Занимательная электро-экономика

Откуда
50-77
На обсуждение...
Прочитал где-то на каком-то буржуйском сайте занимательную статейку... В ней мужик (владелец фирмешки по установке-монтажу электрики и авионики) настойчиво отстаивал тезис, что т.н. circuit breakers (АЗС), особенно нажимного типа, ничем не лучше простых плавких предохранителей (типа автомобильных)... Но дороже в разы...
Коротко его доводы таковы,- на земле - все равно что пользовать, в полете же:
- если что-нибудь из нагрузки просто перегорело - оно и перегорело, т.е. не важно какая защита...
- если какая-нить нагрузка превратилась в КЗ - тоже все равно... НО! если продолжать "тыкать" АЗС,- можно попалить и ч.-нибудь еще... Т.е. разбираться нужно на земле... И лучше не давать себе повод в полете отвлекаться и добавлять криминала...
- АЗС-ы, по-хорошему, практически одноразовые, т.к. после срабатывания уменьшается ток его последующих срабатываний, т.е. повышается вероятность соответствующего "гиммора"...
- Предохранитель = 1 доллар, АЗС импортный = 20-40 баксов...
А ведь в этом есть зерно... подумал я, подумал... порисовал... и пришел к тому, что качественная колодка с набором предохранителей = 30 баксов... спаять панельку на светодиодах {по 3 светодиода на цепь (на кажд., защищаемую предохранителем; принцип: красный горит - предохранитель сдох, зеленый горит - предохранитель цел, синий горит - цепь включена)} = 1-3 тыс.рублей по комплектующим из наших магазинов, да и не сложно... + наглядно до жути...
Сразу оговорюсь: Доводы, что, мол, на безопасности не экономят, и  если большинство ставят АЗС-ы - так и нужно делать - чушь, а не довод. На безопасности не экономят, но и лишнее пихать - моветон...
Что, на взгляд обчества, не так? Или так? У кого-нибудь срабатывал нормальный АЗС в полете? И при этом удавалось "запустить" цепь снова методичным "нажиманием"?
Одним словом,- делимся опытом и знаниями...  :craZy
 
Про полёт не буду врать - такого опыта не было. На авто - многократно горели преохранители, после чего, при замене, всё работало - в основном на электромоторах. Подклинило ротор вентилятора при запуске и привет - сгорел. Ещё раз было на лампах - лампа горела вместе с предохранителем и отрубала всю цепь (габариты) после замены предохранителя горят все лампы кроме сгоревшей.
 
Сейчас доступны самовосстанавливающиеся электронные предохранители. После снятия перегрузки, например перетёрся провод радиостанции и коротит на массу, быстро восстанавливают свою работу. Но АЗСы никто не отменял, - проверено временем.
 

Вложения

  • IMG_0777.jpg
    IMG_0777.jpg
    14,9 КБ · Просмотры: 90
Ощущение, что ошибаешься. У нас в аппаратуре стоят такие на защите +-12В и +-5В. Так вот при срабатывании на КЗ в микросхемах даже на доли секунды не открываются - светодиоды индикаторы не промаргивают. Устраняешь КЗ - открываются.
 
Как  я  понимаю  автоматы  защиты  от  КЗ  -  бывают  такие  которые  можно  включить  обратно  принудительно  и  такие  -  у  которых  после  срабатывания  новое  включение  -  некоторое  время  невозможно.  В  авиации  применяются  и  те  и  другие.  Но  в  разных  цепях  и  случаях...  На  эту  тему  существует  целая  теория...  А  вобще  -  если  в  полёте  выбило  автомат  -  и  полёт  возможно  завершить  не  трогая  этот  автомат  -  это  лучшее  решение  вопроса.  А  на  земле  -  прозвонить  -  устранить  неисправность ( по  мере  необходимости ) и  включить  обратно.  Зато  не  нужно  таскать  с  собюой  запасные  плавкие  вставки.  ( С  ними  дело  обычно  стремиться  закончиться  установкой  проволочек  -  что  есть  источник  возможного  пожара ).
 
Ощущение, что ошибаешься. У нас в аппаратуре стоят такие на защите +-12В и +-5В. Так вот при срабатывании на КЗ в микросхемах даже на доли секунды не открываются - светодиоды индикаторы не промаргивают. Устраняешь КЗ - открываются.
Я смотрел техописания на сильноточные (1-20 ампер) и на 30 вольт, там именно 15-20 сек. в зависимости от модели, макс. напряжения и тока...
на платы с микросхемами ставят слаботочные, да и питание в таких случаях стабилизированное и с защитой от КЗ... или я опять ошибаюсь?
например http://lib.chipdip.ru/043/DOC000043566.pdf
если не открылось, то отсюда http://www.chip-dip.ru/lib/catalog/1871/ID000043566.aspx?back_url=/lib/catalog/1871.aspx
другие производители - такая же фигня....
 
