Зачем нужен компенсационный бачок (например на Як-52)?

Challenger

Я люблю строить самолеты!
Коллеги, изучаю варианты топливных систем. Не могу понять функцию компенсационного бачка на як-52. У кого ни спрашивал, внятно пояснить не могут.

Во всех схемах он просто приводится как факт и его конструкция - просто шар. Ну понятно через дроссели в расходник еще регулируется давление после насоса, но почему бы просто дроссели через тройник не поставить?
 
Кстати вот эта схема от Як-52 (бачок - цифра 6).
 

Вложения

  • Toplivnaja_sistema_JAk-52.png
    Toplivnaja_sistema_JAk-52.png
    26,6 КБ · Просмотры: 146
Немного не так

Из основных баков горючее самотеком поступает в расходный бачок(который в том числе и для перевернутого полета) оттуда самотеком в насос, а вот насос нагнетает под давлением в компенсационный бачок(0,5л) -там топливо находится под давлением, чтоб в любой момент времени и любом режиме(и смене режима),  движок не хватанул воздуха.
 
топливо из баков поступает к насосу не только и не столько самотеком, а за счет разряжения (вакуума) создаваемого насосом в магистрали от бака к насосу- подсасывается к насосу
 
Из основных баков горючее самотеком поступает в расходный бачок(который в том числе и для перевернутого полета) оттуда самотеком в насос,
На вертикали это получается особенно эффектно, да?
 
Я так понял для перевернутого полета есть гибкий заборник в расходном баке, т.е. если выкинуть компенсационный бачок и лететь вниз головой (прямолинейно), то мотор этого не заметит, как минимум пока заборник получает топливо в расходном баке. В компенсационном бачке заборника нет (просто трубка подведена), так, что если в него попадет пузырь, он в полне может попасть в карбюратор, если самолет перевернут так, что заборная трубка оказалась сверху. Получается отделение воздуха тоже отпадает?...

На аглицких форумах/схемах этот бачок обозвали "fuel bowl" (топливная чаша), этим же термином обзывают поплавковую камеру классического карбюратора. И на тех же форумах говорят что карб на 52-м яке не совсем карб, в нем нет поплавковой камеры, а работает он как инжектор. Вот и есть подозрение, что бачок поставили, чтобы в непосредственной близости от карбюратора был небольшой запас топлива (как поплавковая камера классического карбюратора), чтобы минимизировать неравномерность поступления топлива во всей системе до карбюратора на энергичных эволюциях, при которых на топливо в баках и трубопроводах действуют перегрузки, влияющие на его движение по магистралям, как в примере Лапшина.

Другие предположения пока на ум не приходят.

Интересно, здесь (http://www.airforce.ru/history/ww2/golodnikov/part1.htm) фронтовик вспоминает, что на харрикейнах не было компенсационного бачка и из-за этого на отрицательных перегрузках мотор захлебывался... Как это понимать?... При положительной перегрузке топливо засасывается, т.к. находится ниже карбюратора/топливного насоса, а при отрицательных получается насос заливало топливом и он больше его подавал на выход? А что компенсационный бачок после насоса изменит? Как он может динамически регулировать (выравнивать) давление между насосом и карбюратором? На том же яке ведь дроссель для сброса давления фиксированный. В общем, мозги уже заплетаются...  😱
 
там топливо находится под давлением, чтоб в любой момент времени и любом режиме(и смене режима)... 

Пока наиболее логичное объяснение - запас топлива под давлением в непосредственной близости к карбюратору/инжектору. Перегрузки конечно и на него тоже будут влиять, но видимо уже не значительно для мотора.
 
Почему-то никто не заметил, что компенсационный бачок стоит перед карбюратором, но ПОСЛЕ бензонасоса - бензин находится в нем под давлением и служит он некоторым буферным резервуаром для компенсации изменения расхода при резких перекладках рычага газа.
А бензонасос может засасывать топливо из расходного бака ( если память не изменяет) с перепадом высот до 3 м - никакой потребности в самотеке нету.
 
Спасибо за идею! Типа ресивер для компенсации инертности системы в целом.
 
Хочу спросить, кто знает? У компенсационного бачка на маленькой короткой трубке стоят жиклёры (гайки крепления трубопровода находятся под заводскими пломбами) каково назначение этих жеклёров? И где какой стоит?
 
Назад
Вверх