если есть у кого ссылка на простое, для чайников (по русски, и меньше умных словей) описание принципов навигации, прошу дать
Пожалуй по конкурсу авиаориентирования "Сусанин" было маловато информации, поэтому попробую описать и объяснить как читать легенду и проходить маршруты этого конкурса.
Перед стартом получаем соотв. легенду на листке:
Пример короткой легенды. Все данные и текст изменены специально
-------------------------------------------------------------------------------
Старт (2,3км - 115[sup]0[/sup])
1. «Ангар». Количество ангаров в этом месте – число «А» (А,9км -107[sup]0[/sup])
2. «Лодочная станция». Какой цвет у крыши у одинокой лодочной станции ? …………………..(6,3км -195[sup]0[/sup])
3. «Теплицы». Количество теплиц большого комплекса в самом западном ряду - число «F» (1,5км- F3[sup]0[/sup])
4. «Водонапорная башня» Сколько окон в верхнем ярусе водонапорной башни ..................………….?
Финиш
--------------------------------------------------------------------------------
Как читать легенду. Как видно из примера, в легенде указаны 4 точки, их описание, но есть вопросы и недостающие цифры "А" и "F" и два вопроса в точке №2 и №4. В строке старт указано расстояние на первую точку и курс полностью, т.е. можно сразу взлетать и лететь в поисках первой точки.
В первой точке необходимо сосчитать кол-во ангаров в искомой точке (в легендах все искомые числа однозначные без двойного толкования, и если действительно нашёл, то по другому не сосчитаешь, но в длинной легенде есть и подвох, впрочем, лекго вычисляемый на месте. Искомое число может быть и двузначным - как например число "F" таким его и подставляем в курс на следующую точку, где как раз не достаёт двух цифр.) Итак, сосчитав ангары, например их 2 (число "А"), и подставив в расстояние до следующей точки, получаем что до неё 2,9км, а курс уже указан - 107[sup]0[/sup]. Соответственно летим по этому курсу 2,9 км и находим по описанию лодочную станцию. Соответственно нам помогает тот факт (подсказка), что станция должна быть на реке или как минимум на водоёме и по большому счёту можно обойтись и без расстояния. Аналогично ясно, что церковь не стоит искать над тепличным коплексом, водонапорную башню над чистым полем, а теплицы в лесу... Итак, находим лодочную станцию, запоминаем, записываем или фотографируем цвет крыши и по уже имеющимся данным курса и расстояния (6,3км -195[sup]0[/sup])летим к точке №3 "Теплицы". Далее аналогично. На крайней точке "Водонапорная башня" считаем все окна в верхнем ярусе (облетев вокруг нее со всех сторон) записываем, запоминаем или фотографируем ответ и самостоятельно определяем курс на место старта/финиша. Приземляемся, сдаём заполненную легенду организаторам.
В длинном маршруте всё аналогично, только больше точек (10), вопросов (4) и общее расстояние (42км)
Определение расстояния.Зная скорость (например крейсерскую) своего аппарата и расстояние которое нужно пролететь между точками (в легендах от 1,9 до 9,5км) определяем необходимое время полёта до точки. Например расстояние 6,8 км, а скорость аппарата 70км/ч. 70км/ч= 1,17км/мин. Зная расстояние и время прохождения 1 км (лучше слегка округлить и запомнить для упрощения вычислений или заранее сделать табличку на разные ориентировочные расстояния) получаем что лететь почти 6 минут. Сложность в том, что скорость может сильно меняться в зависимости от направления ветра, высоты и т.д. Прикинув в полёте силу и направление ветра делается поправка к своей скорости. С навигатором проще, т.к. любой показывает истинную скорость относительно земли или в точке отсчёта ставится точка и задаётся навигация на нее, а далее летя от нее смотрим на точное расстояние, которое будет увеличиваться. Как только оно сравнялось с необходимым - значит нужное расстояние пройдено. Находим ориентир и пролетая над или рядом над ним сохраняем точку, и всё сначала. В принципе если курс полёта правильный, то расстояние не особо критично - рано или поздно пролетишь над или рядом с искомой точкой.
Можно и более приближённо - взлетаем и в необходимом направлении прикидываем необходимое расстояние и любой ориентир к которому летим. Если прилетели - ориентира нет, значит либо перелёт, либо недолёт, либо ошибка в курсе. Тогда от некоей точки ошибочно принятой за нужную начинаем лететь расширяющейся спиралью с подъёмом вертя головой в поисках необходимого ориентира и рано или поздно он будет найден. Высоту выбираем исходя из описания искомого объекта.
Определение направления. Сектор компаса (или экрана компаса в навигаторе) разбит на 360 градусов. Ноль или 360 градусов это север. Зная, что наш курс допустим 135 градусов, (т.е юго-восток) летим так, чтобы курс полёта соответствовал этому направлению, т.е между 90 и 180. Чтобы исключить снос ветром во время полёта, над точкой старта определяем курс, находим любой ориентир на горизонте по этому курсу (и желательно на примерном расстоянии) и летим на него, а при приближении начинаем высматривать искомый ориентир. Вобщем с направлением несколько проще чем с расстоянием. В некоторых навигаторах курс может отображаться цифрами, стрелками и т.д. в зависимости от модели. Аналогично в некоторых навигаторах можно задать проекцию на точку задав курс и расстояние и он сам искомую точку высчитает и проложит курс, но чтобы этим воспользоваться в полёте необходим навык.
Можно ориентироваться и с использованием подходящей карты (или космоснимка с масштабом и ориентацией по сторонам света). На ней определяем своё местоположение, и зная курс, расстояние и масштаб карты определяем на ней искомую точку и по компасу движемся к ней, сверяя ориентиры под собой и на карте.
Конечно приведённые методы очень приблизительные и неточные, но ИМХО вполне достаточные для нахождения крупных ориентиров из легенды, которые далеко не "надпись мелом на заборе дома №7". Какой способ выбрать - решать вам.
Участие в конкурсе ни к чему не обязывает, каждый может попробовать свои силы, ну а не получится - ничего страшного в этом нет, ведь иногда главное не победа, а участие. Получилось - можно попробовать следующую более сложную легенду. Маршруты не предполагают пролёты над лесными массивами, как и пролёт на малой высоте над населёнными пунктами в поисках "точки". Все точки достигаются и берутся в конусе безопасности, о котором кстати тоже не стоит забывать. Заблудиться на маршруте тоже невозможно - река Ока и некоторые объекты в окрестностях лагеря - отличные ориентиры - это станет понятно сразу после первого же взлёта.
По мере возрастания сложности маршруты конкурса "Сусанин" делятся так:
- полёт по имеющимся GPS координатам 3-5/10точек (пока в размышлении делать-не делать и если да, то как см. сообщение №68)
- маршрут с навигатором короткий (20км - 4 точки - 2 вопроса) /длинный (42км - 10 точек - 4 вопроса)
- маршрут без навигатора короткий/длинный аналогично.
Этот конкурс постараемся провести в сб.в первой половине дня (конечно всё по погоде), перед стартом будет проведён брифинг на котором еще раз всё будет подробно объяснено. Если есть вопросы не стесняйтесь - спрашивайте сейчас, чтобы иметь возможность подготовиться.