Ощущение, что ошибаешься. У нас в аппаратуре стоят такие на защите +-12В и +-5В. Так вот при срабатывании на КЗ в микросхемах даже на доли секунды не открываются - светодиоды индикаторы не промаргивают. Устраняешь КЗ - открываются.


Я смотрел техописания на сильноточные (1-20 ампер) и на 30 вольт, там именно 15-20 сек. в зависимости от модели, макс. напряжения и тока...
на платы с микросхемами ставят слаботочные, да и питание в таких случаях стабилизированное и с защитой от КЗ... или я опять ошибаюсь?
например http://lib.chipdip.ru/043/DOC000043566.pdf
если не открылось, то отсюда http://www.chip-dip.ru/lib/catalog/1871/ID000043566.aspx?back_url=/lib/catalog/1871.aspx
другие производители - такая же фигня....
Вот график из того самого описания
time.gif
- как из него можно сделать вывод о времени срабатывания 15-20 сек - для меня загадка... Характеристика просто срисована с обычного предохранителя - чем больше перегруз тем скорее срабатывает... Если предохранитель будет мгновенно срабатывать... на лампочки и моторы надо будет ставить с запасом на порядок... Единственно что приходит в голову - вы решили что в том месте, где график на картинке  обрывается он разворачивается и идёт горизонтально.... смею заверить - это не так - просто продолжите линии дальше...
 
можно сделать вывод о времени срабатывания 15-20 сек - для меня загадка
ну, так смотрим.... MF-R900 (9-ти амперный) при токе перегрузки 20 ампер - время срабатывания - 100 секунд...  40 ампер - 8 секунд... но 40 ампер - это почти вся эффективная мощность генератора!!! при этом 40 ампер с учетом внутреннего сопротивления генератора и АКБ, а также сопротивления проводов и контактов - очень много... и скорее всего ток КЗ значительно меньше, а значит и время будет больше 8 секунд... да и 8 секунд!!! ни фига себе! если проводка и не успеет закипеть, то на клемниках, в разных местах контактов случится бздюх... 😀
и еще интересно, отчего у этих девайсов (этой серии) максимальный ток ограничен 40 амперами... т.е. если проводочки потолще поставить - девайсики прекратят жить? похоже на то... хотя больше 40 ампер в цепи какого-нить обогрева Пито - это я приврал...  для теории...  🙂
плюс ко-всему, предполагаю, что между файерволом и панелью летом особенно сильно побольше 23 градусов... а зимой может и сильно поменьше... а приблуды эти очень зависимы от температуры... собственно, на температуре все и построено в них...
 
можно сделать вывод о времени срабатывания 15-20 сек - для меня загадка
ну, так смотрим.... MF-R900 (9-ти амперный) при токе перегрузки 20 ампер - время срабатывания - 100 секунд...  40 ампер - 8 секунд... но 40 ампер - это почти вся эффективная мощность генератора!!! при этом 40 ампер с учетом внутреннего сопротивления генератора и АКБ, а также сопротивления проводов и контактов - очень много... и скорее всего ток КЗ значительно меньше, а значит и время будет больше 8 секунд... да и 8 секунд!!! ни фига себе! если проводка и не успеет закипеть, то на клемниках, в разных местах контактов случится бздюх... 😀
и еще интересно, отчего у этих девайсов (этой серии) максимальный ток ограничен 40 амперами... т.е. если проводочки потолще поставить - девайсики прекратят жить? похоже на то... хотя больше 40 ампер в цепи какого-нить обогрева Пито - это я приврал...  для теории...  🙂
плюс ко-всему, предполагаю, что между файерволом и панелью летом особенно сильно побольше 23 градусов... а зимой может и сильно поменьше... а приблуды эти очень зависимы от температуры... собственно, на температуре все и построено в них...
Однако, если вы думаете, что плавкие вставки работают сильно по другому - должен вас разочаровать :'( Насчёт тока КЗ генератора  и особенно батареи вы тоже заблуждаетесь... Ради интереса замерьте за сколько горят вставки при превышении в два раза-четыре раза... особенно при хорошем охлаждении...
 
