Приведем статью из Вестника Воздухоплавания об общем состоянии авиации в Одессе, чтобы лучше понять, какое место занимал "Фарман" среди остальных аэропланов там.
"Авиация в Одессе.
Быть может, потому, что новый вид спорта - воздушный - особенно отвечает пылкому темпераменту предприимчивых одесситов, быть может, благодаря благоприятным климатическим условиям, быть может, по обеим причинам, вместе взятым, - авиация привилась особенно сильно в Одессе. И местный аэро-клуб проявляет, не в пример прочим, энергичную деятельность, и авиаторы выделяются своими полетами.
11 и 12 апреля (1911 г. - Е.Г.) молодой авиатор В.Н. Хиони демонстрировал перед многочисленной публикой полеты на моноплане "Антуанетт" - том самом, на котором так неудачно летал приезжавший в прошлом году в Петербург авиатор Латам, - переделанном в двухместный и несколько усовершенствованном. В первый день, несмотря на то, что к 6 часам ветер еще не стих, В.Н. Хиони решил сделать свой первый полет. Пробежав несколько сажень по земле, аппарат отделился от земли. Аппарат сделал красивую петлю по направлению к Стрельбищному полю и начал кружиться над ипподромом. Несмотря на опасные порывы ветра, авиатор, продержавшись в воздухе 2 мин 2 1/2 с, красиво спустился перед публикой, восторженно приветствовавшей его.
Второй полет длился 9 мин 32 с. Авиатор показал очень красивые виражи и снова спустился на прежнем месте.
К третьему полету ветер немного стих, и В.Н. Хиони решился взять с собой пассажирку. Аппарат унесся далеко за пределы ипподрома. Однако, на повороте, когда аппарат уже был низко над землей, его сильно отнесло в правую сторону, и он скрылся за кадетским корпусом. Проходит две-три минуты, и аппарат, поднявшись выше строений, минует их. Еще один более узкий круг - и авиатор на земле.
Полет длился 8 мин 3 1/2 с. Последний полет, тоже с пассажиром, состоялся уже в сумерки. Полтора круга было сделано в 2 мин 39 с.
Полеты г. Хиони 12 апреля были еще удачнее. Авиатор поднимался в этот день четыре раза: в первый раз - один, в последующие - с пассажирами.
Последний полет, с пассажиром И.Ю. Оржеховским, едва не окончился печально. На втором кругу, когда аппарат красиво прошел над зданием кадетского корпуса, и В.Н. Хиони стал делать поворот, послышались перебои в моторе, который совсем перестал работать. К счастью, авиатор в это время находился не над зданиями, а над вспаханным полем, куда он и
спустился неожиданным и невольным vol plane'.
В.Н. Хиони - ученик покойного Лаффона. Получив довольно скоро диплом пилота-авиатора, он поступил на фабрику Антуанетт и здесь провел несколько месяцев, изучая в деталях свой аппарат, свой мотор, да и вообще законы авиации под руководством Левавассера. Сам талантливый конструктор, уже прославившийся некоторыми изобретениями в России, В.Н. Хиони
быстро усвоил все необходимые познания.
В настоящее время г. Хиони строит свой аппарат - типа "Антуанетт", в который, однако, он внес, согласно требованиям науки, значительные усовершенствования.
14 апреля состоялась проба второго воздухоплавательного аппарата, построенного мастерами морского батальона.
Раздавались скептические голоса, что русские аппараты хотя и представляют точную копию заграничных, но, благодаря несовершенству нашей техники, ненадежны. Яркий пример ошибочности и голословности этих суждений впервые сказался на аппарате Уточкина, сделанном исключительно руками рядового морского батальона Кама; аппарат этот в руках С.И. Уточкина сделал многочисленные полеты при самой разнообразной обстановке и, наконец, закончил полетами в Египте и Греции.
История постройки второго аппарата такова: комитет аэро-клуба, в заседании 17 декабря, постановил поручить постройку двух аппаратов типа Фармана и переделку построенного уже ранее аппарата того же типа на гоночный тип. Тотчас же было приступлено к работам; центр тяжести работ выпал на рядовых морского батальона Медведева и Букасова, под непосредственным наблюдением штабс-капитана Грекова. Раньше этого в общем собрании членов аэро-клуба была открыта подписка на покупку мотора "Гном".
Аппарат был закончен 20 марта, к тому же времени прибыл мотор; к 1 апреля закончилась сборка, а окончательную регулировку мотора и аппарата произвелимеханик Цацкин и пилот Костин, выразивший согласие опробовать новый аэроплан. 14 апреля аппарат был вполне готов для полетов.
После плавного подъема г. Костин поднялся на высоту до 100 метров, сделал круг и опустился планирующим полетом.
В последующие дни Костин произвел на нем ряд новых полетов, причем выяснилось, что аппарат обладает прекрасными качествами.
