Возможность замены Ротакс 535 С и Ротакс 505 А на планерах Янус СМ и Твин Астир.

Гражданин Галактики

Я люблю строить самолеты!
Добрый день энтузиасты.
Так сложилось, что мечта о свободе в пространстве во многом сбылась и теперь я летаю на планерах. Иногда, носясь по Альпам по 9 часов, встречая закат в воздухе, иногда замерзая на 6000м в волновых потоках. Вобщем весело. И почти без мотора.

Почти, потому что два планера Янус СМ и Твин Астир 3 SL оборудованы убирающимися в фюзеляж двигателями Ротакс 535 С (водяное охлаждение) и Ротакс 505 А - воздушное.

Двигатели позволяют самовзлетать, но без надобности мы эту функцию не используем, очень уж слабая энерговооруженность. Разбег по грунту до отрыва около 500-600 метров. После взлета набор 1.5....1.8 м/с.

Планера выбраны самовзлетными, так как наличие мотора крайне удобно для подстраховки  в горах, да и на наших равнинах, где далеко не все оставшиеся поля пригодны для безопасных посадок тяжелого двухместного планера.

Сейчас проблема одна - остаток ресурса а 535 - 100 часов на 505 - 140 часов. Теоретически, при текущем расходе 10 часов мотресурса  на 300 часов налета, остатка хватит лет на семь. (налетываю я часов 400).

Но вечная экономия часов немножко раздражает. Да и совершенно непонятно что делать дальше.  Владельцы аналогичных планеров (модели 85-90 годов) говорят что Ротакс давно не поставляет запчасти на эти двигатели. Что то в принципе есть, как то кто то что то чинит. Но....

В итоге возникли два вопроса.
На сколько все же реально выполнить ремонт этих моделей.
Не проще ли их заменить на что то современное.

На обоих двигателях зубчато-ременные редукторы, звездочка стартера с противоположной стороны от редуктора

Особенно интересно было бы повозиться с Твином. Гроб создавал эту модель с возможностью моторного полета на 500 км. Скорость набора 90 км/ч, круиз 135 км/ч (стоит ВИШ). Топлива 30 в фюзеляже и 48 в крыле. Расход отвратительно большой - около 20 л/ч.
На подобный по габаритам и весу планер АСК-21 Мi  штатно устанавливают двигатель ванкеля AE -50 R (их эксплуатируется около 500 шт, обслуживание-ремонт не проблема, межремонтный те же 300 часов)  Расход почти в два раза меньше, но, главное, почти нет вибраций, что для планера крайне важно. Отсюда и родилась новая мечта кардинально модернизировать мотоустановку.
Планер планируется использовать для обучения, а в случае решения вопросов с ресурсом двигателя, можно отказаться от дорогостояшего и капризного подема самолетом. Для уверенного взлета с короткой полосы будет применяться гидравлическая лебедка.
 
Хозяйство.... Коровы....
 

Вложения

  • 1980582_10202123115971662_815685484_n-1.jpg
    1980582_10202123115971662_815685484_n-1.jpg
    48,5 КБ · Просмотры: 129
  • 1796056_678131608911957_3891591_o.jpg
    1796056_678131608911957_3891591_o.jpg
    53,1 КБ · Просмотры: 93
  • 1620807_678143435577441_280122958_n.jpg
    1620807_678143435577441_280122958_n.jpg
    46,3 КБ · Просмотры: 106
гражданин на фото внутри телефонной будки не ты ли? ну а дальше и по теме подумаем
 
"Коровам пастись"можно станет только в РФ, там надо все работы оформлять официально (что практически не осуществимо). Альп им уже не видать 🙁
Потом риски: как это получится, сколь надежно?
 
По расходу: 20 л/ч с ВИШ. Это полет с КПД силовой установки в 5-10%. Если винт в толкающем исполнении, то сильное влияние затенения мотором. При тянущем - несогласование оборотов, шага винта, диаметра его крейсерской скорости полета. Максимальному КПД винту диаметров около 1,5м (около 0,7) соответствуют строго определенные значения вышеперечисленных величин.
Получается, что гражданин "жжет" далеко за пределами оптимального 😉
Потребная мощность ГП при качестве 30  семисотпятидесяти кг буоенки на скорости 40 м/с: 750/30 х 40 = 1000 кГм/с или около 15 л/с. С учетом КПД ВВ - 20л.с, на это хватит 6-7 л/ч 🙂
 
Игорь, надо пообщаться по душам с Авиагаммой. Они ж дилер и сервис-центр всякого Ротакса в РФ, не только самолетного но и картинга, снегоходов и пр., и ремонты делают, могут что-то знать нетривиальное про совместимость деталей. Либо добывание оных.

Самая логичная замена, которая приходит в голову, это те движки, которые Шляйх#р и Шемпп-Хирт ставят на сэлф-лаунчеры сегодня. Габариты мотоотсеков навряд ли поменялись, должны входить.

