Вопрос к мэтрам винтостроения

ИРБИС-33

пока живу-надеюсь.
Откуда
ЦФО
Уважаемые мэтры ! Просветите нас участников форума :есть-ли ресурс для наших отечественных винтов и чем черевато нарушение данного ресурса.( Как правило ресурс наших отечественных винтов -600 часов их работы .Но некоторые форумчане имеют мнение что ресурс наших отечественных винтов составляет 6 лет ,без учета часовой наработки.) Огромное спасибо за Ваше авторитетное аргументированное мнение.  С  уважением .
 
Вопрос адресован : И. КОНОТОП ,Олегу ,В. МЕГЛИНСКОМУ ,и другим мэтрам профессионалам .(прошу прощения у всех кого не продолжил в списке пофамильно или по никам )  С   уважением ко  всем форумчанам ).
 
есть-ли ресурс для наших отечественных винтов
Этот вопрос более нужно адресовать к @Каа или к @Zov. Это они у нас реальные производители. Моя стихия больше проектирование винтов и подготовка к производству их на ЧПУ, чем само производство. 
 
Не, я себя к мэтрам не отношу ни в коем разе, так кустарю  помаленьку моноблоки, 52-й в работе. Тут Рябиков присутствует, например...вот он-Голова!
А ежели бы меня спросили, то ответил бы, что трепетно производители относятся к назначенному ресурсу "больших" винтов,которые работают на безредукторных авиамоторах.
А для остальных ресурс пишут скорее для самоуспокоения, и винты те эксплуатируются по состоянию в основном.
Конкретно по Финишпроповским винтам, можете узнать написав вопрос на finish2prop@mail.ru
 
Добрый вечер уважаемый КАА ! И все таки Ваше мнение ? Ресурс по часовой нагрузке на работу винта с редукторными двигателями должен быть?, или летать до отделения лопастей от двигателя ?  Хотелось-бы услышать и Олега(ЗОВ) и Рябикова и многих других . Или производителей винтов ,не сильно волнует БЕЗОПАСНОСТЬ эксплуатантов их произведений ! ( Вопрос встал в том , что КиевПроп  пишет в инструкции по эксплуатации их винтов :календарный  срок службы (в годах)- 6 лет  .Назначенный ресурс ( в часах) - не ограничен . ) С  уважением . Пожалуйста поактивней  .(Ведь это безопасность каждого из нас .)                                          
 
@Ирбис-33
Нет такого понятия, как ресурс российских винтов для сверхлегкой авиации !
Чтобы он был, фирме разработчику, имеющей  сертификат разработчика авиационной техники нужно провести сертификацию винта в составе конкретной мотоустановки, на конкретном сертифицируемом ЛА. Для этого, кроме расчетов, необходимо провести летно-прочностные испытания с тензометрией нагрузок в ЛИИ, затем усталостные испытания винтов на стендах, выполнить расчет ресурса, утвержденный  в ЦАГИ и подтверждение его в эксплуатации на лидерных  аппаратах.  Если известные фирмы изготовители винтов пойдут по такому пути, учитывая не крупносерийный выпуск, чтобы вернуть многомиллионные расходы, винты будут почти по стоимости золота, как и в большой авиации. Поэтому все эксплуатируют винты по состоянию, а статистика изготовителей набирается из отзывов покупателей. Причем на разных мотоустановках и ресурс разный будет. Я был свидетелем разрушения пластикового винта известного производителя всего через 30 часов работы. По словам "горе-дельталетчика" размыв концов лопастей при работе на его дельталете из-за резонанса мягких резинок моторамы  был около 60мм!!! При работе на нормальных аппаратах эти же винты ходили за 500 часов и более. Представьте центробежную силу далеко за тонну и изгиб конца лопасти 60мм за оборот, кто такое выдержит?
А для своей безопасности - внимательно осматривайте комлевые участки лопастей, сразу "нормальный" винт не разлетается, появляются трещины, затем они растут и только потом отрыв лопасти. Все реально можно контролировать в предполетном осмотре и не храните  пластиковые лопасти на солнце без чехлов!
 
Для СЛА не может быть такого параметра как ресурс воздушного винта. Во-первых, серьёзные доводы привёл vert в предыдущем посте. Во-вторых, СЛА летает так, что винт для него оказывается расходным материалом. Он часто повреждается и при небольших авариях часто полностью приходит в негодность.

Лёгкие самолёты более щадят винты. На них можно устанавливать дорогие сертифицированные пропеллеры, ресурс которых известен.
 
@ ИРБИС-33
Видите ли, я не производитель композитных винтов, а лишь его партнёр... в отдельных случаях. Обсуждение цифирей ресурса с производителем вёл, суть в целом изложил выше.
Можно точно сказать, что для "больших винтов" назначен ресурс в часах не "с потолка", а по данным испытаний лидерных образцов, с запасом.
Позицию фирмы "Финишпроп" по данному вопросу можете выяснить, может и сам Шамиль Наилевич напишет здесь, он этот форум  почитывает. 😉
У других производителей, могут быть свои резоны (наполнитель в лопастях деградирует, склейка лопастей расползается) 😉. Сам я работая на эксплуатации хим. дельталётов в фирме, ни разу не видел винтов умерших от старости. При интенсивной эксплуатации, они выходят из строя из-за мех. повреждений за пару лет.
Свои деревянно-композитные моноблоки я рекомендую эксплуатировать по состоянию.
 
