http://www.hitechno.ru/event1.htm
1 декабря 2003 года состоялось заседание Регионального координационного совета по науке и научно-технической политике при Губернаторе Калужской области, на котором рассматривался вопрос о перспективах использования наукоемких технологий для переработки бурых углей месторождений Калужской области.
Обострение борьбы на мировом нефтяном рынке сегодня никого не удивляет. По оценкам экспертов, нефтяные ресурсы планеты могут быть исчерпаны уже в течение ближайших десятилетий. Ведущие мировые державы и транснациональные корпорации решают сегодня стратегическую задачу по установлению контроля над наиболее перспективными нефтяными месторождениями.
На этом фоне актуализировалась задача внедрения в промышленную эксплуатацию передовых технологий по получению жидкого синтетического моторного топлива из угля, разведанные запасы которого в состоянии обеспечить потребности планеты еще несколько сотен лет.
Именно по этой причине обсуждение проблемы альтернативных источников топлива и энергии станет одной из важнейших тем 5-го Международного Форума «Высокие технологии XXI века». В преддверии Форума 1 декабря 2003 года в здании Администрации Калужской области состоялось заседание Регионального координационного совета по науке и научно-технической политике при Губернаторе Калужской области, на котором рассматривался вопрос о перспективах использования наукоемких технологий для переработки бурых углей месторождений Калужской области. Вел заседание губернатор Калужской области А.Д. Артамонов.
Характерно, что инициатива рассмотрения важнейшего для российского народно-хозяйственного комплекса вопроса поддержана на калужской земле – родине Циолковского, гениальные идеи которого проложили для нашей страны и мира дорогу в космос, дав толчок к созданию ракетных технологий.
Вот и в данном случае российский регион, в недрах которого имеются значительные запасы угля и в котором сосредоточены технологический и интеллектуальный потенциалы, готов развить инициативу, способную в дальнейшем вылиться в создание новой, конкурентоспособной отрасли На этом фоне актуализировалась задача внедрения в промышленную эксплуатацию передовых технологий по получению жидкого синтетического моторного топлива из угля, разведанные запасы которого в состоянии обеспечить потребности планеты еще несколько сотен лет.
На заседании были отмечено, что постоянное увеличение человеческой деятельности ведет к росту количества технических средств, используемых моторное топливо. В обозримом будущем ему даже не прогнозируется альтернатива. Поэтому проблема увеличения ресурсов моторного топлива будет актуальна и в долгосрочной перспективе. В условиях России наиболее перспективным сырьем для производства синтетического жидкого топлива (далее СЖТ) является уголь как самый распространенный вид горючих ископаемых.
В ближайшие годы прогнозируется развертывание массового производства СЖТ из твердых горючих ископаемых как экологически чистых жидких углеводородных энергоносителей. Необходимые предпосылки для развертывания массового производства СЖТ уже сформированы, имеется разносторонний научный и промышленный опыт, история проблемы насчитывает около ста лет. В настоящее время мировое производство СЖТ уже доведено до 20 млн.т/год. В стадии проектирования и строительства находится еще около 50 объектов с суммарной производительностью по СЖТ около 300 млн.т/год. Лидерами в этой области являются ЮАР, США и Германия. Активно занимаются этой проблемой Япония, Китай и Индия.
На территории Калужской области сконцентрировано около 25% всех запасов бурых углей Подмосковного угольного бассейна. Балансовые запасы бурого угля месторождений области составляют 1,238 млрд.т. К настоящему времени разведано четыре месторождения с балансовым запасом в 523 млн. тонн угля. Из них наиболее разработано Сердейское месторождение в Сухиничском районе области, где активно работает шахта (ЗАО «Калужское»).
В настоящее время кооперацией ведущих российских организаций разработана экономически более эффективная универсальная технология переработки угля методом гидрогенизации под невысоким давлением водорода, позволяющая рентабельно производить из бурых и низкосортных углей высококачественные бензин (соответствующий современным европейским стандартам), дизельное и реактивное топлива и другие продукты углехимии.
Новая технология является очень гибкой в отношении к используемому сырью. Так, при незначительных изменениях схемы в переработку могут вовлекаться угли различного состава, нефтяные остатки, отдельные нефтяные и каменноугольные продукты и их смеси. Это позволяет решить сырьевую проблему при наличии малоэффективного сырья (например, высокозольных углей). Эта же технология позволяет производить и глубокую переработку нефти.
Сдерживающими факторами переориентации сырьевой базы производства жидких топлив с нефти на уголь являлись, в основном до настоящего времени, экономические и экологические факторы, что удалось устранить разработанной в России уникальной каталитической системой (позволила существенно снизить технологическое давление) и привлечением атомной энергетики в эту проблему.
Наиболее существенное повышение эффективности переработки угля может быть достигнуто при использовании высоконадежных, экологически безопасных ядерных реакторов на быстрых нейтронах (типа БН) в составе промышленного комплекса для энергообеспечения и интенсификации технологического процесса получения СЖТ. Это позволит резко сократить эксплуатационные затраты (на 30%), улучшить экологическую обстановку, снизить потребление промышленного кислорода, уменьшить площади отчуждаемых ландшафтов в районе добычи и переработки угля.
Разработана техническая документация по созданию типовых атомных энерготехнологических комплексов (далее АЭТК) экологически чистого производства СЖТ мощностью 500.000 и 3.000.000 т/год. Указанная технология апробирована в течение достаточно длительного времени с положительными результатами и экономической эффективностью на углях различного качества на Опытном заводе СТ-5 (г. Венёв, Тульская обл.).
Для создания производства мощностью 500.000 т моторного топлива в год потребуются инвестиции в объеме, эквивалентном 240 млн. долларов США. Цена моторного топлива составит в эквиваленте около 150 долларов США за тонну, что существенно ниже (250 долларов США за тонну) получаемого традиционным путем из нефти и зарубежных аналогов. Срок окупаемости инвестиций не превысит шести-семи лет.
Вопрос о применении высоких технологий для получения синтетического жидкого топлива будет подробно обсуждаться на одном из секционных заседаний пятого Международного Форума «Высокие технологии 21 века».
Однако, о заводе в Веневе я никакой информации не нашел. А вообще интересовалсчя этой темой недавно, с 1 кг нашего золистого влажного угля получается 420 литров жидких углеводородов. Очень неплохо, кстати ведь можно и древесину и траву и торф применять, т.е. вместо биогаза - "искуственный" мазут