Однако, если вы думаете, что плавкие вставки работают сильно по другом
поменьше у них время перегорания: http://lib.chipdip.ru/077/DOC000077225.pdf , т.е. при тех же 40 А у 10-ти амперного - 0,08 секунд... хотя на 20А - от 0,15 до 5 сек... хм-м... 0,15 с - это отлично, но если 5 - тоже не мало... но, согласитесь,- 0,08 и 8 сек., а также 5 и 100 секунд - разница качественная...
да и Бог с ним... в конце концов буржуи тоже ставят на некоторых девайсах для самостойщиков самовосстанавливающиеся... например http://www.aircraftspruce.com/catalog/elpages/expbus.php
наверное, нормально работают... хотя, несмотря на то, что приведенная для примера панель дешевле, чем такой же набор выключателей, АЗС-ов, реле,- не очень уж это пользуется популярностью...  :-/
НО! Главный вопрос остается: в чем АЗС-ы ("нажимные" особенно) "правильнее" плавких (ну и самовосстанавливающихся  😉 ) предохранителей?
Есть у кого реальная статистика, а точнее прецеденты, когда в полете приходилось заставлять работать цепи, нажимая сработавший АЗС?
 
Один раз на небольшом перелете выбило АЗС фары, сразу не включился, минуты через 3 остыл и включился. Вот весь опыт 🙂
 
Зато  не  нужно  таскать  с  собюой  запасные  плавкие  вставки
так ведь цена вопроса за мешок предохранителей - 50 грамм и 50 рублей...  🙂

Про  ничего  не  стоят  и  ничего  не  весят  -  это  правда. 
Только  ещё  есть  такой  закон  подлости  -  пока  зип  на  месте  -  то  для  чего  он  предназначен  -  не  ломается. 
Зато  если  плавкий  предохранитель  сгорел  -  наверняка  под  рукой  нужного  не  окажется...  Всякий  зип  -  подвержен  утрате...   Вот  тут  начинаются  всякие  проволочки  и  кусочки  фольги....  Что  не  есть  гут.
 
По электронным предохранителям- срабатывают хорошо, провода не плавятся, ток 10 А. Правда некоторые требуют снятия напряжения с контактов для восстановления. Минус.
Про нажимные АЗС- разбирали? Там хитрые диски со втулочками. Ломаются. А у вас сломаются как по закону подлости в самое неподходящее время.
Мое мнение- если есть место- только провереные временем ( и лично мной) старые добрые АЗС- переключатели. И предохранитель и выключатель и совсем недорого.
 

Вложения

  • DSC00599.JPG
    DSC00599.JPG
    19,2 КБ · Просмотры: 89
  • DSC00601_001.JPG
    DSC00601_001.JPG
    28 КБ · Просмотры: 105
2 Ротор. А что за АЗС-ы с крышками на второй фотке?. Откуда дровишки, где куплены? Пока нашел только одного отечественного производителя АЗС-ов, но там без крышек...
 
Прислал мне один отечественный производитель цены... Они с ума сошли... АЗС-ы по цене от 3000 до 9000... сначала я  😱, потом ;D...
 
Крышки с Митинского рынка в Москве, на машины типа ставят. На Л-39 были специальные под АЗС. А цена Таких АЗС- 100 руб, не б.у, со старых запасов. У меня все такие стоят.
 
В электросхемах ЛА можно и должно применять и предохранители и АЗСы. Например цепи питания и управления запуском стартера двигателя необходимо применять АЗС и только АЗС!!!. В цепях питания радиостанций таких как ICOM A-200, А-210, Баклан-5 или 20 можно смело ставить предохранитель, так как внутри р/станции по питанию по входу стоят предохранители, соответственно предохранитель внутри р/с выгорит раньше, чем сработает АЗС, если его применить.  В тоже время например с р/с КВ диапозона такие как Р-864 или Ядро такой фокус не прокатит. Отсюда вывод: решение применять тот или иной электроприбор должен специалист конструктор с опытом и знанием. После этого на выходе проделанной работы можно получить оптимальное соотношение качество-цена-надёжность электросхемы самолёта.
Удачи.
С Уважением, Ден.
 
На обсуждение...
Прочитал где-то на каком-то буржуйском сайте занимательную статейку... В ней мужик (владелец фирмешки по установке-монтажу электрики и авионики) настойчиво отстаивал тезис, что т.н. circuit breakers (АЗС), особенно нажимного типа, ничем не лучше простых плавких предохранителей (типа автомобильных)... Но дороже в разы...
  :craZy
Пускай сам без АЗСов летает!
 
Назад
Вверх