Здравствуйте, уважаемое сообщество.
Назрел вопрос о применимости керосина в дизельном двигателе (авто). Почитал различные форумы дизелистов - мнения разнятся.
Если разнятся, то это потому, что эти дизелисты не знают, что такое цетановое число топлива для дизельных двигателей.
Вот Вы, наверное, совершенно точно знаете, что бензин А-76 для двигателя, который расчитан на бензин АИ-92 применять нельзя. Что бы применить А-76 на таком двигателе, нужно или снизить степень сжатия его, или помудрить с углом зажигания, или что-нибудь набодяжить в А-76. что бы поднять его октановое число до АИ-92.
Такое же значение, как для двигателя с зажиганием от искры имеет октановое число бензина, так и для двигателя с зажиганием от сжатия имеет цетановое число дизельного топлива.
Цетановое число — характеристика воспламеняемости дизельного топлива, определяющая период задержки воспламенения смеси (промежуток времени от впрыска топлива в цилиндр до начала его горения).
Наилучшие условия работы дизельного двигателя обеспечиваются дизельным топливом с цетановым числом около 50.
Согласно российским стандартам, дизельное топливо высшего качества (премиальное) имеет цетановое число 50 ед., цетановое число летнего и зимнего дизтоплива должно быть не менее 45 единиц.
Для арктического топлива с депрессорными присадками технические условия допускают снижение цетанового числа менее 45, но ни в коем случае менее 40.
Авиационный же керосин имеет цетановое число от 37 до 39 единиц в зависимости от марки (если брать наши марки. то это ТС-1. РТ, Т-1, но и у зарубежных марок, например, Jet-A1 и даже у осветительного керосина цетановое число около 38 ед., единственное, у тяжелого авиакеросина Т-6 цетановое число за 40).
При цетановом же числе меньше 40 резко возрастает задержка воспламенения (время между началом впрыска и воспламенением топлива) и скорость нарастания давления в камере сгорания, увеличивается износ двигателя и топливной аппаратуры, двигатель начинает жёстко работать, со стуком (аналог в бензиновом двигателе - работа с детонацией). В частях ВВС бойцы очень часто керосин из ведра с отстоем сливали не в бочку для отстоя, а в топливный бак МАЗа (ТЗА-7,5-5334) или КРАЗа (ТЗ-22), вскоре в топливном баке накапливался фактически чистый керосин. Очень быстро, практически через полгода двигатель новенького МАЗ переставал тянуть, начинал дымить, не развивал оборотов, в конце концов он выходил из строя.
Слишком высокое цетановое число то же не есть хорошо для дизельного двигателя, например, его работа на минеральном авиационном масле МС-8П (тоже эксперементировали). При цетановом числе больше 60 снижается полнота сгорания топлива, возрастает дымность выхлопных газов, повышается расход топлива.
Итак, Вы, наверное поняли, что бы ваш дизельный автодвижок хорошо заработал на керосине, нужно, как и в бензиновом двигателе изменить его степень сжатия, характеристики подачи топлива (впрыска) топливной аппаратуры, что, собственно и обеспечивается конструктивными мерами в динамике автоматически на многотопливных танковых дизелях. Примерно также (в бОльшей мере процессорами управления работой двигателя через ТНВД-регутор) достигается на дизельных "Цесснах" с авиационными дизельными двигателями французской фирмы SMA (подробно об этом писалось в одном из номеров журнала "Авиация общего назначения" и очень профессионально об особенностях и проблемах авиационных дизелей - в журнале "Двигатель"). И, все равно, при работе таких двигателей, например, на авиационном керосине или на дизельном топливе, характеристики двигателя, в том числе мощностные, приемистость, разнятся и в не лучшую сторону для авиационного керосина.
Итак, oieg51, Вы можете обеспечить профессиональное вмешательство в конструкцию вашего дизельного автодвижка, что бы он надёжно работал на авиационном керосине? Тем более, учитывая ещё и то, что смазочные свойства (очень важно для должной работы плунжерных пар топливного насоса высокого давления) авиационного керосина гораздо хуже, чем у дизельного топлива, работу на котором расчитан дизельный автодвигатель.
Да, конечно, нужное цетеновое число авиационный керосина можно достичь путям бодяжения (компаудирования) его с различными добавками, напрмер, маслами.
Но откуда вы можете знать цетановое число у конкретного масла, которое может разнится от другой марки масла в разы (например, минерального малой вязкости и тяжёлого, синтетического и полусинтетического). Но узнав всеже цетановое число масла, нужно выбирать формулу для расчёта пропорций (соотношения) керосина и масла (зависимось может быть не обязательно точно линейной).
Вообщем, надеюсь, поняли, что не очень это простое дело, перевести работу дизельного автодвижка с дизельного топлива на керосин, для этого нужно иметь уровень хотя бы тех инженеров, которые сконструировали этот дизельный двигатель.