[highlight]16-й Чемпионат мира по спорту сверхлегкой авиации.
Венгрия, Надьканижа, 08-18 августа, 2018 года.
[/highlight]
С 08 по 18 августа 2018 года в г. Надьканижа, Венгрия проходил 16-й Чемпионат Мира по спорту сверхлегкой авиации. В соревнованиях приняло участие 66 спортсменов из 10 стран в классах летательных аппаратов: Дельталёт-1, Дельталёт-2, Самолёт-1, Самолёт-2, Гиролёт-2. Сборная России была представлена четырьмя экипажами (один дельталёт двухместный, один дельталёт одноместный, два гиролёта).
За период соревнований было выполнено 14 различных упражнений. Это навигационные задания (по известному и частично известному маршрутам), задания на экономичность топлива (максимальная дальность полета на ограниченном запасе топлива, скорость + дальность) и аэродромные задания (точность приземления с включенным и выключенным двигателем).
По итогам соревнований уфимские пилоты (Экипаж № 214. Пилот – Семёнов Максим, штурман – Семёнова Альфия) заняли первое место в личном зачете, в классе 2-х местные дельталёты! Наши летчики третий год подряд становятся лучшими на мировой арене (Чемпионы мира 2016 и 2018, Чемпионы Европы 2017). Андрей Щеколдин, город Александров – бронзовый призер Чемпионата мира в классе одноместных дельталётов! Сборная России – четвертое командное место!
Если в прошлом году мы чувствовали огромный груз ответственности, то соревнования этого года оказались психологически тяжелее всех предыдущих вместе взятых. Во-первых, статус Чемпионата, во-вторых психологически удерживать лидерство тяжелее, чем догонять. Соперники провели очень серьезную подготовку и работу над ошибками за этот год. Это показали результаты сразу после первого задания, а точнее их качество.
Наша же тактика осталась прежней – захват лидерства с первого упражнения и больше его не отдавать. Выигрывать каждую секунду пути, каждый метр, каждую фотографию! Конечно же идеала не получилось. Были небольшие промахи и огрехи. Но даже с ними наш результат победил. С одной стороны, это даже хорошо. Есть ошибки, есть над чем работать и мы можем это делать, тем самым улучшить свой сегодняшний результат.
Итак, сначала…
Прибыли на место «06» августа с твердым намерением быстро собраться и облетаться до начала соревнований. Организация на высоте: прием и размещение участников, быт. Возможность летной и навигационной подготовки дало квалификационное (не в зачет) маршрутное задание с техническим анализом результатов. Не считая того, что на первом же навигационном упражнении мы влетали раза три в сильнейший дождь (основной целью было сохранение карты!) и на третий день была кратковременная гроза с ветром порядка 25 м/с, погода на протяжении всего Чемпионата была хорошей.
Начали с маршрутных заданий, где основной целью было выдержать ЛЗП (линию заданного пути) точно по времени, что подтверждалось заявленной на земле перед вылетом скоростью и точно в коридоре, с одновременным поиском наземных целей. Плюс было два скоростных участка, где нужно было вначале показать минимальную скорость, а потом максимальную (см. рис. 1).
На протяжении всего пути были скрытые «ворота» (см. рис. 1) двух типов: по одним судилось качество выдержки ЛЗП, в других был срез по времени, где дополнительные баллы можно было заработать если ты выдерживаешь точно свою заявленную скорость. Зеленая линия – это программа, так как нужно (идеал), красная линия – трек участника (толстая красная – это трек участника на фактической высоте, тонкая красная – это проекция на земле) (рис. 2).
Из маршрутных были задания с частично известным маршрутом (рис. 3). Т.е. задали начальный луч, на котором необходимо найти ППМ (поворотный пункт маршрута) с цифрами, обозначающими градус прокладки следующего луча. В процессе прокладываем, рисуем и идем до следующего ППМ. И так до FP (финишная точка маршрута). Параллельно ищем фотографии – наземные цели (порядка 10 шт.), которые приносят дополнительные очки в копилку участника. Так же на протяжении всего пути до 20 скрытых ворот (временных и качества выдержки ЛЗП). Финишем данного маршрутного задания было приземление на другом (внешнем) аэродроме. Два часа отдыха и новое задание на обратный путь. Обратно было задание с известным маршрутом. Задача – выдерживание ЛЗП строго по времени (выдерживание скорости) с поиском наземных целей.
