Эксплуатация обшивки крыла дельталёта!

Апогей-16М

Я люблю летать.... везде и всегда!
Хотелось бы поднять вопрос о правильной эксплуатации обшивки крыльев для дельталётов!Многие пилоты,использующие такую технику не задумываются о том, "как себя ведёт ткань", ну например,на морозе, при складывании,как её мыть и чем, насколько ей вреден "солнечный загар",дождь (может быть и кислотный) и тд и тп.Есть какие-то советы и рекомендации? 😉 Давайте поделимся своим опытом!

Вот и первый вопрос:Подскажите, какие могут возникнуть проблемы в ходе длительного хранения лавсановой обшивки?

Длительное хранение лавсановых и дакроновых крыльев ничем не грозит.Лишь бы оно было правильным!Имеется ввиду:сухое помещение,без большого перепада температур в короткий промежуток времени(воизбежании образования,трудно отмываемых, пятен опрелостей или плесени)!Бояться надо грызунов,особенно крыс!!!Они любое препятствие проходят сквозь него!Мышки тоже любят пощёлкать зубками по ткани и (!) плёнке!Поэтому крылья и паруса надо хранить на верху или как можно выше!Ни в коем случае не  в зернохранилищах или просто рядом с продуктами!После дождя или росы паруса необходимо тщательно просушить можно на солнце,либо (особенно полёты зимой) в сухом и тёплом помещении,в максимально развернутом виде (для испарения влаги)!
О полипропилене вообще говорить не хочется- это материал для мешков!!!Я ответил на вопрос?...Ну вот...! 🙂
 
Добавлю, что дакрон и лавсан разрушаются от воздействия ульрафиолетовых лучей (то бишь и солнечных). Поэтому, если крыло оставляете на улице, закрывайте его чехлом.
 
Некоторые рекомендаци так сказать.Летаю долго на..."химии". Стараюсь не держать на солнце,как правило после смены аппарат  сразу  в ангар.Хранение на ветру тоже не сахар даже без солнца.Если ангара нет, то кладем крыло на землю,желательно на мягкую траву,так как если днем пойдет дождь то нижнюю обшивку может замарать грязными потоками воды.Естественно накрываем крыло каким нибуть чехлом  для защиты от губительного ультрафиолетого излучения.
После сезона обычно крылья моем.Как?
-В начале желательно чтобы день был не солнечным,собираем крыло,Ставим допустим на нос,делаем раствор из хозмыла с водой,примерно  50гр на 8-10 л,размешиваем  до без остатка стуганого мыла.Споласкиваем водой крыло и начинаем натирать губкой верхнюю часть крыла,начиная с концов ,причем участками по 1-2 метра. Желательно конечно это делать быстро так чтобы мыльный раствор не подсыхал!!!Тут же намыленные участки сразу смываем!
Процедуру повторяем с нижней поверхностью,с крылом поставленным на мачту. Затем в нормальном положении крыла на носу ,через молнии и карманы промываем внутренности крыла-каркас,а также еще раз все крыло....
Сушим......собираем в чехол не забывая отпустить парус по консолям(если долгое хранение),храним на полке ,если на подставках то не менее чем на трех опорах.
Где то так примерно.
По материалам общивки крыла скажу так,лавсан конечно всегда меняет свои хар-ки,допустим в начале крыло тянет в одну строну по мере продвижения работы может начать тянуть в другую...такое бывало.Дакрон конечно стабильней ,хотя основа одна но...речь не об этом.
Отлетал третий сезон на Профи,материал из GP 180 ,отклонений пока нет никаких. Вот примерно все.
 
    Когда работали на химии, днём клали крыло в траву, отпускали поперечину и накрывали его капроновым чехлом, который был предварительно пошит по форме крыла, только размером по-больше. Чехол по кромке прижимали к земле  колышками, как палатку.
    Когда химию оставили, начали летать целый день, и про чехол забыли.
 
А если сравнивать дакрон, лавсан и полипропилен по трем параметрам (ЛТХ, долговечность, цена) - какова получится картина?
 
А если сравнивать дакрон, лавсан и полипропилен по трем параметрам (ЛТХ, долговечность, цена) - какова получится картина?
В СССР полиэтилентерфталат и получаемое из него волокно называли лавсаном, в честь места разработки — ЛАборатории Высокомолекулярных Соединений Академии Наук. Аналогичные волоконные материалы, изготавливаемые в других странах, получили другие названия: терилен (Великобритания), дакрон (США), тергал (Франция), тревира (ФРГ), теторон (Япония), полиэстер, мелинекс, милар (майлар), Tecapet («Текапэт») и Tecadur («Текадур») (Германия) и т. д.
...
http://ru.wikipedia.org/wiki/Лавсан
 
Эксплуатировал Таганрогское  крыло М-17 с 1991  по 2009год. На тот (если не ошибаюсь) момент ткань была лавсановая. Основные полёты производились с мая по октябрь.В общей сложности налетал  чуть более 1000 часов (это то что записывалось в летную книжку)  Во время эксплуатации не применялось ни какого защитного чехла на крыло. Было и солнце и дождь и аппарат переворачивало в сильный ветер.  С каждым годом (особенно за последние 6-ть лет) замечал что ткань становилась очень жёсткой, особенно после зимы так, что поперечину приходилось натягивать в вдвоём. Этого и надо бояться. Ткань местами иногда просто ломалась, пропала эластичность. А в последний год работая на химии при сборке аппарата натягивая латы, задняя усиленная  кромка просто расползлась. Это был (не крайний) последний полёт на этом крыле. Если честно, то столько не летают. 
 
