Вчера в Подмосковье разбился вертолет Robinson-44 спортклуба "Филин". Пилот-любитель Асан Музафаров и его инструктор Владимир Ефимов получили тяжелые травмы; вертолет стоимостью около $600 тыс. полностью сгорел. Участники расследования считают, что причиной аварии могло стать обледенение машины -- вылет Robinson долго задерживался из-за плохой погоды.
50-летний пилот-инструктор клуба "Филин" Владимир Ефимов и его пассажир 60-летний бизнесмен из Чувашии Асан Музафаров, тоже имеющий лицензию пилота-любителя, планировали перегнать Robinson с площадки "Крокус-Сити" возле МКАД к месту постоянного базирования на вертодроме "Филина" в Истринском районе Подмосковья еще в выходные. Однако сделать этого не удалось: мешали постоянный мокрый снег с дождем.
Диспетчеры "Крокуса" не хотели выпускать Robinson и вчера, однако бизнесмен и его пилот на этот раз настояли на своем. Машина поднялась в воздух около полудня, а уже через полчаса рухнула на заснеженное кукурузное поле между поселками Снегири и Рождественно, не долетев до места назначения всего несколько километров. При ударе у вертолета отлетела задняя балка, а еще через несколько минут вспыхнуло выплеснувшееся из топливных баков горючее.
За это время пилот Ефимов, получивший при ударе черепно-мозговую травму и сломавший шейные позвонки, и бизнесмен Музафаров с сотрясением мозга и переломами ребер каким-то чудом успели выбраться из салона и отползти на безопасное расстояние. Аварию видели местные жители и водители проезжавших неподалеку автомобилей, поэтому уже через несколько минут за пострадавшими приехали машины скорой помощи. Обоих пилотов доставили в истринскую клиническую больницу, где им сейчас оказывается помощь. Вертолет полностью сгорел.
Эксперты Межгосударственного авиакомитета, которые будут расследовать обстоятельства аварии, и коллеги пострадавших пилотов пока воздерживаются от комментариев. Осмотрев место происшествия, специалисты установили, что вертолет не падал вертикально вниз, а садился: на месте его касания с поверхностью, на снегу осталась борозда около 5 м в длину. Иначе говоря, пилоты до последнего управляли машиной, рассчитывая совершить аварийную посадку, однако погасить скорость снижения до нормальной величины им так и не удалось.
Причиной же экстренного снижения, по мнению специалистов, мог стать, например, отказ двигателя Robinson. "Этот вертолет считается самым простым и надежным из всех существующих машин такого класса,-- заявил Ъ один из участников расследования.-- Недаром во всем мире его используют в качестве воздушного такси. Однако и двигатель Robinson тоже может отказать, если владелец пренебрегает его техобслуживанием".
Другие специалисты убеждены, что отказ двигателя вертолета вообще нельзя рассматривать всерьез. "Неисправностей, при которых двигатель Robinson или другой 'иномарки' такого класса мог бы неожиданно остановиться в полете, немного,-- заявил Ъ вертолетчик, уже много лет летающий на Robinson-44.-- Да и любая неисправность двигателя сначала проявит себя шумом, стуком и, что самое главное, медленной потерей тяги. После появления первых признаков у пилота еще останется время для совершения аварийной посадки".
По версии вертолетчиков, наиболее вероятной причиной аварии могло быть обледенение машины. Вчера для этого процесса были созданы идеальные условия: большая влажность, кучевые облака, мокрый снег с дождем при температуре около 0 градусов. Как говорят специалисты, удержать в воздухе обледенелый вертолет довольно трудно: корка льда, налипшая на фюзеляже, увеличивает вес машины, а лед на лопастях винтов резко снижает их подъемную силу и поступательную скорость вертолета.
"Специалистов по пилотированию малых вертолетов в России можно пересчитать по пальцам,-- заявил Ъ один из коллег пострадавших пилотов.-- К нам, в частную авиацию в основном идут бывшие военные летчики. После больших тяжелых Ми-8 или Ми-24 легкие машины типа Robinson они уже не воспринимают всерьез, а зря: небо одинаково коварно для всех".
Сергей Ъ-Машкин