8050-88 (AC Form 8050-88), которая представляет собой Официальное свидетельство, подтверждающее право собственности Заявителя на конкретный любительский самолет (Affidavit of Ownership for Amateur-Built Aircraft). Заявитель также имеет право представить другой эквивалентный документ, удостоверяющий его права. В Официальном свидетельстве, подтверждающем право собственности, необходимо указать, что ВС было собрано из деталей или из набора, и лицо или лица, подписавшие Свидетельство, являются владельцами данного ВС. Если ВС было собрано из набора, Заявитель обязан представить Купчую, подписанную изготовителем набора. AC форма 8050-2 (AC Form 8050-2), представляющая собой Купчую на ВС (Aircraft Bill of Sale), может использоваться при условии, что слово «ВС» будет зачеркнуто и заменено на «набор». Если Заявитель не может представить Купчую, он должен объяснить причину ее отсутствия. Если Заявитель приобрел набор через третье лицо, он должен предоставить информацию, по которой можно было бы проследить все этапы купли-продажи набора. Заявитель также должен заполнить AC форму 8050-1 (AC Form 8050-1), т.е. Заявку на регистрацию ВС, и представить квитанцию об уплате регистрационного взноса, который составляет 5 долларов США. Заявку на регистрацию ВС рекомендуется подавать за 60-90 дней до окончания конструкторских работ и проведения инспекционной проверки FAA на соответствие ВС нормам летной годности.

2.  Как правило, Служба регистрации присваивает любительскому ВС номер, который выбирается произвольно. Но по желанию Заявителя воздушному судну может быть присвоен любой из пяти номеров, предложенных Заявителем. Регистрационные номера могут состоять из цифровых и буквенных символов (всего от одного до пяти, два последних символа могут быть буквенными). За присвоение специального регистрационного номера, выбранного Заявителем, необходимо уплатить взнос в размере 10 долларов США. Если запрос на присвоение специального регистрационного номера поступает одновременно с заявкой на регистрацию ВС, то общая сумма взноса составит 15 долларов США. Регистрационный номер можно забронировать заранее, стоимость такой брони составит 10 долларов США в год. Если ВС не будет зарегистрировано в течение года, то бронь можно продлить.

3. После получения от Заявителя Запроса на присвоение воздушному судну произвольного или специального регистрационного номера Служба регистрации должна выслать Заявителю письмо с указанием присвоенного номера и чистый бланк АС формы 8050-1. Заявитель должен заполнить форму и вернуть оригинальный экземпляр и копию (зеленый листок) Службе регистрации. Вторую копию (розовый листок) Заявитель может хранить у себя до получения АС формы 8050-3 (AC Form 8050-3), Свидетельства о регистрации ВС.

4. Следует помнить, что поскольку любительский самолет Заявителя никогда не регистрировался и не получал Сертификат летной годности, нельзя использовать копию АС формы 8050-1 (розовый листок) в качестве временного разрешения на эксплуатацию ВС. FAA не рассматривает Заявку на получение сертификата летной годности (AC форма 8130-6), если ВС не зарегистрировано. Перед проведением инспекционной проверки Инспектор FAA должен связаться со Службой регистрации ВС, чтобы убедиться, что ВС зарегистрировано. Если Заявитель будет следовать указаниям данного Консультативного циркуляра, он сможет получить Свидетельство о регистрации ВС еще до начала инспекционной проверки.
 
ЗдОрово.  Еще бы эти циркуляры в ФАПы превратить... :🙂  Леша,  а как твоя должность в РОСАВИАЦИИ будет называться?.. 😎
 
Согласен, дал  маху, это  я  наверно  ввернул  под  впечатлением  этого: http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1230233911.  Магенту. Насчет  разговора  с  юристом,  вот  результат  по  порядку: 1. По  такому  роду  деятельности  правоприменительной  практики  почти  нет,  с  другой  стороны  четких  нормативных  регламентаций  по  такому  виду  услуг тоже нет .  2. Консультации  по  такому  роду  деятельности  с  Ространснадзором  обязательны 3. Есть большая  вероятность такой  штуки,которую  очень  любят  налоговики -это "признаки  неуставной  деятельности  по  основаниям". В  качестве  таковых навскидку  могут  быть  претензии  разные (клиенты, партнеры, жители  и  проч.), "правильные" сигналы  конкурентов  и  контролирующих  контор (для  которых лишний  обьект  контроля,  как  гвоздь  в  з...), число  и  обоснованность   отмененных  договоров,.. и  др.....Как  то  так... 🙁
 
4.1.1 К данной категории относятся:

a)безмоторные ВС;
b)однодвигательные самолеты (оборудованные двигателем с естественным наддувом, развивающим скорость 61 узел);
c)вертолеты, если максимальная нагрузка диска несущего винта составляет 6 фунтов/фут[ch178].

Не развивающие скорость, а максимальная скорость сваливания.
 
Назад
Вверх