Расследование завершено 03.04.2023. Волгоградская область. Катастрофа Бекас RA-0485G

В свое время было несколько аварий с самолётами Скайрейнджер.На нем троса управления элеронами должны пересекаться буквой Х чтобы было правильное управления элеронами.Многие собирали,не правильно,когда троса были параллельны друг другу ( вроде как логично).При этом управление элеронами было противоположным.У Скайрейнджера Никитинской сборки не правильно собрать не возможно,так как применяются серьги разного диаметра при присоединении тросов элеронов.
Ну а проверка правильности отклонения рулей перед полетом это аксиома,что же ещё проверять если не это
 
Лётчик шурует, техник смотрит как отклоняется (в большой авиации).

Ну мы же не про большую авиацию


Такая проверка обязательна после любой сборки-разборки (или снятия управляющих поверхностей) любого самолета. На уже летающем самолете шуруют, как уже сказали, чтобы убедиться, что нет заеданий и сняты фиксирующие стояночные приспособления.

У планеристов проверка правильного подключения соединений делается после каждой сборки планера.
 
Не выдавайте желаемое за действительное. Современные планета устроены так, что даже не требуют перестыковки управления при сборке из транспортного положения. Да и на старых я не припомню физической возможности перепутать каналы.
Конечно после ремонта, со снятием тросов, качалок и тп. необходим контроль. В большой авиации обеспечивается процедурами системы ТЭО. У одиночек самоделов надо просто принимать это как правила хорошего тона.
При ремонтах зачастую возможно изменение плеч, длин в проводке. Что ведёт к некорректным отклонениям рулей, триммеров и тп.
 
Ну из этой истории стоит сделать правильный вывод : следует делать облет и подготовку к нему не в одну харю, а с кем то опытным ещё. А ещё, проверил всё после сборки, дай другому посмотреть.

З. Ы. А ещё вспомнил как мне, только купившему и самостоятельно собравшему самолёт после перевозки, один "опытный" товарищ с форума облетывал. Прыг в самолёт без осмотра и полетел.....
 
В описании Лебедева самолета У-2, помнится написано было что тоже перепутали троса - крест накрест сделали (может в У-1 так было). В 2020 г. испытывали мотопланер Гусь обновленный. Так столько специалистов осмотрело и не заметили, что кинематика элеронов обратная. Испытатель взлетел, понял что кошмар и приземлился на одно колесо, диск колеса согнулся. Про Гусь ветка есть на форуме...
 
Не выдавайте желаемое за действительное. Современные планета устроены так, что даже не требуют перестыковки управления при сборке из транспортного положения. Да и на старых я не припомню физической возможности перепутать каналы.


А я не выдаю, я просто рассказываюто, что вижу при каждом летном дне. Не знаю как у вас, а у нас в клубе при проверке планера после сборки (у нас большинство хранит их в прицепах) при отклонении органов управления человек вслух говорит в какую сторону он их отклоняет, а помощник, пытающийся удержать управляющую поверхность от перемещения (проверка наличия реальной связи) вслух подтверждает соответствие. Печальный опыт заставляет быть внимательным и дисциплинированым. Я был свидетелем полета планера с неподключенным рулем высоты. Полет закончился благополучной аварийной посадкой и даже без повреждения планера. Но в кабине был очень опытный планерист, бывший военный пилот.

И сколько народа в клубах летает на современных планерах с автоматическим подключением управления? В наших краях большинство народа летает на планерах, которым по 40-50 лет. У меня планер 75-го года, у многих в клубе еще старше.

Современный планер это очень дорогое удовольствие и далеко не все любители могут себе его позволить.
 
Нет, не работал. Обычно на планерах привод триммера просто ручку управления сдвигает вперед или назад. Для упрощения сборки-разборки там отдельного триммера, как отдельной детали, нет.

Это был планер ASW-20, у него, если тягу руля высоты не зафиксировать, то она может толкать руль высоты вверх, но не может тянуть его вниз. Это если она вбок не уйдет.

В то время в клубе только что ввели новое правило - после проверки управления помощник лепил на планер маленькую наклейку со своими инициалами. При проверке помощник не только должен смотреть куда перемещаются управляющие поверхности, но еще должен пытаться противодействовать их перемещению, чтобы убедиться в наличии реальной связи между органами управления и управляющими поверхностями.

В тот раз при проверке помощник положил ладони на верхнюю поверхность руля высоты и когда пилот сказал "Вверх!" и потянул ручку на себя все сработало нормально, руль высоты пошел вверх и помощник не мог его удержать. Потом помощник убрал руки и пилот сказал "Вниз!" и дал ручку от себя, но помощник не пытался противодействовать, увидев, что руль высоты и так пошел вниз. Но руль высоты пошел вниз просто под собственным весом и если бы помощник попытался его удержать, то он легко бы это сделал и ненормальное подключение было бы обнаружено.

