Сама процедура организации полетов на каждом аэродроме сильно зависит от конкретного начальника клуба и может сильно отличатся от ПВВП . И суть этого явления банально проста - деньги . А что касается фала , то наверное не все представляют как организованы планерные полеты . Буксировщик после отцепки планера летит на аэродром с фалом на хвосте . Куда же он его денет , не сбрасывать же , что бы было безопасно . Фал этот стандартный - 50 метров . А вот тот с которым он снимает планер с площадки , как раз укороченный , примерно 15 метров . Возможны вариации в большую и меньшую сторону . Этот фал лежит обычно в кабине самолета , до тех пор пока не понадобится . Укороченный он потому , что на площадке обычно нет выпускающего и планер встает на крыло от обдува винта буксировщика . Процедура эта сложная и небезопасная , но упражнение площадка выполняется планеристами не первого года обучения . Так вот , допустим буксировщик поднял очередной планер на стандартном фале , и после этого получает команду от РП - забрать планер с площадки . Самолет направляется в указанную точку со стандартным фалом на хвосте . На месте , он должен сбросить фал у планера при проходе , но может и не делать этого , если планерист сообщит ему , что площадка проверена и препятствий нет . Но это все в теории . На практике район полетов летан перелетан много раз - площадки одни и те же и никто этого не делает . Буксировщик садится как обычно - отцепляют и сматывают стандартный фал , подцепляют укороченный и вперед . При этом по КУЛПу буксировщик перед посадкой должен сделать три прохода на разных высотах над местом посадки . После посадки он должен лично своими ногами пройти место взлета до предполагаемого места отрыва . Представьте себе сколько времени занимает это дело . Все бы ничего , но на планерном старте ждут неба другие люди . В это же время работают парашютисты . А летать можно только в перерывах между прыжками . А буксировщик - ОДИН . А помочь хочется всем . И при этом еще тебя отзывает в сторону начальник , и делая недовольный вид заявляет : я тут посмотрел Ваши хронометражи ( слово Вы - это к беде ) - у Вас круг по 5 (пять ! ) минут . Типа это очень много - Вы сжигаете МНОГО лишнего (моего ) бензина . Будете так плохо летать , я Вас отстраню от полетов . На вопрос , а сколько нужно - отвечает : опытные летчики летают у меня за 3 ( три ) минуты . Если кто не знает , что такое круг буксировщика , уточняю - это взлет в составе аэропоезда , отцепка планера на высоте 300 метров , еще один круг и посадка . Т.е. практически два круга ! Чтобы уложится в три минуты нужно : не на 150 а на 50 - 60 метрах выполнить не первый , а сразу и первый и второй разворот с креном не 30 , а примерно 60 - 70 градусов . Далее на траверзе посадочных знаков аналогично выполнить третий и четвертый разворот и запросившись у РП , махнув крылом отцепить планер . Посадка самолета после этого выглядит настолько страшно , что даже командир планерного звена ( сам буксировщик ) закрывает руками глаза и похоже молится , сидя на земле в планере . А делается это так - после отцепки самолет ставится ровно под 90 градусов и левая нога до упора , потом РУД вперед до упора и ручку на себя . самолет вертикально падает метров 90 и выполняет вираж почти вокруг хвоста и оказывается с курсом обратным посадочному . Через примерно 15 секунд операция повторяется еще раз - и ты на прямой , к посадке готов . Убираешь газ и сыпешься почти до точки выравнивания . Там добавляешь газа ( по вкусу ) и подруливаешь к очередному планеру . Старые планеристы с этим мирятся , а вот первогодки ... Сам видел парня , у которого после одного круга , рубашка была мокрая до самого пояса . Но и молодые и старые больше всего боятся отцепки , когда самолет раз .... и нет его . И даже не видно нигде . Не подумайте что я такой крутой ас , так летают все буксировщики . Если не умеете летать , вас найдется кем заменить . Это все зверинное лицо капитализма . А ведь было время , когда за нами бегал начальник аэроклуба и ВЫГОНЯЛ в небо . Кстати по КУЛПу ПАСО время круга самолета - буксировщика - 8 минут .