Чувствительность приемника. Как понять?

Energy_ML

Крылья, ноги... Главное-хвост!!!
Откуда
Королев
В настоящее время для "авиасвязи" (не в авиадиапазоне) использую радиостанцию Alinco-DJ195. У неё в ТТХ чувствительность указана как 0,25мкв (12db SINAD). Планирую переход на авиационную радиостанцию (Какую именно -еще не решил). У некой радиостанции указано как 0,8мкв (6db SINAD). У другой - 0.4 мкВ (12 дБ SINAD). Как эти характеристики между собой сравнивать? Тупо скажем 0,4/0,25=1,6 раза хуже чувствительность? У другой - 0,8мкв, но 6дб. Понимая, что шкала децибелл логарифмическая требуется какой-то хитрый пересчет? Можно ли вообще посчитать скажем -есть передатчик некой мощностью и приемник с некой чувствительностью. На каком расстоянии от него будет уверенный прием при прочих идеальных вещах? Сама станция Alinco-DJ195 довольно таки устаревшая. Лет как минимум 15 эксплуатируется. Почему у более современных и дорогих моделей авиационных радиостанций этот параметр даже хуже? Казалось бы должен быть даже лучше с учетом резкого роста качества электроники. Или "мертвому припарки" и на конечную уверенность приема влияет совершенство антенны, её согласование и КСВ? Ну и мощность передатчика конечно же и его антенна. Можно даже не парится насчет этих цифр?
 
Качественная настроенная антенна и малое затухание в кабеле, если он достаточно длинный (скажем, более 5м) играют ключевую роль. Цифры в описаниях радиостанций достаточно условны.
 
Energy_ML
Берите конечно с наименьшими цифрам МКВ и помощней, а так все относительно . Как то гнал самолет ребятам так станция с 300 м /ЕАСУ кажется/брала аж 80 км. Многое зависит от антенны , даже погоды.
 
Вообще-то у всех хороших приемников, чувствительность примерно одинаковая. Она определяется шумами 50-омного резистора, подключенного в антенному входу. Разница лишь в способах измерения чувствительности. Одни фирмы измеряют чувствительность как сигнал на входе при котором на выходе отношение сигнал к шуму рано: И тут разнобой. Кто берет 6 дБ, кто 12 дБ, кто 20 дБ. Да еще надо учитывать глубину модуляции АМ сигнала. Некоторые измеряют при 30% модуляции, другие при 100%. В общем каждый привирает под себя. Если всех их измерять одним и тем же способом, то получится примерно одинаковая цифра. На самом деле, если чувствительность меньше 1 мкВ, то это уже хороший приемник. Предельную чувствительность все равно не удастся получить практически никогда. На самолете, есть еще помехи от двигателя. Они могут существенно ограничить чувствительность. Для борьбы с помехами включается система шумоподавления, но она то же уменьшает чувствительность до фактического уровня шумов. Кроме двигателя, создают помехи всякие преобразователи, например для питания авиагоризонта, даже обычные блоки питания для телефонов. На самом деле, как тут уже указывали, чувствительность приема в основном определятся качеством антенны, ее согласование с приемником, и ее расположением на самолете. Обычно антенну выносят подальше от двигателя, ставят позади кабины. Короткие антенны, применяемые в носимых рациях, ухудшают чувствительность сразу раз в десять. Наилучшими характеристиками обладает четверть волновой штырь, и то если он правильно согласован с антенным кабелем. Его длина около 50 см. (С учетом коэффициента укорочения). Более сложные антенны в авиации не применяются из-за своей громоздкости.
 
Почему вдруг не применяются? Есть антенна Музыченко. Ну насчет авторства - нет конечно же такого.... Но там полуволновой вибратор. Коэффициент усиления несколько лучше, чем у четвертьволнового вибратора (вместо шара - сплюснутый тор - передача больше по сторонам). При частоте этак 128 мегагерц её длина будет около 1,2 метра. При большом желании можно разместить на мачте дельталета. Еще немного получше -антенна 5/8 лямбда (тор более плоский). Тоже можно в пределе разместить. На крупных самолетах (а-ля Ан-2 и проч.) вообще норм. На аэродроме вообще нет никаких ограничений и там для конкретной частоты аэродрома можно рассчитать колинеарную антенну с высоким коэффициентом усиления вплоть до 12-14dbi. Правда при этом будет "штанга" длиной метров 5. Сие как будет эффективно передавать все по горизонтальной плоскости.... так и лучше принимать слабый сигнал с воздушного судна.

По поводу чувствительности - может в целом и если выше, чем 1мкв - то уже хорошо, но хотелось бы, чтобы было еще меньше, чем у Alinco-DJ195. но такого чего-то не нахожу нигде. Да и вроде говорят, что чтобы достичь еще более крутой чувствительности - уже пляски со специальными компонентами и охлаждением усилителя.

Насчет шумов - что там может шуметь на сотнях мегагерц? Всякие там блоки питания и проч -явно работают на меньших частотах на пару-тройку порядков.
 