Этот первый успех первого детища Одесского аэро-клуба и подал мысль президенту А.А. Анатра устроить первое в Одессе состязание на высоту, продолжительность, точность спуска и полет с пассажиром между аэропланами "Антуанетт" В.Н. Хиони заграничной работы и аэропланом, выстроенным в России, которым должен был управлять Костин. К сожалению, неожиданная проба аппарата шт.-кап. Грековым расстроила этот план.
Явившись в 4 часа в ангар, шт.-кап. одес. морск. батальона Греков, при помощи солдата-механика и студента Федоровича, вывел аппарат Фармана на дорожку бегового круга, завел мотор "Гном" и, быстро поднявшись на небольшую высоту, улетел с ипподрома. Так как это был первый полет кап. Грекова на аэроплане Фармана (шт.-кап. Греков - первый ученик военно-авиационной школы в Одессе. Он около года учится летать на "Блерио"), то естественно, что присутствующие, увидев неожиданный полет, бросились за аэропланом, ожидая каждую минуту катастрофы. Кап. Греков летел по прямой линии, не рискуя, как видно, делать повороты. За большим Фонтаном мотор стал давать перебои, и кап. Греков спустился на поле около Люстдорфа. Приехавшие на ипподром в это время авиаторы Хиони и Костин, к своему ужасу, не нашли в ангаре аппарата и бросились в город, чтобы на автомобиле отправиться на выручку смелого авиатора. Тем временем, отправившиеся вслед за аэропланом И.М. Федорович и солдат-механик прибыли к месту спуска, где нашли кап. Грекова с аэропланом за Люстдорфом, около самого моря.
Общими силами привели в порядок мотор, и Греков решил отправиться в обратный путь. Сравнтельно удачный полет на Люстдорф настолько ободрил авиатора, что он решил взять с собой в обратный путь пассажира, и он предложил занять место сзади него И.М. Федоровичу. Аппарат сделал разбег, с трудом отделился от земли, но поднялся все-таки на воздух. Ветер был небольшой, но с боку. Первые 3 версты (3,2 км - Е.Г.) аппарат подвигался довольно плавно, но затем вдруг закачался, и в тот самый момент, когда перед авиаторами вырисовался косогор, аппарат как бы прибило к земле, и передние колеса сразу въехали в небольшой ров-межу. Раздался страшный треск, и передние две плоскости и руль глубины разлетелись в мелкие куски. Винт был буквально искрошен; шасси переломано совершенно, даже мотор получил некоторые, к счастью, мелкие, повреждения. Чудом оба авиатора уцелели и только соскользнули с аппарата на землю; они были буквально засыпаны обломками дерева, обрывками полотна и проволоки. Никакой возможности починить аппарат нет, и почти полугодовая работа морского батальона пропала. Состязание, на которое собралось много публики, пришлось, конечно, отменить.
Мотор аппарата Фарман, на котором потерпел крушение штабс-капитан Греков, уцелел и будет установлен на полугоночном Фармане, который на-днях закончит постройкой морской батальон. Разбившийся аппарат, как оказывается, был переделан с аэроплана Вуазен, полученного одесским аэро-клубом еще в 1909 году. На нем первый полет в России совершил А.А. Ван-дер-Шкуф, который, пролетев 100 метров, упал и испортил левое крыло. После исправления вторым летал В. Каттанео. Полет длился 10 мин. Во время крутого спуска на землю аппарат снова разбился. Теперь аппарат, переделанный заново, пострадал в третий раз.
По поводу этой катастрофы, собрание одесского аэро-клуба постановило выразить упрек шт.-кап. Грекову за то, что он, не имея достаточного навыка управлять аппаратом этой системы, взял с собою пассажира. Начальнику возд. Парка Х.Ф. Стаматьеву предложено учредить за аппаратами более строгий надзор, чтобы без его разрешения никто не мог пользоваться аппаратами.
"О..Н"" [Вестник Воздухоплавания, 1911 г., N 7-8, стр.46.].
Фото Фармана, уже переделанного из разбившегося привожу из Вестника Воздухоплавания № 9 за 1911 г. из статьи первого человека летавшего в России Алексея Александровича Ван-дер Шкруфа (На нем Костин летел из СПб в Москву.
Кстати, зам. председателя Секции истории авиации СПбО РНК ИФНТ РАН А. Лукьянов обнаружил, что открыли в РНБ свободный доступ к Вестнику Воздухоплавания!!!! Только скачивать по частям можно, но потом можно соединить в один!
вот ссылка на журналы "Вестник Воздухоплавания" на сайте Публички:
http://primo.nlr.ru/primo_library/libweb/action/search.do?ct=facet&fctN=facet_tlevel&fctV=online_resources&rfnGrp=show_only&query=any%2Ccontains%2C%D0%92%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%20%D0%92%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F&fn=search&indx=1&dscnt=0&scp.scps=scope%3A(07NLR)&vid=07NLR_VU1&ct=search&institution=07NLR&bulkSize=10&highlight=true&tab=default_tab&displayField=title&dym=true&vl(freeText0)=%D0%92%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%20%D0%92%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F&dstmp=1468318568073&fromDL