Трансляция аудио с земли пилотам

Дмитрий Шаповалов (Velocity)

Хвост в самолете лишняя деталь!
Откуда
Москва
Из разговоров с нашими пилотажниками выяснилось, что отсутствует серийное производство радиоприемников/передатчиков, позволяющих транслировать аудио сопровождение при выполнении показательных полетов под музыку. Задачку изготовления приемника уже решили. Фотки устройства выложу на следующей неделе. Передатчик не представляет серьезной проблемы и будет изготовлен в ближайшее время.

Характеристики приемника:

Приемник предназначен для прослушивания аудио. Оснащен собственным источником питания. Работает в любительском диапазоне 144-146 МГц с частотной модуляцией. Сетка частот приемника совпадает с международным делением в этом диапазоне (12.5 кГц). Стабильность частоты приемника обеспечивается синтезатором частоты. Приемник прост в эксплуатации, имеет небольшие габариты, вес и не содержит дефицитных комплектующих изделий. Параметры приемника: - количество каналов, обеспечиваемое синтезатором, - 160; - шаг сетки частот - 12,5 кГц; - модуляция частотная; - чувствительность радиоприемника-0,1 мкв; - напряжение питания - 3В; - габариты - 90х60х20 мм; - в качестве антенны используется провод наушников; - настройка громкости осуществляется встроенным регулятором на наушниках.

Приемник построен по схеме супергетеродина с одинарным преобразованием частоты 10,7 МГц.

Выбор частоты осуществляется набором переключателей (джамперов).

==================================
ЗЫ. Подобный приемник можно использовать для организации радиоканала с RC моделью.
 
Зачот, респект, и уважуха!
На МАКСе во время Гран При по высшему пилотажу во время выступлений спортсменов на Су-26 включалась специально выделенная дирекцией по полетам частота авиационного диапазона, на которой транслировалась фонограмма, под которую выполнялся комплекс. За трансляцию фонограммы отвечала Елена Новичкова, которой приходилось по 3-4 минуты держать зажатой кнопку передачи на портативном Icomе, поместив его перед динамиком... Радиостанция разогревалась очень сильно, приходилось брать резервную..
Такая технология, конечно ненадежна, вместе с тем ответственность большая и напряжение. Но Елена справилась! Ни одного сбоя по фонограмме...
Правда, "отличилась" техническая служба "Патруль де Франс" - несанкционированно вышли в эфир во время выступления их соотечественника Пьера Марми, чем осложнили выполнение программы.
Теперь пилотам будет легче! :~)  
 
Да я знаю. Разговаривал с Виктором Чмаль и он сказал что не видел нормально разработанных устройств и всегда пользовались какими-то самоделами. Я удивился, но сам не смог найти чего-то приличного. Мы сделали приемник, работающий с FM модуляцией и имеющий широкую полосу, чтобы качество звука было не сильно хуже вещательных FM станций. На авиачастотах вещать музыку не гламурно, потому как это неправильное использование авиадиапазона, модуляця AM (это плохо) и узкий диапазон (качество звука не соответствует).

Носимые радиостанции авиадиапазона не следует включать длительно на передачу, действительно может выйти из строя.
 
Приемник предназначен для прослушивания аудио. Оснащен собственным источником питания. Работает в любительском диапазоне 144-146 МГц с частотной модуляцией.

==================================
ЗЫ. Подобный приемник можно использовать для организации радиоканала с RC моделью.
Технически это все возможно, однако, следует учесть, что нормативные документы (Регламент радиосвязи, Таблица распределения частот и т.п.) запрещают использование этого диапазона как для трансляции музыки, так и для радиоуправления.
Трансляция музыки на самолет во время выступления относится к задачам воздушной подвижной службы, для которой разрешены известные всем диапазоны. Диапазон 144-146 МГц используется другими службами, и там есть свои правила и запреты, в частности, запрет на трансляцию музыки. Надо бы почитать про это, прежде чем проектировать аппаратуру.
Понятно, что для людей, занимающихся авиацией, авиационный диапазон кажется  самым важным, и кажется логичным надолго занять частоту с нарушением правил не в своем, а в чужом диапазоне. Однако, с точки зрения людей, пользующихся диапазоном 144-146, это будет выглядеть как (прошу пардону за свой французский) насрать под окном соседа, чтобы под своим не воняло.
Еще раз прошу прощения, ничего личного, просто много общался с радиолюбителями, и представил их реакцию.

С величайшим уважением к топикстартеру,

 d_v
 
Правда, "отличилась" техническая служба "Патруль де Франс" - несанкционированно вышли в эфир во время выступления их соотечественника Пьера Марми, чем осложнили выполнение программы.
 
