Хочу поделиться опытом полетов на безмачтовом Профи с законцовками и триммером.

Что то вместо впечатлений и дележа опытом ветка превращается в базар и какие то разборки. Речь то шла о безмачтовом крыле, и полётах на нём. А тем временем я на Профи ТЛ налетал уже 7 часов. Сегодня у нас был достаточно сильный боковой ветер и трепалово до высоты 150 м. Мне очень понравилось поведение крыла в болтанку, оно игнорирует мелкие возмущения и инерционно реагирует на более сильные, как бы нехотя. От этого возникает дополнительное чуство уверенности. Чем больше летаю на ТЛ тем оно мне всё больше нравится! 🙂
 
tuliak сказал(а):
Что то вместо впечатлений и дележа опытом ветка превращается в базар и какие то разборки. Речь то шла о безмачтовом крыле

Согласен и каюсь  :'( Но к сожалению кое-кто хочет показать свою опытность и грамотность на фоне как-бы неграмотности оппонента. Приходится отвечать адекватно и доказательно  :STUPID

tuliak сказал(а):
Чем больше летаю на ТЛ тем оно мне всё больше нравится!

Почти в каждое хорошее крыло чем больше влетываешься, понимаешь его плюсы и как ими полъзоваться тем больше нравится, это конечно, 100% поддерживаю.

Вы летаете с законцовками или без? С триммером или без? Какой телег, какой мотор, винт, какие скорости на каких оборотах движка? Это ведь тоже важно, дать не только качественную оценку но и немного цифирек, как какой девайс на что влияет.

Мне кажется инерционность крыла по крену это все-таки скорее минус а не плюс. Я скоростенку на подходе к земле из-за этого стараюсь держать подольше, чтоб можно было "подпрыгнуть" на метрик  и было время подравняться если случайное возмущение все-таки накренит на малой высоте, не садиться с креном. Тросовое Профи выскакивало быстрее из таких кренов.
 
Я летаю сейчас с законцовками, телега Аэрос-2 с килями, движок 912 80 л.с. Тримером работаю но немного пока т.к простым поджатием ручки уже крыло летит на 110! Увеличиваю обороты до 4500 с тримированием спокойно летит 125 к/ч. Больше пока не разгонял. Из Вашего опыта я понял, что в районе аэродромы можно спокойно летать без законцовок и крыло при этом лучше управляется по крену. По хорошей погоде попробую. Балансировочная у меня 80, первоначально при облёте в Аэросе была 90, Дробышев приподнял лопухи для снижения скорости. И по новым крыльям; действительно у них готово 12 метровое крыло, задержка за телегой Аэрос-3. Они хотят дойти до 200 км/ч! а нынешняя телега этого не позволяет, где то на 160 её начинает мотать по курсу даже при наличии килей. Новая телега имеет меньший нос, но шире в корме, в общем красавица такая толстозадая! Думаю у них всё получится. 🙂
 
tuliak сказал(а):
Из Вашего опыта я понял, что в районе аэродромы можно спокойно летать без законцовок и крыло при этом лучше управляется по крену.

У меня ангар узкий, крыло без законцовок еле влезает. Вот и ленюсь ставить когда не надо большой скорости. На малой скорости вроде не нужны абсолютно, кто-то летал говорит мешают даже. Но это субъективно все, кто-то любит поустойчивее а кто-то нет...
 
Сегодня подвинул ручку на 110мм вперед. Удлиннил задние троса на 50мм и укоротил передние на 70. Чуть площе сделал парус.  Погода была дрянь, сыро, ветренно, дождик накрапывал, совсем не погода для тестов. Но полетел. Сразу отметил какой-то вялый набор, около 5-6 метров в секунду. Но зато когда набрал тестовую высоту и стал зажимать крыло, без законцовок и даже с недожатой до груди ручкой получил 92 мили в час или 148 км.ч ВОТ ЭТО ДА!!!

Полил дождь, пришлось садиться, и тут на прямой на посадке словил мерзкую раскачку вдобавок к болтанке (или болтанку к раскачке)  ;D Дело в том что когда ручка идет вперед, на профи еще и V уменьшается, а я без законцовок, значит с уже уменьшенной устойчивостью по курсу и крену... Надо было уйти на круг но уж больно мерзкая туча подходила. Сел на левое колесо, потом коснулось переднее, потом правое. Цирк. С полосы чуть снесло, но не перевернулся, расслабил ноги и дал вилке самой успокоить раскачку. Тут главное не пытаться парировать раскачку телеги, иначе переворот очень вероятен.