Задания с ограниченным запасом топлива.
В простонародье – задания на жадность, где тактико-технические характеристики ЛА переплетаются с мастерством пилотирования, а именно искусством обработки воздушных потоков за минусом как раз человеческого фактора - стремления долететь дальше или выше.
На 16-ом Чемпионате Мира в основном разыграли упражнения, где экономичность соседствовала со скоростью, да еще и с дальностью. Например, одно из упражнений (рис.4): на ограниченном запасе топлива необходимо, во-первых, пролететь скоростной участок от точки 1 через точку 2 до точки 3 (см. рис. 4), показав максимальную скорость, протяженностью 40 км, заявив время прохождения точки 3 в секундах и во-вторых, после прохождения точки 3 улететь как можно дальше от аэродрома. Очки считались 50/50 (скорость/дальность, по 500 очков) минус штраф за неточное попадание по времени в точке №3 (т.е. нельзя было опоздать или прилететь раньше). Максимально можно было заработать 1000 очков.
Без преувеличения «королевой» данной группы упражнений (да и спорта СЛА в целом) можно считать «парёжку». Механика упражнения: на определенном количестве продержаться в воздухе как можно дольше (используя восходящие потоки). Время начинается от момента отрыва колес от ВВП и останавливается при приземлении в аэродром. Обычно топливо вырабатывается полностью, но в редких случаях организаторы требуют привезти остаток, например, не менее 2-х литров. Как правило с остатком работают в сложных (горных) местностях. К сожалению, парёжки не было на этих соревнованиях.
Аэродромные задания на Чемпионате были разыграны практически полностью. Был короткий взлет (нужно взлететь как можно ближе к «препятствию»), была посадка по времени (посадка в зону на точность приземления строго в нулевую секунду с включенным двигателем). Стандартно, после выполнения маршрутного задания ставили посадку в зону на точность приземления с выключенным двигателем.
Резюме.
16-й Чемпионат Мира получился для нас напряженным, сложным психологически. Шесть экипажей в нашем классе шли «ноздря в ноздрю». Мы понимали, что любая оплошность в пилотировании или поломка техники, или любой другой форс-мажор безвозвратно откинет нас как минимум в середину списка. Тем не менее, мы выстояли и наш результат так же остался непоколебим.
Наши рекомендации молодым спортсменам, членам сборной команды остаются неизменными: работайте над своим результатом, постоянно улучшая его. Работайте с техникой, выискивая возможности для апгрейда.
Сравнивая свое состояние с предыдущими Чемпионатами (Чемпионат Мира 2016 – Англия, Чемпионат Европы 2017 – Венгрия), можно сказать, что напряжение растет. И мастерство спортсмена – это умение управлять своим внутренним состоянием, а задача – уметь переключаться на выполнение упражнения, быть 100 % сосредоточенным, быть каждую секунду здесь и сейчас.
Слетанность экипажа. Фактор – основополагающий. Четкое распределение обязанностей, уверенность друг в друге, поддержка в воздухе и на земле, настрой, кураж и тактика. Это то, что входит в это определение.
Техника. Все эксперименты и апгрейды делаем дома и до! Чемпионата России. Внутренний Чемпионат – это экзамен для техники.
Подводя итог, хочется сказать, что нет ничего невозможного. Радует стремление и упорство ребят – сборников. У нас «хромает» численность, во всем остальном мы наблюдаем стабильный рост. С каждыми соревнованиями, с каждым заданием, с каждым вылетом общекомандное мастерство растет. По-прежнему ждем свежие силы в свои ряды.
С уважением к команде
и ко всему происходящему вокруг нас,
Максим и Альфия Семеновы