Как подобрать болт ?

тесты выдерживал.
Согласен с Вами. Но вот это ключевое слово "тесты выдерживал", например в вертолетах с их динамическими нагрузками через 100 часов наработки - точно не пройдет. У самолетчиков все же нагрузки почти не знакопеременные, может и прокатит при сертификации 🙂
 
Сдается мне, ни в одном европейском мелколете в ШС не тычут шлифованные призонные болты - смысла нет. Да и дорого. 
Смысл есть, и не так уж дорог десяток-другой спецболтов в самолёте. Они впросто не подозревают об их существовании. 🙂
В общем,@ леха (magnum), не скатывайтесь в халтуру, делайте как вас в хороших домах учили. 😉
 
Нормы вот здесь:

Спасибо, весьма любопытно. Перевод, конечно, сделан ботаником, и с кучей даже грамматических грехов, не говоря уже о терминологии =( Переводчик, видимо, даже не знал o встроенной проверке орфографии в Ворде. Или просто пофигист. Для нормативного документа грустно.
 
Просто не поверю в то, что все используют классный авиационный крепеж и не пользуются продуктами магазинов продающих метизы. Будь так, самолеты стоили бы как ракеты.
Как уже выше и писали, DIN с цифирным обозначением это всего лишь маркировка дающая понятие о виде головки, точности размеров, длинны тела и класса прочности. Как правило в 80-90% конструкции достаточно именно простого крепежа и только оставшиеся 10-20% требуют точной посадки.
Просаженные болты тоже могут стоять плотно. Для этого существуют сверла скажем М5,8-5,9 в отверстия которых замечательно подбираются болты (а точнее на оборот) М6 с классом прочности 5.8-8.8 которой зачастую с избытком.
В случае же требования обеспечить посадку, скажем в канале управления, у более близкого по диаметру болта можно нарастить толщину покрытия оцинковкой, используя для этого автомобильный набор. Понятно, что это «колхоз», но в некоторых случаях весьма эффективный.
 
Кстати о Робинсоне -посмотрел каталог, на управлении в ШС стоят спецболты  NAS6604 (по стандарту NASA)

Точнее будет обозвать их NAS66, т.к. 04 обозначает диаметр болта 4/16 дюйма. Они ни разу не спец, стОят 0.5...2 доллара в зависимости от размера. Зато оч культурные в смысле веса и качества.

NASA тут не очень при делах, NAS означает National Aerospace Standard - ихий ГОСТ для железок аэрокосмической отрасли.

В общем их будем использовать похоже в управлении и в соединениях работающих на срез.
Дожились, дюймовый крепеж  :-[https://www.aircraftspruce.com/catalog/hapages/shearboltsnas6204.php

https://military-fasteners.com/bolts/shear-bolts/NAS6204-11

https://military-fasteners.com/bolts/close-tolerance-bolts/AN174-10
 
можно нарастить толщину покрытия оцинковкой

Цинкование делает металл более хрупким, т.к. наружный слой в процессе цинкования перенасыщается водородом. Особенно это сказывается на ресурсной прочности. Кроме того, оцинкованные болты создают более злобную, чем кадмированные гальваническую пару с большинством других металлов, в которых будет жить этот болт.

По этим причинам в авиации стараются избегать оцинкованных деталей.

С другой стороны, это имеет существенное значение для серьезной авиации, где пепелац служит десятилетия, а многие его места после сборки становятся труднодоступными для осмотра и контроля. Любительские конструкции обычно столько не живут, поэтому компромисс надежности и цены для них имеет место, в разумных границах, ессно.
 
а кто подскажет ,можно  на болтах( ОСТ1 31103-80) нарезать резьбу больше чем заводская. надо добавить 2-4 витка.
 
В своих из всякого мягкого говна болты никогда на срез не работают, смятие, вырыв проушин, а если длинные и с осевыми зазорами - изгиб. Чтобы на срез заработал проушины надо каленые и без зазоров. Делаю в узлах все намного толще чем по расчету. Болты из сельпо для стыковых узлов  проверяю молотком в тисках: зажал гладкую часть и молотком. Примерно соответствуют цифрам на головке. 5.8 как сопля, 8.8 и выше пойдет. В эксплуатации все разбалтывается от вибраций СУ, частых сборок-разборок до миллиметров. Иногда в болтанку и при кувырках даже через шум движка слышно как клацают зазоры.
Резьбу на прочных болтах, работающих на растяжение дорезать не надо. В говне можно. 
 