Насчет шумов - что там может шуметь на сотнях мегагерц?

Шумит в радиоприемнике всё.
И входной транзистор., и резисторы, и конденсаторы, и входные цепи, и даже антенна.
Из всего этого сильнее всего шумит транзистор который на входе приемника.
А еще шумит и сам эфир.
Тут и промышленные шумы, и атмосферные, и космические кроме искусственно созданных шумов человеком дабы усложнить условия приема всяким нехорошим мальчикам.

Шумы в приемнике связаны с температурой.
Чем выше температура, тем сильнее уровень шума.
И, как правильно тут заметили, радикальный путь снижения шумов это снижение температуры входного каскада до примерно 5 - 10 градусов Кельвина.
С внешними шумами можно еще бороться путем сужения полосы пропускания приемника.
Но тогда уменьшается полоса самого принимаемого сигнала.
При амплитудной модуляции с точки зрения узости полосы пропускания наилучшими показателями обладает связь на одной боковой полосе.
Можно попробовать и одну боковую полосу с частично подавленной несущей.
Хотя на высоких частотах организовать такую связь весьма проблематично.
Поэтому на высоких частотах применяют частотно модулированный сигнал. На высоких частотах внешних шумов значительно меньше, но полоса приемника также пошире.
Короче, доступные радиостанции практически подошли к своему пределу по шумам.

Выход один - применять хорошо согласованную антенну и размещать её так, чтоб обеспечить наилучшую чувствительность по полю.
 
Почему вдруг не применяются? Есть антенна Музыченко. Ну насчет авторства - нет конечно же такого.... Но там полуволновой вибратор. Коэффициент усиления несколько лучше, чем у четвертьволнового вибратора (вместо шара - сплюснутый тор - передача больше по сторонам). При частоте этак 128 мегагерц её длина будет около 1,2 метра. При большом желании можно разместить на мачте дельталета. Еще немного получше -антенна 5/8 лямбда (тор более плоский). Тоже можно в пределе разместить.
Ест еще кабельный полуволновой вибратор. Отлично работает на ЛА с пластмассовыми корпусами. Для него не нужен корпус или противовес. У меня в АС4-115 такой стоит. Штатная антенна Авиастроителя. Дальность связи раза в два больше чем со штатной Айкомовской антенной. Может и больше, но дальше пока не залетал...
 
Ест еще кабельный полуволновой вибратор. Отлично работает на ЛА с пластмассовыми корпусами. Для него не нужен корпус или противовес. У меня в АС4-115 такой стоит. Штатная антенна Авиастроителя. Дальность связи раза в два больше чем со штатной Айкомовской антенной. Может и больше, но дальше пока не залетал...
А поподробней или ссылочки на эту антенну можно. А то незнаю прям что на свою скорлупку поставить.
 
Шумит в радиоприемнике всё.
Имеется ввиду вот это:
Для борьбы с помехами включается система шумоподавления, но она то же уменьшает чувствительность до фактического уровня шумов. Кроме двигателя, создают помехи всякие преобразователи, например для питания авиагоризонта, даже обычные блоки питания для телефонов.
Даже если там есть какие-то импульсные БП и прочее -то скорее всего могут работать на нескольких десятках килогерц. Но не на сотнях мегагерц. Что в двигателе может шуметь? Разве что искра - а у неё цикличность - ну до 30тыс. импульсов в минуту.
 
Чем ко
Даже если там есть какие-то импульсные БП и прочее -то скорее всего могут работать на нескольких десятках килогерц. Но не на сотнях мегагерц. Что в двигателе может шуметь? Разве что искра - а у неё цикличность - ну до 30тыс. импульсов в минуту.
Чем короче импульс, тем шире его спектр.
Чем круче фронт импульса, тем шире его спектр.
И в том и в другом случае имеется ввиду гармоники основной частоты.
А у одиночного импульса теоретически бесконечный спектр, в котором гармоники резко убывают по амплитуде.
Например, одиночный грозовой разряд сильно поганит радиоэфир от сверхдлинных волн до огромных мега Герц.
 
Чем ко

Чем короче импульс, тем шире его спектр.
Чем круче фронт импульса, тем шире его спектр.
И в том и в другом случае имеется ввиду гармоники основной частоты.
А у одиночного импульса теоретически бесконечный спектр, в котором гармоники резко убывают по амплитуде.
Например, одиночный грозовой разряд сильно поганит радиоэфир от сверхдлинных волн до огромных мега Герц.
👍 👍 Да... уж эти гармоники. Помню будучи студентом расписывали эти ряды Фурье в несколько страниц . Думал "крышу снесет"...🤣
 
Ест еще кабельный полуволновой вибратор. Отлично работает на ЛА с пластмассовыми корпусами. Для него не нужен корпус или противовес. У меня в АС4-115 такой стоит. Штатная антенна Авиастроителя. Дальность связи раза в два больше чем со штатной Айкомовской антенной. Может и больше, но дальше пока не залетал...
Расскажите где взять полуволнлвой вибратор и как его присобачить на пластиковый самолет
 
