Роль Валерия Михайловича Рыцарева в возрождении Новосибирского АТСК в 1976 году действительно велика.
Году в 1972-м - 1973-м в воздухе загорелся самолёт - буксировщик Як-12. Пилоты посадили его в сторонке и спокойно пошли к старту. Навстречу бежали спортсмены с огнетушителями. Но пилоты им сказали - бесполезно. Так и сгорел самолёт. По этой причине аэроклуб закрыли. Чтобы его открыли снова, надо было выполнить несколько условий Покрышкина: иметь ангар для планеров и четыре - шесть вакансий для лётчиков и техников.
Рыцарев работал в Институте теоретической и прикладной механики Сибирского отделения Академии наук СССР. Народу в Институте - человек 800. На его базе Рыцарев создал первичную организацию ДОСААФ численностью 1000 человек. Только на базе такой крупной организации можно было создать авиационно-технический спортивный клуб (АТСК). Летний отпуск 1976 года Рыцарев провёл в Москве, в ЦК ВЛКСМ. Выпрашивал вакансии для лётчиков и техников. Наверное, не все помнят, что в СССР инфляции не было, были фиксированные цены по всему необъятному Советскому Союзу. Всё планировалось Москвой. Нельзя было нанять рабочего, если нет соответствующих квот, выделяемых сверху. Рыцарев так мне описывал процесс выпрашивания квот: "Меня пинками выгоняют из кабинета и закрывают за мной дверь. Я залезаю в кабинет через окно". В конце концов Тяжельников (первый секретарь ЦК ВЛКСМ) сказал: "Дайте шесть квот этому рыжему бородатому, а то он парализует работу всего аппарата ЦК!"
Ангар мы начали строить уже в октябре - ноябре на морозе и пронизывающем ветру. Было примерно десяток спортсменов, летавших на планетах в закрывшемся аэроклубе и десятка два новичков. Рыцарев организовывал не половину, а процентов 90 всех дел: добывал стройматериалы, подвальное помещение для аэроклуба, квартиры и комнаты для лётчиков, автомобили и прочее. Завод "Сибпродмонтаж" с трудом согласился сварить фермы перекрытия ангара при условии, что им дадут рабочих - Рыцарев отправил туда меня - студента проходить технологическую практику. А я ведь не горел желанием месить грязь в робе сварщика. Нужны были деньги - Рыцарев уговаривает руководство соседнего Института цитологии и генетики и наш аэроклуб получает деньги за опыление экспериментальных растений в теплицах Института самолётами-буксировщиками.
Тяжелее всего Рыцареву доставалось жильё для пилотов и техников. Возможно, для этого на базе Новосибирского АТСК была создана Юношеская планерная школа (ЮПШ). Много талантливых ребят прошло через неё. А Рыцарев уже мог говорить в кабинете руководителя Бердского горисполкома: "Если Вы не дадите мне квартиру для начальника аэроклуба, мы вынуждены будем закрыть ЮПШ и сотни трудных подростков выйдут на улицы Бердска!" С трудом, но срабатывало.
Валерий Михайлович не был жёстким человеком. Возможно, поэтому он не брал власть твёрдо в свои руки, а допускал излишнюю демократию. Перед еженедельными заседаниями руководства АТСК его жена Светлана (тоже, кстати, планеристка) открывала холодильник, показывала запотевшую бутылку водки: "Это тебе, придёшь после заседания - снимешь стресс".
Регулярные полёты со спортсменами в АТСК начались в 1978-м году. Старым (тем, кому за тридцать) спортсменам было нелегко пройти строгую медкомиссию. Рыцарева подводило зрение. Ему пришлось лечь в госпиталь ЦНИИАГ, чтобы улучшить зрение. После операции он мне признавался: "Лучше ослепну, чем второй раз сяду в операционное кресло". После перенесённой операции Рыцарев прошёл-таки честно медкомиссию, но от полётов его отстранил начальник аэроклуба. После этого Валерий Михайлович прожил месяца три-четыре.
Самолёт Ту-104, прилетевший к юным планеристам на Бердский аэродром, лётное обмундирование, трёхразовое питание - небольшая часть того, что сделал Рыцарев. Ещё есть аэродинамическая труба в Институте теоретической и прикладной механики, недоделанная диссертация по генераторам вихрей на передней кромке крыла, ежегодный легкоатлетический кросс памяти Валерия Рыцарева. А главное - десятки людей, которым Валерий Михайлович помог найти свой путь в небо. Для них Рыцарев действительно значит многое.
Ну и для справки: родился Валерий Михайлович 23 февраля 1943 года в семье офицера-танкиста и лётчицы По-2, закончил Московский авиационный институт. Там он пристрастился к планеризму. Распределился в ИТПМ СО АН СССР потому, что в Новосибирске был планерный клуб. В начале октября 1980 года Валерий ушёл от нас.