а кто подскажет ,можно  на болтах( ОСТ1 31103-80) нарезать резьбу больше чем заводская. надо добавить 2-4 витка.

Дорезать ничто не мешает, только надо понимать, что при этом предельная прочность упадет в полтора-два раза, а усталостная - в 10 (ja, ja).
 
Я рекомендую ставить на непилотажнвх самолётах автомобильные болты с силовых мест в подвеске авто, много раз ставил никогда не подводили. Что касается диаметра то тут КВА прав я тоже ставлю на пару миллиметров толще расчетных значений. Зазоры на подкосных крыльях обычно на шариках , ну а если это проушины то небольшой зазор просто необходим иначе собрать крыло особенно на деревянном самолёте очень проблематично. Что касается конусных болтов это правильно ,но как правило их разборка особенно после длительной эксплуатации также затруднена.
 
Я рекомендую ставить на непилотажнвх самолётах автомобильные болты с силовых мест в подвеске авто, много раз ставил никогда не подводили.
И, кстати, там частенько бывают болты с катаной резьбой, но не обниженным телом.
 
При массовом производстве и на ширпотребных болтах резьбу катают. Быстро и дешево. Вылетают из станка, как из пулемета.
 
а кто подскажет ,можно  на болтах( ОСТ1 31103-80) нарезать резьбу больше чем заводская. надо добавить 2-4 витка.

Дорезать ничто не мешает, только надо понимать, что при этом предельная прочность упадет в полтора-два раза, а усталостная - в 10 (ja, ja).

Всё верно именно так, в 10 раз прочность меньше будет, особенно такую ошибку делают для крепления воздушного винта.

Для всех !

Ни в коем случае не дорезаем резьбу на болтах крепления винта, а то винт улетит далеко и в непредсказуемом направлении.
 
Ни в коем случае не дорезаем резьбу на болтах крепления винта, а то винт улетит далеко и в непредсказуемом направлении.
Самое первое средство для продления ресурса болтов - это динамометрический ключ.
 
Самое первое средство для продления ресурса болтов - это динамометрический ключ.
Вообще-то речь шла о том, что дорезание резьбы на на катаном болте существенно снижает его прочность. И лучше на ответственных болтах так не делать.
 
винта.

Для всех !

Ни в коем случае не дорезаем резьбу на болтах крепления винта, а то винт улетит далеко и в непредсказуемом направлении
.
Болты поставляемые в комплекте с винтами одного из самых уважаемых украинских производителей- дорезанные и перепокрытые из магазинных 912. И ничего за много лет и винтов по крайней мере на рмз500
При этом у меня было 2 подряд случая мгновенного обрыва 4х стандартных болтов дин912 на типовом парамоторе. последующее пристрастное изучение других болтов из этой же коробочки не показало ничего....
.... Такие вот дела...
 
Когда начинал, ставил в узлах только прочные "авиационные" болты. В начале 90-х на оставшиеся миллионы купили на одном уважаемом заводе МАП коробочку крепежа. Один болт М8, новый, сияющий красотой покрытия при установке в стыковой корневой узел крыла при небольшой подтяжке, чтобы поставить шплинт, отплюнул головку. Излом абсолютно чистый серебристый ямкой. Наводораживание? Остальные проверили затяжкой "до побеления пальцев рук". С тех пор побаиваюсь сверхпрочного крепежа.
   
 
Знакомая история. Была похожая в одном подмосковном КБ в начале века: так же заказали мешок крепежа в метизном цехе подмосковного  авиапредприятия, когда получили заказ и решили выборочно проверить твердомером, обнаружилось, что болты одного из типоразмеров через один сырые. Расследование показало, что у молодого токаря в цехе к концу смены кончился пруток 30ХГСА, так он просто сбегал в соседний цех, взял пруток нужного диаметра и доделал нужное кол-во болтов из него. Только пруток этот был Ст.3.
Потом весь тазик с болтами поехал в термообработку и кадмирование, все болты стали одинаково красивыми - не отличишь. Но часть из них остались пластилиновыми, ибо Ст.3 не упрочняется термообработкой.
 
Назад
Вверх