Аварийная посадка на воду .

Случай, некоторым образом, связанный с посадкой на воду произошёл у меня в 1993 году.  Аэровизуальный осмотр и фотосъёмка оползневых участков береговой черты. Уровень воды высокий ширина пляжа – примерно полразмаха до осыпающегося песчаного склона. Высота склона метров 30. На пляже местами брёвна, ветки. Наверху – лес. Отказ двигателя. Снижаемся. Кратко обсудили с геологом сложившуюся ситуацию. Впереди от точки касания вижу берёзку, съехавшую сверху, да так и прижившуюся на берегу. Прикидываю – в процессе пробега зацеплю. Беру немного левее и сажусь в прибрежную волну, в расчёте на то, чтобы объехать берёзу. Глубину 10-15 см. я тогда ещё не воспринимал, как что-то серьёзное. Выравнивание, касание на минимально возможной скорости, «полный капот» - всё произошло быстро. Висим вверх тормашками. До берёзы – ещё штук пять таких посадок можно было сделать. Водичка «слава богу» только слегка касается шлемов. Надо отстегнуться. Сразу возникает мысль – а не перевёрнут ли замок на ремнях? Я ведь на нём вишу – отстегнуть не получится. Повезло – замки в правильном положении. Отстегнулись, выбрались. Прикинул - а если бы глубина воды была не 20 см. больше? Ничего не видишь, дышать нечем – элементарно можно захлебнуться, находясь почти на берегу.
До этого момента, летая над стометровой осыпью, уходящей в реку, я задумывался, в случае отказа – садиться на верху – на лес, или «переходить в режим подводной лодки»? Теперь такой вопрос для меня не стоит – однозначно на лес. Посадка будет не мягкая, но дышать будет можно.
 
Из опыта полетов на буксировке за катером в далекие семидесятые . Поплавочки из пенопласта на основание трапеции  и конец килевой трубы. Когда ротор от 25 метровых тополей бросил вниз , а катер был на подводных крыльях, отцепка на катере из морского узла,мой  замок отцепки который я судорожно пытался привести в действие не сработал, то набрал перед касанием воды побольше воздуха и надеясь на то что при ударе об воду фал порвется вместе с аппаратом ушел под воду,по свидетельству очевидцев как подводная лодка. Но узел оказался действительно морским и развязать его на ходу так и не смогли,  фал крепким и не порвался, катер тяжелым и пока смог остановиться мой аппарат достаточно глубоко нырнул и благодаря тому что место было глубокое не врезался в дно.Пока шел ко дну было очень неприятно, но когда аппарат остановился и начал потихоньку всплывать руки ноги голова работали и сверху становилось все светлее, стало легче. Когда вынырнул воздуха в легких  по моим ощущениям уже давно не было, попытался отцепить карабин подвески, но почему то мешал шлем,за что то цеплялся,ремешок шлема не расстегивался( да он и не застегивался, а ремешок продевался через планку регулировочную ) не знаю откуда взялись силы , вырвал ремешок сбросил шлем и только тогда с трех попыток отцепил карабин подвески  подплыл катер и меня вытащили. Жилета на мне не было, но была рубашка гидрокостюма, подвеска была простая. Вывод для дельтаплана: поплавочки , подвесная не кокон с минимумом цеплячих деталей, подвеска должна отцепляться от аппарата одной рукой, шлем легкий и сниматься тоже движением руки, нож как у аквалангиста. Ну и при прочих равных лучше приводняться в стоячую воду и как можно ближе к берегу, на середину даже спокойной реки лучше не приводняться ни на дельтаплане ни на дельталете, там даже поплавки дельталета не помогут течение и парус утянут на дно.(несколько лет назад на Иртыше лихой пилот решил попугать рыбаков и цепанул консолью воду, сам выплыл , аппарат уже наверное гдето в Обской губе)
 
