Статья 74. Полет воздушного судна со сверхзвуковой скоростью
Комментарий к статье 74
При полете любого материального объекта, в том числе воздушного судна, в воздушном пространстве со сверхзвуковой скоростью (более 330 м/сек.) создается скачок уплотнения воздуха, схожий с ударной волной при взрыве. Мощность такого скачка уплотнения (ударной волны) пропорциональна скорости полета объекта и в обратной пропорции зависит от высоты полета объекта над земной или водной поверхностью в связи с уменьшением плотности воздуха с увеличением высоты.
Результаты воздействия звукового удара на окружающую среду могут быть ощутимы и способны привести к значительному ущербу здоровью и жизни людей и животных, повреждению сооружений и т.п.
Поэтому законодатель в комментируемой статье установил, что полет воздушного судна со сверхзвуковой скоростью допускается на высоте, на которой исключается опасное воздействие звукового удара на окружающую среду. Расчеты и практика полетов показали, что такой высотой является любая высота выше 11 000 м.
Полет на таких высотах исключает опасное воздействие звукового удара на окружающую среду. Пункт 107 ФП ИВП определяет, что сверхзвуковые воздушные трассы и маршруты полетов со сверхзвуковой скоростью устанавливаются выше 11 000 м. Полеты на меньших высотах со сверхзвуковой скоростью производятся в специально отведенных для этого зонах, которые устанавливаются над безлюдной местностью, а над морем - вдали от морских путей.
Правилами выполнения полетов воздушных судов со сверхзвуковой скоростью, устанавливаемыми ФАП полетов, предусматриваются увеличенные интервалы и дистанции между воздушными судами. Так, минимальный интервал вертикального эшелонирования между воздушным судном, выполняющим полет на сверхзвуковой скорости, и другим воздушным судном должен быть не менее 1000 м независимо от скорости полета последнего, что позволяет избежать опасного воздействия звукового удара на другие воздушные суда.