Понятие "ресурс" для винтов на СЛА больше относится к философским.
Подавляющее количество ВВ, из собственного опыта, закончило жизнь при авариях, попадания посторонних предметов (заправочный шланг, пассатижи, отвёртка, приводной ремень от комбайна, камни, вода в количестве от ведра, колючая проволока, обратная вспышка при запуске за винт - руки целые, оторвался кусок винта, пробка малобака и т.д.). Практически единицы были сняты с эксплуатации по причине достижения почтенной старости. В общем опыт мой и уважаемого КАА совпадают.
Отвлечёмся от мемуаров.
Практически, для моноблочных деревянных винтов, ресурс до первого капитального ремонта можно принять 600 часов. Обычно это разрушение ЛКП, износ до дыр оковки, трещины на оковке и дереве, отслоение покрытия из стеклоткани.
Основное правило продления ресурса - сохранность ЛКП.
Для пластиковых винтов, изготовленных нахолодно, EASA лет 10 назад выпустило циркуляр о сроке эксплуатации таких винтов три года с момента изготовления. По "сваренным" композитам, как наиболее правильным, вопрос открытый.
Кроме посторонних предметов, основным фактором повреждения винтов является влага, далее ультрафиолет.
Явление осмоса разрушает стеклопластик довольно быстро. Давление, с которым вода поглощается пластиком достигает 300 атмосфер и разрушает композит очень даже легко. Также если не были соблюдены условия хранения стеклоткани (повышенная влажность) на основе щелочного стекла начинается разрушение. Причём процесс не останавливается и после закатки в эпоксидку. Поэтому неожиданное разрушение конструкции в процессе эксплуатации это только вопрос времени.
Наибольший вред, исходя из вышесказанного, наносят в эксплуатации плотные воздухо и влаго непроницаемые чехлы. Они задерживают влагу. Лучший вариант материала чехла - плащ-палатка, желательно с пропиткой от плесени и водоотталкивающей.
 
плюсы и минусы использования пластиковых винтов на безредукторном движке.
Вопрос, наверное, должен был прозвучать так:  плюсы и минусы использования регулируемых (переставных) винтов на двигателе.

Регулируемый винт это всегда хорошо, хоть немного сложнее и дороже, чем моноблочный. Ваш двигатель не всю жизнь будет новый, топливо тоже бывает разным, температура воздуха также влияет как на мощность, развиваемую двигателем так и на мощность потребляемую винтом. В процессе эксплуатации винт будет то "тяжелее" то "легче" для движка. При возможности регулирования мощности, потребляемой винтом путём изменения угла установки лопастей, характеристики двигателя и винта приводятся в соответствие друг другу. У моноблочного винта это удовольствие отсутствует, но он обычно дешевле, более ремонтопригодный и надёжный.
 
   Хочу добавить об удовольствиях, присутствующих в деревянных моноблочных винтах.
   Во-первых, они легче.Винт СДВ-1 диаметром 1,5 м, сделанный из сосны весит 2050 г, сделанный из ясеня - 2650 г. Пластиковые винты заметно тяжелее.
   Во-вторых, во время работы винт совершает крутильные колебания на коленчатом валу. Дерево эффективно гасит эти колебания, а пластик - нет. В некоторых случаях это очень важно.
   В-третьих, мне известны примеры, когда деревянные винты на самолётах работали годы и годы. Качественный лак делает деревянный винт очень долговечным. Главное не стукать по нему разными предметами, в том числе и Землёй.
 
Конкретизирую вопрос:
На Лайках и Конти часто встречаются алюминиевые моноблоки. Масса у них порядка 15 кг. Пластиковый переставной равный по характеристикам имеет вес около 10кг. Деревянный на сколько я понимаю ещё легче.
Как повлияет разница этих масс если рассматривать её с точки зрения маховика двигателя?
 
В описании двигателя должен быть указан максимальный и минимальный момент инерции устанавливаемого винта.
Вот пример: http://www.sensenich.com/files/documents/Installation_Instructions_Composite_Aircraft_2_Blade_Lycoming_2G0_Instructions_1418054067.pdf
 
Здравствуйте! А как узнать эти моменты на автоконверсиях? Как понять в каких пределах должны быть моменты инерции винта к примеру на субару?
 
А как узнать эти моменты на автоконверсиях? Как понять в каких пределах должны быть моменты инерции винта к примеру на субару?
В первом приближении моменты инерции ВВ, устанавливаемых напрямую на КВ, должны быть не меньше моментов инерции маховиков, снятых с КВ двигателя, вместе с корзиной сцепления, естественно. Минимальное значение момента инерции маховика будет определять минимально возможные обороты КВ двигателя и уровень вибраций (т.е. равномерность вращения). Увеличение момента инерции ВВ будет улучшать равномерность вращения, увеличивать время приёмистости и гироскопические нагрузки от ВВ на КВ.
Ещё один неприятный момент - возникновение резонансных крутильных колебаний коленчатого вала, частота которых зависит от жёсткости КВ, моментов инерции присоединённых масс и маховиков и частоты вращения. Как определить резонансные частоты и как с этим бороться - обращаемся к нашим спецам по моторам и специальной литературе.
 
Не давал своих комментариев так как добавить к сказанному КАА и Рябиковым практически нЕчего.
Единственно, что хотел добавить это если производитель пластиковых винтов дает какой-то назначенный ресурс, то превышать его не стоит. Пластик, если  разрушается, то разрушается мгновенно и непредсказуемо. Дерево в этом плане по-выносливее будет и разрушается, как правило, от механических повреждений, а не от усталости.
 
Назад
Вверх