Откуда у вас информация о таких больших потерях на вертолётах с фенистроном? Целесообразно ли вообще применение РВ с такими потерями?
Из тех же учебников, как говорится от Карла Маркса.
Но если начать разбирать цифры, отбираемой на РВ или фенистрон мощности, то, в принципе, общие потери на компенсацию реактивного момента (на висении и маневрировании при осевой обдувке) у обычного РВ будут не намного меньше.
Те же самые 10 и более % с обычным РВ уходят на запасы по управлению для компенсации моментов от РВ либо это может выражаться в невозможности использования располагаемой мощности двигателей из-за концевых и не только потерь на лопастях РВ (например, зона обратного обтекания при определенных условиях может занимать практически весь его диаметра - см. режим вихревого кольца РВ, соответственно это потери в тяги). РВ в гораздо большей степени зависит от направления и скорости ветра, особенно на переходном режиме от косой обдувки к осевой (необходимо учитывать направление вращения самого РВ по отношению к скосу потока от НВ). Опять же, практически весь шум от вертолета создается РВ, не то чтобы это дискомфорт от децибел, но возникающие и срывающиеся вихри с конца лопастей РВ тоже снижают тягу (например, установка Х-образного РВ на Ми-24(35) увеличила тягу РВ на 5-7%). Исходя из формулы тяги винта, при одной и той же подводимой мощности, понятно самое простое решение - увеличение диаметра РВ. Если нет требований к габаритам вертолета, то обычный РВ вне конкуренции.
Тут, собственно, заключить РВ в кольцевом канале, первое, что лежит на поверхности. Однако у всего есть пределы и "бесконечно" большой винт заключить в кольцевой канал будет проблематично со всех практических точек зрения. Собственно поэтому, из-за ограниченности диаметра, фенистрон вращается с большими оборотами и к нему подводится большая мощность, но при этом нет необходимости учитывать потери и заморочки, присущие обычному РВ, но, как говорится, у всего есть предел и с некоторых величин проще поставить обычный винт, чем заморачиваться с вентилятором.
В горизонтальном полете тот же фенистрон или система без РВ будет иметь гораздо больше преимуществ, собственно это видно и по однотипным вертолетам с примерно равной мощностью двигателей - вертолет с РВ летает медленнее и уступает по дальности (как говориться, увеличивается цена вредного сопротивления от РВ).
Как-то так коротенько.
С уважением.