  Наблюдал три случая утопления дельталётной техники в водах "Славного моря", и немного сам однажды тонул на парапенте.
  На парапенте: на посадке клеванты надо отпустить совсем... и освободившимися руками быстренько открутить контровку на подвесных карабинах. При приземлении купол по инерции улетит вперёд и это хорошо... быстренько отцепляемся от буксировочной верёвки и купола... и сваливаем подальше от всех этих верёвок... в противном случае даже стопорез не поможет.
  На простом дельте: посадка поближе к берегу практически в штатном режиме.
  На мотодельте: в одном случае пилот Димон недотянул до берега метров 15 и сел с режима максимального вывешивания на скорости около 50кмч. Касание и практически мгновенный капот. Дельтик встал на носовой узел и переднюю стойку и завалился на правую консоль, это на глубине 1.5 метра... пилота при капоте и вхождении носовой части крыла в воду прижало трапецией к сиденью... в общем с помощью подоспевших очевидцев его добыли из конструкции достаточно быстро... но всё могло выглядеть значительно более печально на большей глубине...
  Поэтому на основании полученного опыта была разработана методика приводнения... которую практически применил следующим летом уже другой экипаж...
  При отказе двигателя Буран, необходимо максимально близко подойти к береговой черте... на планировании заблаговременно отстегнуть ремни и приготовиться к покиданию... на высоте полтора метра из режима выравнивания-выдерживания покинуть борт... и выплывать на берег.
  Этот номер был практически применён успешно Жекой Лузовым... и данная метода общим собранием народного хурала была утверждена как основная.
 
Полностью согласен с Байкалом. Результаты трех таких посадок видел лично, правда, без покидания экипажем  борта до касания воды. При касании воды задними колесами дельт совершает мгновенный кувырок, фонтан воды удушая бьет в лицо, трапеция со всей дури бьет в грудь. Во всех трех случаях пилоты были пристегнуты. Двоим повезло- сели на мелководье, третий долго шел ко дну ( глубина около 60 метров), пытаясь отстегнуться или вылезти из ремня. Мешал непродуваемый комбинезон, при попадании в воду надувшийся пузырем как спасжилет. Как отстегнулся - уже не помнит. Зато его пассажир-учлет  во время аварийного планирования отстегнулся (просто сидеть и ждать скучновато  😉) и при ударе вылетел в воду, чуть не сломав боковую стойку трапеции и передний пилон. Сняв шлем и используя его как поплавок, ждал пока вынырнет инструктор. Попытки нырнуть ему на помощь пресекал такой же комбинезон, точнее, воздух в нем.
Однако, прыжок с  аппарата до его касания воды значит удар тела об воду на скорости около 60 км/час... 😱
 
Вот здорово! Самая путняя ветка! Получается, перед касанием, лучшим вариантом будет отстегнуться пассажиру и пилоту. Наличие жилета - я без него, ни сам, ни с пассажиром не полечу. Случаи приведенные уважаемыми коллегами были с колесами. Аппарат идет на дно, а если с поплавками? Переворот и висим вверх ногами под водой. Поплавки не дают опуститься на глубину. Пассажир отстегнутый вылетает вперед, а если оба остегнуты - как полетят? Все думаю про трапецию, она зараза будет прижимать к сидению. Когда висел между деревьями, и то минуту выбирался, висел нормально в горизонте, ручка прижата к рамке сидения я в зимней непродувайке.  А если под водой и вверх ногами? И вопрос, в каком случае аппарат на поплавках может перевернутся? Хоть тренажер строй 🙂
Мужики пишите, опыт то у вас большой.
 
Мне кажется, перевернуть поплавковый дельт сложно, но можно. Если выдрючиваться на предельно малой высоте и зацепиться консолью- раз. Если садиться вдоль волны- два. Сам, правда, еще не кувыркался, но как говорится, был близок... 😉.
В полете пристегиваюсь, а если что- расстегнусь.
 
покойный Том Грив советовал заранее отстегиваться и прыгать с высоты пары метров в воду
 
Такая же фигня, очень не люблю вдоль волны кататься, хватило пару раз чтобы понять что это такое. Выдрючиваться не буду, а вот про другую застежку на ремне подумаю. А сам, когда летал с колес, старался над заливом не кружить. Если только на высоте, чтобы дотянуть до берега. Начинаешь снижаться, и очень тревожное чувство появляется 🙂 Так и представляешь как колеса упираются в воду, бррр. А на поплавках на оборот, над лесом тянешь :~) ввысь.
 