Расскажите где взять полуволнлвой вибратор и как его присобачить на пластиковый самолет
Вообще-то тут где-то есть подробное описание кабельной антенны. Делается она из коаксиального кабеля. С него снимается изоляция на длину четверти волны - это примерно 54 см (с учетом коэффициента укорочения = 0,9) плюс 10-15 см запаса. Потом оплетка аккуратно заворачивается назад по изоляции, и оставляется длина обратного слоя оплетки 54 см. Голая центральная жила (в изоляции) оставляется то же на длину 54 см. На кабеле, с другой стороны устанавливается ВЧ разъём подходящий под радиостанцию. Обычно, либо БНЦ, либо СМА. Вот и все. Важно, что бы весь диполь - оплетка плюс центральная жила - представлял собой прямую линию. И все это располагается в корпусе, подальше от всяких металлических деталей, особенно протяженных -труб и т.п. В принципе на важно в какой позиции. Важно что бы крепилось все к корпусу не металлическими деталями. Например - стяжками. У меня в планере стоит горизонтально, а дальность связи заметно больше чем со штатной короткой антенной. Проверял - в два раза, дальше пока не залетал. Кстати, нельзя привязывать такую антенну к металлическим растяжкам.
 
Последнее редактирование:
Глупый вопрос но насколько прямую.. Сильно ли повлияет на связь если линия будет не прямой эллиптической немного
В принципе, некоторые отклонения от прямой линии не сильно повлияют на характеристики антенны. Ну, например, если отклонение от прямой не превышает 10% от длины диполя. Но, вообще это предмет исследований. Если невозможно расположить диполь прямолинейно, то тут без моделирования антенны и ее испытания, невозможно предсказать результат.
 
Не понимаю зачем такие сложности с устройством антенн, тем более, что её (по хорошему) необходимо согласовывать с входным каскадом приёмника иначе ни о какой чувствительности в 1мкв и выше, получить не возможно. Да и зачем лезть в эти дебри? Не проще ли увеличить мощность передатчика, с помощью УМ?
И таки да, не забывайте регистрировать свои радиостанции. Времена сейчас не простые.
 
Не проще ли увеличить мощность передатчика, с помощью УМ?
Сильно мощный все-равно на борт не возьмешь. Типичная радиостанция допустим имеет мощность 5-6Вт в режиме передачи. Уже прилично. Допустим стоит аккумулятор в 7,2В и 2200 мА*ч. Его хватит на 2,5 часа работы (ток 0,83А). Ну меньше с учетом КПД, работы экрана и прочей электроники станции, подсветки кнопок и снижения напряжения при разряде аккумулятора. Далее -есть такой параметр как КСВ - и чем ближе он к 1 - тем лучше. На хороших антеннах порядка 1,1 можно достичь. То есть 90% излучается, а 10% нет. При весьма плохом КСВ = 2...3 (хреновая, несогласованная антенна) и более -считай что бОльшая мощность не излучается эффективно, а идет по всей видимости на что-то другое (не специалист - но может предположу на нагрев вых. каскада усилителя). При увеличении мощности наверное для рации будет не очень хороший режим работы. Описанный диполь и так симметричен и согласован (обеспечивается волновым сопротивлением антенного кабеля и рассчитанными длинами антенн диполя для данной длины волны.

Недостаток такого диполя - сильная привязка к длине волны и рост КСВ по сторонам от неё. То есть "свой" аэродром слышишь отлично, но полетев на чужой (где другая частота приема/передачи), антенна будет работать заметно хуже (может даже в разы). См пример для 27МГц.
SWR.jpg
 
Не понимаю зачем такие сложности с устройством антенн, тем более, что её (по хорошему) необходимо согласовывать с входным каскадом приёмника иначе ни о какой чувствительности в 1мкв и выше, получить не возможно. Да и зачем лезть в эти дебри? Не проще ли увеличить мощность передатчика, с помощью УМ?
И таки да, не забывайте регистрировать свои радиостанции. Времена сейчас не простые.
Мощность можно увеличить хоть в 10 раз, хоть в 100 раз.
Это будет означать, что Вас услышат на более дальнем расстоянии.
Но какой толк от этого лично для Вас?
Вы со своей малой чувствительностью приемника не услышите ответа.

И не забывайте, что тема о чувствительности приемника, а не о выходной мощности передатчика.
 
А что толку, если Вас не услышат? Эта тема, как и многие другие на этом форуме, весьма надуманная, т.к ТС не обозначил как и с кем он собирается организовать радио связь. Если нужен радиообмен с аэродромом, то подойдёт любая носимая радиостанция мощностью в 5вт. с нужным диапазоном. Сейчас летать негде, повсюду "ковёр", вот где печаль.
 
Назад
Вверх