После отцепки пилот сообразил в чем дело и маневрируя закрылками и очень осторожно не полностью работающим рулем высоты сумел посадить планер обратно на полосу.

Можно добавить, что тот помощник был начинающим планеристом и понятия не имел об особенностях этого планера. Хозяин же планера очень торопился взлететь. У меня осталось свое мнение по этому инциденту. Я думаю, что из-за спешки хозяин планера просто не зафиксировал соединение (там специальная малюсенькая булавочка ставится, у меня сейчас на планере такая же система) и во время буксировки произошло рассоединение.

Надеюсь, что это не будет рассмотренно как офтоп. Информация, на мой взгляд, очень полезная.
 
Последнее редактирование:
"Авиационное происшествие с ЕЭВС самолётом «Беркут» RA-0485G произошло на этапе взлёта вследствие неправильной сборки (перепутывания соединений) тросов управления в системе продольного управления самолётом".
К сожалению, борьба с неправильной сборкой в этой части системы управления "Бекасом"не привела к каким либо успешным результатам. Первоначальный вариант защиты от ... - установка регулировочных тандеров навстречу по резьбе - на правую резьбу наконечник с левой резьбой не накрутишь. При этом предполагалась разъединение тросов при разборке путем рассоединения тандеров. Но в процессе эксплуатации народ эту "гениальную" мысль проигнорировал и снимал концы тросовой проводки с качалок РВ за счет пружинения - нажал на заднюю кромку руля и вынул валик. Тандеры раскантривать не надо. Пробовал внедрить валики разных диаметров, но это тоже не прижилось. Окраска концов качалок и тандеров в соответствующие цвета тоже долго не жила.

Случаи неправильного подсоединения были и в "Лилиентале". У летчика не получилось взлететь и он вовремя остановился. Аналогичный случай был и в "Аэропракте" на каком-то празднике на аэродроме ОСОУ "Чайка". Юра Яковлев разбегался очень "весело" с высоко задранным хвостом. Тоже все обошлось.

"отсутствие на ЕЭВС «Беркут» приборов, индицирующих положение руля высоты, что делает практически невозможным выполнение пилотом без посторонней помощи (с земли) положений РЛЭ ЕЭВС по предполетной проверке правильности отклонения руля высоты."
В данном случае члены многоуважаемой комиссии не правы. На Бекасе проверка правильности отклонения органов управления (с земли) прекрасно выполняется одним человеком по всем каналам. Если, конечно, он это будет выполнять.

Время появления "Бекаса" совпало со временем разгула демократии и зарождением на территории СССР дикого капитализма. Армия разваливалась. "Аэрофлот" тоже. Появилось множество "не вписавшихся" ещё сравнительно молодых лётчиков-профессионалов. "Бекас" для них и оказался отдушиной. Но с ними у нас как раз и оказалось множество проблем. Главная - отсутствие самоконтроля. В большой (особенно военной) авиации летчику перед полетом дают "напутствие" человек ... (уже не помню сколько) - врач, начальник штаба, зам по летной, метеоролог, командир эскадрильи, командир звена, инженер эскадрильи, РП .... И он, "взбодренный заботой", жизнерадостно отправляется в полет, где ему "Управление" добавляет удовлетворения.
При выполнении полетов самостоятельно, на мелкой технике, образования "летчик минус инженер" оказалось недостаточно. Ты должен САМ: контролировать свое самочувствие, обслуживать и оценивать состояние матчасти, метео обстановка, площадка с которой летаешь, особенности приземной атмосферы и ее влияние на ЛА с малой удельной нагрузкой, партизанские особенности полетов и т.д.. Но все это ты делаешь самостоятельно. Самоделы в этом плане оказались более приспособленные.
В общем тут можно написать мемуаров на целые тома.
 
В общем тут можно написать мемуаров на целые тома.
Сергей Николаевич, не только можно написать, но и нужно. Потому как люди уходят, а память человеческая коротка. Остаются - книги.
Опыт тяжело наживается, но, к сожалению, легко теряется, если не позаботиться.
 
идеальный вертикально-горизонтальный хелипилот
Идеальный должен помнить аварию Ми-2 после КВР, ЕМНИП в 85г., когда неправильно соединили троса к сектору управления РВ в...гарнизоне, где ночи "полные огня".
На газовке в-т начало влево крутить влево=правая педаль и крутить стало ещё сильнее...
Валера, привет!!!
 
Не отложилось, Алексей, потому что катастрофа в этом году по гайке в продольном в Сердобске затмила все воспоминания.
 
Назад
Вверх