А если на воде штиль, и видны облака, когда прыгать? Ориентира нет или далеко. Конечно это редкий случай.
 
Или вставлять разрывное звено при полетах на воде при обычных ремнях.
Минус этой конструкции в том, что в ситуациях, когда ремень должен выдерживать прегрузку, он это перестает делать. Мне больше всего нравилось решение, примененное Женей Новинским - с ручкой отстегивания замков у пилота, с двумя боуденами, проведенными к замкам пилота и пассажира.
Он всегда пристегивал ремни, и тянул эту ручку перед посадкой на воду, на глиссаде, на высоте метров 30.
Его опыт в смысле покидания был - 2 переворота на гидродельте, так что он много думал над этой проблемой 🙂.
При этом, 1) не надо менять ремни при перестановке с поплавков на колеса, и 2) ремни штатно удерживают в ситациях типа аварийной посадки на землю (на поплавках), при столкновениях с препятсвиями, при применении спассистемы, и.т.д.
 
Вот здорово! Самая путняя ветка! Получается, перед касанием, лучшим вариантом будет отстегнуться пассажиру и пилоту. Наличие жилета - я без него, ни сам, ни с пассажиром не полечу. Случаи приведенные уважаемыми коллегами были с колесами. Аппарат идет на дно, а если с поплавками? Переворот и висим вверх ногами под водой. Поплавки не дают опуститься на глубину. Пассажир отстегнутый вылетает вперед, а если оба остегнуты - как полетят? Все думаю про трапецию, она зараза будет прижимать к сидению. Когда висел между деревьями, и то минуту выбирался, висел нормально в горизонте, ручка прижата к рамке сидения я в зимней непродувайке.  А если под водой и вверх ногами? И вопрос, в каком случае аппарат на поплавках может перевернутся? Хоть тренажер строй 🙂
Мужики пишите, опыт то у вас большой.
Тема интересная и спорная. В основном народ излагает свои мысли из услышанного или увиденного и не многие из пройденного. Можно много рассуждать на эту тему-но когда реально оказываешься в такой ситуации-первыя мысль приходит-только бы не запутаться в ремнях-тросах-тряпках.. А какие ощущения-когда видишь солнышко над головой через это все и не можешь отцепиться..и воздуха не хватает...УХ! Все равно это дело случая ,можно только анализировать как будет -а на деле неизвестно как вылетаешь и за что цепляешься и ломаешь.А если еще и в полной аммуниции...с сапогами и в теплой одежде.. Аппарат действительно не тонет -только в перевернутом положении и если вынырнул-можно цепляться за поплавки.Проводить инструктаж с пассажиром-это все бестолково-в критической ситуации  все забывается и он начинает просто дергаться и пытаться вылезть на поверхность. Какие там замки-и тем более где они там находятся..У меня было несколько переворотов с учениками-по разным причинам-мое мнение нужна система-отстегивания при определенной нагрузке-мы использовали ремни на липучках-для пассажира-кот. цеплялся за спас.жилет пилота .Пилот не пристегивался,хотя тоже можно было ставить ремни.Да-когда вылетаешь-можно и без единой царапины-а можно и нос сломать или еще чего...Все равно это решать  каждому-как он видит все это ну и принимать правильное решение 🙂 Удачи Вам всем и хорошего наступившего Года! С уважением. А.С.
 
Минус этой конструкции в том, что в ситуациях, когда ремень должен выдерживать прегрузку, он это перестает делать

Идеального нет ничего в этом мире...
Ремень работает не на положительную, а на отрицательную перегрузку. В полете отрицательная перегрузка на дельте - опасное явление полета. Но при столкновении на поплавках с водой - самое то, чтобы рваться. Сам испытал, поэтому рекомендую.

Минус системы Новинского в том, что там участвует человеческий фактор: например на взлете, когда руки заняты, переворот - тут и нужна автоматика в виде разрывного звена.
А так ремни при полетах на воде - только чтобы не вывалиться или не вытряхнуло при болтанке.