Есть экзотика - новейшие "авиамодельные переростки" производства 3W-Modellmotoren, они уже доросли до мощностей в районе 50л.с. и очень легкие. Ну, судя по рекламным заявлениям. Еще старые-добрые "1/2 VW kit", американские кит-наборы для сборки движков. Они около 40л.с. простые и надежные, но я не уверен насчет габаритов. Потому что это двухцилиндровый оппозитник, когда-то бывший половинкой четырехцилиндрового. Также старшие модели Briggs & Stratton могут интерес представлять. Они четырехтактные, очень экономичные, новейшей конструкции на основе многолетнего конструирования газонокосилок, надежные до ужаса. Не очень дорогие. На дельтапланах в США применяются.

p.s. ах да, был же еще легендарный двиг "Буран"  🙂 советский кирзовый клон 503-го Ротакса, если я не ошибаюсь 🙂 Производится по сей день и у дельталетчиков популярен, в некоторой степени 🙂 И даже часть деталей взаимозаменяема!
 
А что на этот счет говорит производитель?
Если делать все по честному, то эти работы можно сделать только там, у авторизованной конторы, со всякими сертификатами, допусками, разрешениями и подписями... Это если оставлять возможность летать в Европе и это достаточно дорого, я так предполагаю. Если  для летания только здесь, то действительно, будет много вариантов ремоторизации.
...т.ч берем AE-50R и адаптируем 🙂
а есть еще РПД  Aixro XF-40 в качестве долетного
 
Игорь, просто супер, жил бы рядом- подрулил бы!
очень нужное дело поднимаете! лебёдка толковая!
с ув. Алексей 😀
да. может кто пропустил:
http://www.youtube.com/watch?v=UtOgffi1jgY
 
Привет!
Да, в "будке" я.

Спасибо за ссылки на движки. Задумался...

"Спасибо" за расчеты - считать я и сам умею. Но в отличии от любящих посчитать я еще и летаю, а соответственно эксплуатирую штатные силовые установки серийных планеров, со штатными винтами, которые не совсем дураки считали.
Расход в 20 л/ч это их реальность. Да, ВИШ на Твине позволяет лететь несколько экономичнее чем на Янусе, но все равно около 20 л съедает.

Качество планера с выпущенной СУ далеко не 30. По ощущениям от парящего полета перед уборкой (остываем) оно около 15-20 едениц. Точно не больше.

Современная схема с длинным ремнем в обтекаемом кожухе и двигателем в фюзеляже создает значительно меньше сопротивления чем архаичная конструкция с двигателем за бортом, но что есть - то есть.

По бюрократии итд - я знаю правила и естественно не планирую "орусачивать" буренок несогласованным ремонтом.  Сейчас есть недорогие страховки, ежегодная проверка за вменяемые деньги и четкие правила что и как делать. Делать ЕВС Тминус или Мянус.... Неохота. Тем более что имею возможность официально выполнить все работы на заводе в той же Литве.

Сейчас интересует принципиальная возможность процесса.
В Авиагамме плавно посоветовали поменять движок, но вижу что и у них воздушник снят с производства. А остальное слишком тяжелое.
У современных планеров двигателей ставится два типа двухцилиндровый двухтактник Соло с водяным охлаждением и ванкель  AE-50R. Смотрю на аэродроме  с каими вибрациями работают вроде как современные Соло - очень хочется ванкеля.

Сейчас мучаю держателя сертификата типа на предмет предложений по замене.
 
ну привет, привет гражданин

Игорь повесь фото ВМУ.

Игорь, надо пообщаться по душам с Авиагаммой. Они ж дилер и сервис-центр всякого Ротакса в РФ, не только самолетного но и картинга, снегоходов и пр., и ремонты делают, могут что-то знать нетривиальное про совместимость деталей. Либо добывание оных.

Самая логичная замена, которая приходит в голову, это те движки, которые Шляйх#р и Шемпп-Хирт ставят на сэлф-лаунчеры сегодня. Габариты мотоотсеков навряд ли поменялись, должны входить.

как то так.
1. во первых разобраться по известной методике с состоянием движков. компрессию померить- тоже полезно. все может оказаться лучше. в хороших руках и 2т ротакс выхаживает сильно больше назначенного ресурса.
2. разобраться с расходом. 20 литров говорит либо о плохом состоянии мотора, либо о том что ему тяжело.- те твоя леталка требует тяги. какие обороты у моторов?
3. беречь моторы. в первую очередь следить за внешними мелочами- ремешками, трубками, амортизаторами, сальниками- чтобы отказ какой то мелочи не привел к ускоренному выходу всего мотора.
4. запчасти на моторы если не у офицалов то у независимых продавцов наверняка еще есть. ценник конечно будет 2йной- но в масштабах содержания леталки может и приемлимо.
5. упомянутый тобой ванкель- и по сей день вешь в деле не проверенная. на любимом параплан ру уже копья на этот счет подломали, мой вывод от наблюдения за этой баталией- преимуществ у ванкеля по надежности ресурсу и расходу перед 2т- очень большой вопрос. теже йайца только вид по диагонали. поэтому если уж припрет- ставить чтото  из новых 2т.
6. вибрация. сам ненавижу так что кушать не могу. судя по обозначениям твоих моторов- это какие то старинные снегоходные. однако ротакс на авиационных версиях своих моторов таки чухнул, и не сразу, но начал ставить коленвалы с увеличенной степенью балансировки. это терли в теме про РМЗ-500. я свой мотор также попилил но еще не поднимал. поэтому возможно что вопрос с вибрацией твоего 2т с учетом некоторого современного опыта решаем с меньшими рисками чем с ванкелем.
 
