В 168 вылетов на СБ осенью -зимой 1941-го, сбит 1 раз.
Это наверное везение.
Я был знаком со старым летчиком Бухаровым Николаем Николаевичем 1910 г. рождения.
Он начинал учиться еще на У-1, потом - Р-1. Летал на У-2, Р-6, ТБ-3.
В звании лейтенанта был командиром трех "кораблей" ТБ-3, участвовал в массовом выбросе десанта на учениях. Про это еще есть документальные кадры. Далее СБ, Пе-2, Пе-3.
Имел редкий допуск на полеты на Пе-2 ночью. Уж очень строгие были машины на посадке.
Принимал участие в захвате Прибалтики на СБ.
Он рассказывал.
Их полк СБ базировался на самой границе.
22 июня он был в отпуске, дома.
За первые дни войны почти весь полк был потерян. Связи не было. Летали без прикрытия.
Так что он не смог вернуться сразу в свой полк и был направлен на переподготовку на Пе-2 в Ташкент.
Потом фронт.
Воевал под Питером. Летал также на разведку. Как он говорил часто в одно и то же время по одному и тому же маршруту, на одной и той же высоте. Таков был приказ.
Естественно, через некоторое время (было это в 1942) его сбил поджидавший истребитель.
Потом до конца войны немецкие лагеря.
После войны год наших лагерей и запрет на принятие его на сколько-нибудь нормальную работу.
Ходил в ДОСААФ. Там его однополчане в чинах руководили. Они сказали ему - О полетах вообще забыть.
Он не отчаялся. Вспомнил как делал планеры ИТ-4 в планерном кружке завода №22 (бывший Юнкерс, потом Хруничева).
Летали на них в потоках обтекания в районе станции Планерная Ленинградской ЖД.
Делал также планер Рот Фронт-3 для Олега Антонова и ездил с планером в Коктебель.
Не дают летать, ладно. Построил сначала планер, потом сделал из него самолет.
Про него была заметка в книге Горбенко. Только там опечатка - переврали фамилию. Написали самолет Бухарева.
А авиационную 1мм фанеру и жбан эмалита ему прислал сам Антонов.
Бесплатно.
Светлая ему память.
Вот такая судьба.