P.S. Это касается только поплавкового варианта. На колесах нужны нормальные ремни, желательно четырехточечные.
 
Из всего прочитаного :касаться воды на минимальной скорости,
а лучше на парашютирование т.е сделать срыв.
Иметь связь с пассажиром
Покинуть аппарат до касания,если пасадку делаешь по стандартной траектории.
 
Вы играли в "Русскую рулетку"?
Вынужденная посадка на воду на дальталёте с колёсным шасси доставит Вам не меньшее наслаждение! 😱

А если серьёзно, возможно всё, во что верите.

Вот года два или три назад. Знакомый пилот летал тёплым летним вечером, наслаждался видами окрестностей и красками солнца, опускающегося в дымку на горизонте. Летал один. Мотор встал над неглубоким озером. Кругом лес, а на берегу где нет леса - высоковольтная линия.
Крыло большой площади (Небо-18), тележка лёгкая (балочная). Под провода "нырять" не стал - просека заросшая и побоялся зацепить ЛЭП (на земле уже лежала тень). Подкрался поближе к берегу, в воздухе отстегнул шлем и сам отстегнулся, выдерживал аппарат над водой на малой высоте до срыва и, метрах в пятидесяти от берега, устроил "большой плюх".
Место приводнения оказалось умеренной глубины. Как раз чтобы не войти в донный ил при заныривании и не вспоминать про "Титаник" и его пассажиров. Метра три с половиной. Вынырнул сразу, шлем снял в воде и, как ныряльщик ценную раковину, цепко держал в руке при выныривании. От куда-то взялся ошалевший от такого "номера" рыбак на резиновой лодке, который принял на борт от потерпевшего шлем, ботинки и ещё какие то вещи, мешающие проведению спас работ.
Надо отметить, что знакомый обладает редким здоровьем, выдержкой и хорошо держится в воде. Вода была тёплая. Подныривая он сразу попытался отсоединить крыло от пилона, но узел заклинило и даже применение инструмента под водой не дало результат. Как ни странно, но все повреждения аппарат получил при вытаскивании тросом на берег за машиной. Темнело и команда помошьников поторопилась с извлечением аппарата из воды.
Когда я его расспрашивал о подробностях - почему решил не садиться на берег под провода, отстегнуть шлем и прочее, он ответил: "Я помню как ты рассказывал, что летали на море без шлемов и без ремней... Да нет, не растерялся... Забавно, как в замедленной съёмке - я его выдерживаю над водой, всё жду, жду, когда же он сорвётся, кажется будто аппарат завис в воздухе!"
В общем, всё закончилось благополучно.

К месту будет сказать, что я ему рассказывал, как меня в Ялте "крестили" полётами на поплавках на дельталёте.
В первом же вылете (я на пассажирском - сзади) на посадке с попутным свежим ветром под углом к волне уткнулись носом одного поплавка в неё родную. Занырнули как два баклана за сардинами 🙂
Летали в "бонданках", а ремни с тележек были директивно демонтированы при установке на поплавковое шасси. Наша "рыбалка" случилась в полутора километрах от берега. Я, помню, занырнул метров на шесть, но как - не помню. Аппарат не пострадал от двух пролетавших сквозь него "корсаров", но изрядно был "покривлён" при транспортировке на берег за катером.

Ещё на память приходит случай (он не единственный, я знаю ;D) когда терзаемый любопытством экспериментатор сиганул "солдатиком"с дельталёта в воду на 70 км/ч.
Физика сделала своё "чёрное" (в буквальном смысле) дело. Первыми воды коснулись ноги, затормозились, а тело по инерции плашмя приложилось об поверхность. Рассказывали, что передняя половина тела была похожа на баклажан (сизо-чёрный синяк). По моему, лицо защитил шлем ЗШ-5 со стеклом(?)

Желаю всем безаварийных посадок в воду!
 

Вложения

  • ________________003.gif
    ________________003.gif
    11,5 КБ · Просмотры: 143
Назад
Вверх