Да, кстати, вот еще один аргумент против использования диапазона 144-146. В авиационном диапазоне в ответственный момент может "отличиться" очень ограниченное число людей. А в любительском... Любой радиолюбитель - борец за соблюдение правил обмена , оказавшись в зоне приема этой музыки и послушав ее пару минут, просто сочтет своим долгом врубить на максимальной мощности свой передатчик. И будет, что самое смешное, прав! (в отличие от техников "Патруль де Франс", которые в такой ситуации не правы, т.к. частота объявлена под определенное использование).
И будет пилот оставшиеся минуты крутить программу под мелодичное завывание интермодуляционной помехи ;-)
 
Собственно диапазон настройки приемника-передатчика может быть довольно широким  😉. Для того чтобы не гадить в эфир мощность делается очень небольшой и уже в 3-х километрах передатчика слышно практически не будет. Антенну можно тоже применять чтобы по земле не сильно долбила.

Для RC моделей читал что возможно применение, но может законодательство меняется или я не там смотрел (не в той стране  ;D).

Задача была сделать компактный приемничек с цифровой настройкой частоты джамперами (чтобы случайно не переключился), а где вещать разобраться можно.
 
Лучше 433 засирать... Там все равно уже строителями диапазон загажен, радиолюбителей нет. В продаже "шарманки" и на 5, и на 10вт есть - под видом "LPD 10mw".

А на 144 работать не есть гуд - даже на малой мощности можно DXам помехи создавать.

Для RC моделей в России выделено 2 диапазона - 27 и 42мгц (несколько частот), мощность кажется до 500мвт.
 
Лучше 433 засирать... Там все равно уже строителями диапазон загажен, радиолюбителей нет.
Ага. Подождем ответа от строителей, которые подскажут, чей НА САМОМ ДЕЛЕ диапазон надо засирать? ;-)
Кроме шуток: люди занимаются радиосвязью уже 100 лет. Выработали процедуры и регламенты согласования, чтобы по минимуму друг другу создавать помехи. Подчеркиваю: друг другу. То есть надо рассматривать как помеху от вас другим, так и от других вам. То есть, если нам строителей не жалко, то почему следует ожидать, что им до вас и вашей аэробатики будет дело? У них подъемный кран падает, и им наплевать, что они своими матерными криками в эфир вашего пилота с ритма сбивают ;-)

Так вот, процедуры согласования и регламенты использования радиоспектра. Процедуры выглядят на первый взгляд излишне сложными и запутанными. Но это процедуры, которые выработаны за 100 лет практики радиосвязи! Если вы хотите придумать свои правила - флаг в руки. Лет через 100, если все радиосообщество согласится с ними, они достигнут нужной степени отработанности ;-)

Практически это означает, что если шоу с музыкой будет посредине пустыни Кара-Кум, где в радиусе 50 км нет строителей, туристов, скорой помощи, милиции, студентов с воки-токи, детей с радиоуправляемыми машинками и т.д. и т.п., то да, можно спокойно использовать любой диапазон без опасений получить неприемлемую помеху приему.
Если это на МАКСе, где все УКВ диапазоны плотно используются, то это почти 100% гарантия того, что в самый ответственный момент в ухе у пилота вместо музыки засвистит интермода.
Да, наверное, чтобы согласовать одну из технических частот аэродрома для трансляции музыки, придется побегать между начальниками. Но зато потом вероятность помех там будет несравнимо меньше 100%!
 
Если это на МАКСе, где все УКВ диапазоны плотно используются, то это почти 100% гарантия того, что в самый ответственный момент в ухе у пилота вместо музыки засвистит интермода.
Да, наверное, чтобы согласовать одну из технических частот аэродрома для трансляции музыки, придется побегать между начальниками. Но зато потом вероятность помех там будет несравнимо меньше 100%!  

Так я ж не спорю, нужен авиа-диапазон будет авиа. Для МАКСа сделаю какой угодно  😉 Технически это поменять начальное значение переменной нижней частоты и прошить контроллер. 2 минуты работы, если с перекуром.

А как насчет частоты 108.000 ровно? Частоты 108-118 не используются на передачу с борта, а только на прием, так что их забить СЛУЧАЙНО никто со своей станции не может, другое дело, что передача на этих частотах не должна мешать работе на этих частотах оборудования, которое там вещает.
 
На МАКСе во время Гран При по высшему пилотажу во время выступлений спортсменов на Су-26 включалась специально выделенная дирекцией по полетам частота авиационного диапазона, на которой транслировалась фонограмма, под которую выполнялся комплекс. За трансляцию фонограммы отвечала Елена Новичкова, которой приходилось по 3-4 минуты держать зажатой кнопку передачи на портативном Icomе, поместив его перед динамиком... Радиостанция разогревалась очень сильно, приходилось брать резервную..
Такая технология, конечно ненадежна, вместе с тем ответственность большая и напряжение. Но Елена справилась! Ни одного сбоя по фонограмме...
Правда, "отличилась" техническая служба "Патруль де Франс" - несанкционированно вышли в эфир во время выступления их соотечественника Пьера Марми, чем осложнили выполнение программы.

