И вот на календаре очередная годовщина трагической даты 22 июня...
А все видели наш сюжет про пилота, воевавшего во второй мировой войне, и сделавшего скульптуры своих погибших товарищей? Два года назад примерно в это же дни мы летели с американским частным пилотом из бельгийского Намюра в Берлин. В четырёхчасовом перелёте за долгим разговором о том о сём всплыла тема второй мировой войны, и тут оказалось, что отец этого пилота - ветеран второй мировой войны, в память о своих погибших товарищах сделал недавно скульптуры, рассказывающие о пилотах из его отряда. FlightTV - программа про АОН, но эту тему я не мог пропустить, настолько она просто и в тоже время впечатляюще показывает, как погибали пилоты во время войны.
==================
Фредрик— единственный, кто остался в живых из 14 пилотов Локхид P-38, которые сначала базировались в Алжире, а после изгнания немцев из Африки — в Тунисе. Его группа называлась 42-J. В названии зашифрованы год и месяц выпуска — октябрь 1942-го. Буква J — десятая буква алфавита и обозначает десятый месяц. Арнольд сегодня – один из немногих оставшихся в живых американских лётчиков-истребителей Второй Мировой. Он с детства увлекался авиацией, научился летать на пайпер Каб, и записался пилотом в военно-воздушные силы США, оставив искусство в качестве хобби. Попал на фронт, летал на боевые задания с 43 по 45 годы в Африке и в Европе, имеет множество высоких наград и 50 боевых вылетов только за 43 год. Кроме этого, он написал и наглядно проиллюстрировал учебник для пилотов по P-38 и, наконец, он великолепный художник.
Его проект, посвящённый памяти погибших друзей, называется “Не забудем: Задание”. Группа включает в себя одиннадцать скульптур, две скамейки и карту - предполётный брифинг эскадрильи, всё в бронзе. Это собирательные образы с лицами погибших товарищей У каждой скульптуры есть название, и Арнольд рассказал историю каждого из них.
«Подросток» внимательно ловит каждое слово старших товарищей. У него было только трицдать часов тренировок — и вот он уже лётчик-истребитель.
«Ведущий» стоит у карты и разъясняет полётное задание. Сегодня до цели пятьсот семьдесят пять миль.
«Красавчик» показан в полной экипировке — так его и найдут после крушения. Он выбился из строя и в одиночку пошёл на цель. Такие как он становились жертвой более дисциплинированных и опытных вражеских лётчиков. Кресел-катапульт в те годы не было, поэтому за спиной у пилота был парашют в ранце. Но выбраться из кабины и прыгнуть удавалось не всегда...
«Везунчик» слушает комэску с недоверием. Он опытный лётчик, за его плечами около тридцати вылетов. Он скептически относится к обещаниям хорошей погоды и слабости вражеской обороны. Но хоть разведка и не всегда была права, он выполнит задание любой ценой. Сигарета в руках довершает портрет. «Мы все курили тогда», — говорит Арнольд.
«Работяга» — новичок в эскадрилье. Он записывает курс и расстояние до цели на ладони. Он знает, что если его собьют, надпись на руке будет смыта пОтом. Карты при себе иметь было нельзя, чтобы они не попали в руки врага. Эти две цифры — все данные, которые были у пилотов Второй мировой: они часами летели над сушей и морем — без автопилота, точно удерживая магнитный курс. Это называлось «полёт по счислению».
«Французик» к моменту брифинга уже погиб в бою. Он одет так же, как в момент смерти — парашют, перчатки, шлем, очки и кислородная маска. Лицо скрыто и мы никогда его не увидим, как лиц тысяч других пилотов, погибших на той войне. По задумке автора, он стоит за спинами ещё живых, словно утешая их — эту связь не могла разорвать даже смерть.
«Монтана» — ещё один новичок, он только прилетел из Штатов. Такие как он должны были летать рядом с более опытными товарищами. Он задаёт вопросы во время брифинга: «Что, если мы опоздаем на встречу с бомбардировщиками?» — «Опоздать нельзя, без нас они — просто мишени». «А вдруг запасной бак не отстрелится?» — «С парами бензина в баке ты летающая бомба. Возвращайся на базу». «Как вернуться, если я потерял эскадрилью?» — «Вызывай нас по радио. Если не докричишься — крутись как хочешь.».
«Одиночка» — тоже уже погибший дух. В кино редко показывают, как выглядел воздушный бой на самом деле. Несмотря на все тренировки и планирование, реальность была суровой. Этот пилот не был сбит — в тесноте строя он не справился с управлением и винт его «Лайтинга» врезался в киль звеньевого. Они оба погибли при столкновении.
«Чарли-Замыкающий». Так называли хвостовой самолёт в строю. На это место ставили новичков. Чем больше опыта — тем ближе к ведущему. Он одет так же, как в момент гибели. Кислородной маски нет — значит, летел невысоко. Его самолёт сбила вражеская пуля. Он был смертельно ранен, потерял сознание и разбился в бреющем полёте на скорости в четыреста миль в час.
«Жеребец». Ведущий звена. С «Одиночкой», менее опытным напарником, он старался держать строй, отбивая атаку «мессершмитта» на бомбардировщик Б-семнадцать. «Одиночка» на секунду расслабился... С повреждённым хвостом «Жеребец» вошёл в стремительный штопор. Он выжил при первом столкновении, но не смог выбраться из кабины – зацепился парашют. Перед смертью он пережил ужас падения с десяти километров — пять очень долгих минут. Рука «Жеребца» на плече его ведомого. Он не винит напарника в своей смерти. Эта ошибка — лишь следствие хаоса вокруг них.
«Быстрый». Он смотрит на запястье. Скрупулёзные планы операций зависели от того, как лётчики эскадрильи сверили свои часы. Сцена, изображённая в скульптурной композиции, происходит перед рассветом. Наземные техники уже снарядили, заправили и прогрели самолёты. После планёрки пилоты залезали внутрь, пристёгивались и ждали назначенного часа. К восходу они будут уже далеко от базы. «Быстрый» напоминает нам, что во Вторую мировую удача зависела от точности часов. Простых механических наручных часов.
Сюжет о Фредрике Арнольде и его скульптурах - http://flighttv.ru/movie/FlightTV-Vypusk-29.html