Я уже показывал что ультрафиолет с обшивкой делает:
 

Вложения

  • P6200062.JPG
    P6200062.JPG
    129,1 КБ · Просмотры: 377
   А что за ткань? Кто производитель?


         Для ультрафиолета не имеет значение - кто производитель и какая ткань!!!"Сгорает" всё и за очень короткое время!Нам в прошлом году прислали парус на ремонт после не большой аварии, так вот купили его в начале мая, а прислали в октябре - ткань рвалась уже как туалетная бумага!Сколько это крыло пролежало на солнце?Я думаю - всё лето!!!Значит ресурс приблизился к "нулю"Всего за полгода!
         Меня всё время удивляет вопрос покупателей у хозяев крыльев: А какой налёт у крыла? Уместнее было бы спросить и гораздо важнее знать: Сколько крыло пролежало или простояло на солнце!!!И никто не сможет ответить,потому что налёт ещё как-то ведётся,а стоянка под солнцем НИКОГДА!!!Не надо забывать, что ткань сшита нитками, которые тоже подвержены UV-разрушению.
          А вот и первый совет:Не ленитесь при длительных стоянках (обед,купание,длит.ожидание и тд) снимать крылья с телег и переворачивать их на мачту,учитывая направление ветра,конечно!!!
           А вот и второй совет:Уже три года мы выпускаем солнцезащитные чехлы!Одеваются на крыло не разбирая его и не отсоединяя ни одного троса!http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabbA/YaBB.pl?num=1241541324 - здесь есть фото с чехлом и прочие описания!
 
Для ультрафиолета не имеет значение 
Да я не по теме ультрафиолета спрашивал. Видно что ткань не армированная, на буржуйскую вроде не похожа, вот и спросил где производилась...
А на счет воздействия ультрафиолета понятно что любая "сгорит"...
 
На фото, я могу предположить:ткань (дакрон) немецкой фирмы "Полиант", весовой категории 270-310гр/м2, тип или класс обработки - TNF МТ. И ещё предположение:возможно, что порыв ткани произошёл вследствии: 1-грубой посадки; 😱 2-сильного порыва (извините за тавтологию) ветра :'(. В обоих случаях, естественно, помогла, её величество "Солнечная радиация" :STUPID

Если 1 и 2 случай не актуальны, тогда пилоту этого крыла надо призадуматься над...!!!

Я так думаю!!!
 
1 и 2 случай не актуальны
Не актуальны
помогла, её величество "Солнечная радиация" 
Да. Обшивка по назначению больше не применялась. Причём нитки ещё держали.


А было где-то так, как написал SOLDIER в соседней теме.
Еще большую перегрузку можно поймать при форсированном выходе после максимального разгона в крутой скользящей спирали с большой вертикальной скоростью
 
 
Для biatlonist:

Мне всегда казалось,что я человек не глупый,но в чем суть вашего поста я так и не понял!Да мне оно и не надо!На форуме есть новички,которые могут не понять вашу шютку юмора!

Постарайтесь избегать двусмысленности ваших постов!Мне так кажется!

Так как было дело?Правда, без приколов!Не поверю,что это произошло в полёте!!!
 
Без приколов.
Выход из спирали, перегруз крыла в пределах разумного, но подпаленная ультрафиолетом обшивка за несколько сезонов не выдержала. Слышен был хлопок. На управляемость не повлияло. Аккуратно приземлился для осмотра крыла. Больше не летал, пока не поменял обшивку. Ремонтировать старую, даже мысли не было.
Почему упомянул о нитках, считается что они показатель, мол они первые сгорят. Я тоже так думал и проверял их карандашиком, а ткань уже рвалась как бумага.
 
Мда, отделались что говориться легким испугом. Состояние ткани и ниток важный момент. Я думаю для контроля можно пришивать контрольные  "заплатки" на верхней обшивке. По ним можно проверить состоние ниток напр. динамометром и состояние самой ткани. А Владимир?
 
Те фото, что выставил @ biatlonist, имеют так же и химики, которые не накрывают крылышко днём.
@ soldier
Да, проверка динамометром намного лучше чем "карандашики". Например, Англия - единственная страна в мире где проверка Betts является объязательной для продления ежегодного PTF. Каждый ТИП ВС имеет свой минимум, который должно пройти ежегодные испытания, включая:
верхнюю обшивку на разрыв с нагрузкой Х
нижнюю обшивку на разрыв с нагрузкой Х
швы в разных местах с нагрузкой Х
Механизм очень прост, только вот насадки добавить и всего делов
betts-button.jpg
 
Назад
Вверх