Меня вот это приводит в уныние. Идет МАКС (не халаб балам тусня неорганзованная, а международный авиакосмический салон), а трансляцию делают с портативки, прикладывая её к динамику  :STUPID. Портативки даже не предназначены для подбного постоянного режима работы (греется и может отключться по защите или тихо сдохнуть в любую минуту). Очень удивился, когда выяснил, что везде так самопально делают. Оно в принципе понятно т.к. производителям связного оборудования не интересно заниматься специально разработкой серийного устройтсва, их на весь мир нужно всего 20-30 штук и используются они 10 раз в год.  :IMHO непорядок.
 
Да, наверное, чтобы согласовать одну из технических частот аэродрома для трансляции музыки, придется побегать между начальниками. Но зато потом вероятность помех там будет несравнимо меньше 100%!  

Кто на МАКС-2007 смотрел выступления наших пилотажников, наверное, заметил, что во время их выступлений на всех огромных экранах на территории выставки шла трансляция полетов он-лайн, в т. ч. с видом из кабины. Для российских мероприятий такого уровня это делалось впервые.  Но чтобы согласовать применение этого девайса на МАКСе.......  ........ лучше не вспоминать!
Кстати, само устройство очень компактное:
 

Вложения

  • Videolink.JPG
    Videolink.JPG
    66,9 КБ · Просмотры: 163
Пробовал я делать вот такой передатчик http://cxem.net/radiomic/radiomic81.php в принципе это жучок , но на 2-3 км бьёт, а больше не надо для пилотажа в зоне и качество звука на микросхеме МС2833 хорошее. Сигнал подавал с МР 3 плеера , а на борту такой же МР 3 плеер с приёмником ,его подключил к гарнитуре DAVID CLARK X11 купленой мной на САНФАНЕ,там есть гнездо для всяких внешних источников сигнала и когда включается связь с землёй то музыка не пропадает ,а просто немного приглушается и играет только в левом наушнике, после окончания связи музыка полностью восстанавливается в обоих наушниках ,получилось супер. Кварц ставил 14 мгц ,настраивал на 7-ю гармонику ,в итоге передача шла на 98 мгц , куда проще. 😎
 
Пробовал я делать вот такой передатчик http://cxem.net/radiomic/radiomic81.php в принципе это жучок , но на 2-3 км бьёт, а больше не надо для пилотажа в зоне и качество звука на микросхеме МС2833 хорошее.

Это поделка. Без синтезатора частот выглядит очень грустно.
 
Кто на МАКС-2007 смотрел выступления наших пилотажников, наверное, заметил, что во время их выступлений на всех огромных экранах на территории выставки шла трансляция полетов он-лайн, в т. ч. с видом из кабины. Для российских мероприятий такого уровня это делалось впервые.  Но чтобы согласовать применение этого девайса на МАКСе.......  ........ лучше не вспоминать!
Кстати, само устройство очень компактное:

Знатная штука  😎. Мощность только маловата  🙁.
 
Ага. Подождем ответа от строителей, которые подскажут, чей НА САМОМ ДЕЛЕ диапазон надо засирать?

433 не принадлежит строителям. Просто они его юзают т.к. рации дешевые и купить можно где угодно.
Это свободный диапазон для использования всеми кто хочет, с мощностью не более 10мвт.

Пресловутые радионаушники, опять же - на 433 работают.

Есть чуть задрать мощность (1вт более чем достаточно) и использовать какой-нибудь Patch направленный в небо - гарантированно никому не мешаем. Дальние связи на этих частотах не проводятся + нет людей с чувствительной аппаратурой (в основном попсовые рации midland и т.п.) + работает все это только в пределах прямой видимости.



Кстати, на тему модуля с МАКСа - никто не знает  DVB кодер, который принимает PAL а выдает уже I и Q сигналы на передатчик? Желательно в виде готового модуля...
 
Кстати, на тему модуля с МАКСа - никто не знает  DVB кодер, который принимает PAL а выдает уже I и Q сигналы на передатчик? Желательно в виде готового модуля...


Вот с этого можно начать http://www.gmsinc.com/product_details.asp?prod_cat_idno=13
 
433 .... ..... - диапазон для использования всеми кто хочет, с мощностью не более 10мвт.

Есть чуть задрать мощность (1вт более чем достаточно)

Наш человек. Типа: "Да, я ехал по городу со скоростью 6000 км/час, но какие могут ко мне быть претензии, я же ехал на зеленый свет!"  😉
 
А как насчет частоты 108.000 ровно? Частоты 108-118 не используются на передачу с борта, а только на прием, так что их забить СЛУЧАЙНО никто со своей станции не может.
Я бы не стал. Краевые частоты полос - это обычно защитные полосы, в них запрещается любая передача. Понятно, почему - при модуляции спектр вылезает и в нижний и в верхний диапазон.
На 108-118 работают УКВ привода (VOR), у них большие мощности, а зона помех в 4 раза шире зоны обслуживания. Ниже 108 - еще лучше, УКВ/ТВ вещание - про мощности вообще молчу.
То есть настроившись на 108.000, гарантированно получишь помеху как от УКВ вещания (снизу), так и от VOR (сверху).

А почему бы не набрать в гугле "таблица распределения частот"? Сразу много всякого полезного можно узнать ;-)
 
Назад
Вверх