Ну, если гражданин сам с усами  - о чем тогда трындеть 😉, погода-то бомба ;D. Теперь и не только в Марселе 🙂
 
Ряд вопросов:
1. Используете ли Вы при эксплуатации действующую техническую документацию?
Если берем SB-535-009 http://www.flyrotax.com/portaldata/5/dokus/d02913.pdf, то не найдем нигде оговорку про ресурс. Как по часам, так и по календарю.
2. Как Вы выполняли до этого дня регламентные работы?
Подразумевается замена ГСМ и расходных материалов, которые должны сопровождаться формой 1 для сертифицированных авиационных двигателей.
3. Замена двигателя на что-то другое подразумевает отказ от сертификата и переход к ЕВС.
4. Ремонт двигателей и продажу запчастей на данные двигатели Ротакс очень давно эксклюзивно передал немецкому дистрибьютору.

Все это Вам и было рассказано.
И вывод из беседы был один - если Вас не волнует сертификация и есть большие проблемы с надежностью и ресурсом двигателей, то проще взять 582 и 503. Причем, во время ведения беседы 503 двигатели еще производились.
 
Извиняюсь, если в моих словах могли быть замечены претензии к Авиагаме. Отнюдь, мне была дана квалифицированная консультация. И логичные советы.
По эксплуатации.
1. Есть проверки в 50 часов - заносятся в формуляр инспектором, проверяются при ежегодном осмотре. все это делалось и делается. Менять - ничего еще не меняли, по регламенту время не пришло, меняет любая планерная мастерская имеющая допуск. Но, по опыту, мелочи никто не проверяет. Инспектору важно реальное тех сотояние и обязательные регламенты.
2. Есть требование по крупной проверке раз в 300 часов или 6 лет как раз ее и проблематично делать по причине крайне высокой стоимости у немецкого диллера и не гарантированности ремонта из-за отсутствия каких то редких (по слухам) запчастей. По этой причине на моделях ДГ -500 и Нимбусе отлажена и официально утверждена замена Ротакса на Соло. При этом все сертификаты действуют. Возможно, что то подобное сделают и на Твин
3. Сначала была идея завести Твин в РФ и регестрировать как ЕВС. Именно поэтому и был запрос и разговор и предложенная Авиагаммой замена была абсолютно логична и практична.

Однако, сейчас желание регестрировать планер в РФ отпало по причине не прекращающегося хаоса в АОН. Была надежда на комиссию при ...... но по крайним новостям все печально. Гораздо проще и дешевле временный ввоз. По крайней мере планер остается абсолютно легальным и ликвидным.

Поэтому предварительный результат - я буду вылетывать ресурс, но ОЧЕНЬ хотел бы проверить двигатель и показать специалистам, поменять по возможности все что посоветуют. Пломбирования никакого нет. Двигатель можно снять. По регламенту я не обязан  делать эту проверку, но спокойствия ради очень хочу.
Причина - с двигателя чуть не улетел в свободный полет ВИШ. Братья-Словаки лазили в опору винта и по второму разу загнули усики на одноразовой стопрной шайбе. Или не загнули.... ВИШ сошел с подшипника и повис на оси регулировки шага и тормозном диске. Заглушил вовремя.

Не столь важен вопрос экономии денег, я мог бы в принципе сделать все и в Германии, но если в основном планер будет летать в РФ, то хотелось бы найти человека способного проверить и сказать - эта штука 50 часов еще отходит. А если не отходит - сказать что искать и что менять. Если в Авиагамме возьмутся за эту работу с раритетом, буду крайне признателен.

Это на сейчас, а на будущее все же буду думать и узнавать про процедуру возможной замены. У планера ресурс 12000 часов вылетано 900. Так что менять двигатель все равно предстоит.

По расходу - взлетный вес 710 кг. Аэродинамика выдвижной установки посредственная. Не столь мощному 505 му моторчику приходится не легко даже при высоком качестве исходного планера. Стоит отметить, что я был некорректен и давал данные в  режиме набора высоты, соответственно и расход в режиме 70 процентов мощности.

В ГП на двигателе долго не летал. Будет возможность - проверю.
 
Назад
Вверх