Перелетевшим пилотом оказался Эдмунд Россман. В 1943 году ему было 26 лет. с 15 лет летал на планере. Окончил летную школу, стал военным летчиком, а затем и летчиком-испытателем. Летал на большинстве немецких машин и на многих наших. В кругу друзей был известным воздушным хулиганом. Например, в районе Одессы, выполнил на тяжелом трехмоторном Ю-52 мертвую петлю. Служил на Западном фронте. Затем был ночным истребителем в системе ПВО Берлина. Имел несколько орденов, в том числе «Рыцарский железный крест» за сбитую над Берлином «Летающую крепость». Осенью 1942 года, когда группу «Воздушных снайперов Берлина» перебросили на Кавказ, Эдмунд попал на Восточный фронт. До весны 1943 года воевал на Кавказе, лично сбил около 40 советских самолетов.
Повоевав на восточном фронте , Россман твердо решил покончить с войной. Был убежден, что война проиграна и дальнейшее кровопролитие бессмысленно и преступно. Испытывая на фронте Ме-109К, он осуществил свои намерения. Охотно помогал нашим лётчикам и техникам в освоении немецкой техники. Перегнаный им истребитель и он сам были направлены в НИИ ВВС для дальнейшей работы по его изучению.
Нашей авиации Россман давал двойственную оценку: последние модели самолетов считал очень хорошими, а приборное оборудование, оснащение средствами автоматизации отсталыми. Удивлялся, почему на наших самолетах не было таких простых и нужных вещей, как счетчик боеприпасов, краны отсечки на водяной и масляных системах, указатель угла установки винта. Лучшим истребителем считал Ла-5, а за ним - Як-1. С более новыми советскими истребителями на тот момент он, конечно же ещё не был знаком.
Обидным моментом в этой истории является то , что Мессершмитт 109 К был сильно повреждён буквально на следующий день. допустил досадную ошибку. Капитан Кравцов. Он самовольно решил сразу же опробовать новую модель Ме-К. и не посоветовавшись с немецким летчиком, на взлете, основательно разбил машину. Оказалось, что «мессер» при взлете непрост: из-за сильной реакции винта и довольно малого расстояния между колесами шасси самолет резко вел вправо, и надо при разбеге заранее полностью «давать левую ногу» Чего капитан конечно не знал. В итоге секретный мессер отправился в Нии ВВС со сломаным шасси, погнутыми винтом и законцовкой крыла.
Вашему вниманию была представлена версия, которую рассказал очевидец данных событий Виктор Синайский. в 1944 м году он был не только механиком мессершмитта , но и переводчиком Россмана, Как вы понимаете им пришлось много работать и общаться друг с другом.
В интернете же проще найти совершенно другую версию данного события, по которой Росман совершил посадку для того чтобы подобрать сбитого и севшего на вынужденную пилота. Но это переведённая с немецкого, точка зрения выглядит маловероятной . дело в том, что в отсеке, в котором Словак Александр Герич перевёз на советскую территория радиомеханика Ткачека. На модификации К был установлен топливный бак. И Россман просто не мог на этой модели мессершмита подобрать и перевезти кого бы то ни было, не говоря о том, что новейшему и секретному на тот момент истребителю вообще запрещалось пересекать линию фронта! Но если вы наберёте в поиске имя Россмана, то первые 10 ссылок будут рассказывать вам о том, как советские зенитчики сбили у Россмана ведомого, как он героически совершил посадку, для того что бы его подобрать, как русские открыли огонь по его истребителю и повредили его на земле, да так, что он не смог взлететь с подобранным пилотом, а сам он был ранен и попал в плен.
Чувствуете разницу? Что-то мне подсказывает, что последняя версия событий – это , возможно, та версия, которую распространил о себе сам Россман, а что ещё он мог рассказать своим соотечественникам после того, как в 1949м году вернулся в Германию.
Ну а что об этом думаете вы? Какая из этих двух версий более правдоподобна и заслуживает доверия?