Пью водочку. Думаю. Аккуратно надо с тюнингом этого крыла. Запасов в нем немеряно скрыто, но и фокусы с устойчивостью оно может выдать недетские. Завтра продолжу если погода получшеет, но уже с законцовками. А у Аэроса ручку подлиннее закажу чтобы V в норму привезти.

А вы триммеры-триммеры. И без триммеров жизнь ТААААКАЯ интересная!  :~)
 
flyer640 сказал(а):
Сегодня подвинул ручку на 110мм вперед. Удлиннил задние троса на 50мм и укоротил передние на 70. Чуть площе сделал парус.  Погода была дрянь, сыро, ветренно, дождик накрапывал, совсем не погода для тестов. Но полетел. Сразу отметил какой-то вялый набор, около 5-6 метров в секунду. Но зато когда набрал тестовую высоту и стал зажимать крыло, без законцовок и даже с недожатой до груди ручкой получил 92 мили в час или 148 км.ч ВОТ ЭТО ДА!!!

Полил дождь, пришлось садиться, и тут на прямой на посадке словил мерзкую раскачку вдобавок к болтанке (или болтанку к раскачке)  ;D Дело в том что когда ручка идет вперед, на профи еще и V уменьшается, а я без законцовок, значит с уже уменьшенной устойчивостью по курсу и крену... Надо было уйти на круг но уж больно мерзкая туча подходила. Сел на левое колесо, потом коснулось переднее, потом правое. Цирк. С полосы чуть снесло, но не перевернулся, расслабил ноги и дал вилке самой успокоить раскачку. Тут главное не пытаться парировать раскачку телеги, иначе переворот очень вероятен.

Пью водочку. Думаю. Аккуратно надо с тюнингом этого крыла. Запасов в нем немеряно скрыто, но и фокусы с устойчивостью оно может выдать недетские. Завтра продолжу если погода получшеет, но уже с законцовками. А у Аэроса ручку подлиннее закажу чтобы V в норму привезти.

А вы триммеры-триммеры. И без триммеров жизнь ТААААКАЯ интересная!  :~)
Василий пишешь про посадку и тут же... я был в ступоре около минуты пока не дошло очём речь 😉 ;D
 
combat18 сказал(а):
Дело в том что когда ручка идет вперед,

Виноват. Конечно нужно уточнить что ручка идет вперед при удлиннении задних тросов (и укорочении передних), при этом за счет геометрии каркаса немного уходит поперечное V, становится более отрицательным. Как следствие уменьшается поперечная и путевая устойчивость.

На обычном крыле я при этом удлиннял боковые троса или ручку. Ну а на ТЛ подкосы заменить не так легко, ручка тоже стальная. Думал хватит запасов устойчивости без этого, а они без законцовок оказались на грани.

Вывод - не ходите туда на ТЛ, а если пойдете будьте ООООЧЕНЬ осторожны  ;D
 
tuliak сказал(а):
Напиши как оносебя велос законцовками при тех же изменённых тросах?

Вчера слетал пару раз с законцовками. Устойчивость естественно увеличилась, и проблем никаких не заметил. Но надо будет полетать побольше в разных условиях.

Наверное надо объяснить зачем я передвигаю ручку. Дело в том что практически все крылья Аэрос делаются под тележки с относительно легкими моторами. У меня сзади Сузуки 100 сил + BRS парашют, поэтому подвеска крыла смещена назад и в стандартной конфигурации крыло не позволяет развить тех скоростей что в нем заложены потенциально. Просто ручка упирается в грудь. А Дробышев пока не одобряет изменение конфигурации ТЛ под конкретные тележки.

tuliak сказал(а):
  Обычное крыло ты имеешь в виду Профи? Каким образом площе сделал парус?    

Обычное крыло имею в виду с тросами, в том числе и Профи.

Как парус площе сделал - есть внутри антипики.  У них впереди пробочка на резьбе законтренная шпилькой. Вынимаешь шпильку, вкручиваешь пробочку, ставишь на место шпильку. Крутка этого полу крыла уменьшается. Заодно ручка идет чуть к груди. Выкручиваешь - наоборот.

Таким образом можно компенсировать тенденцию ухода крыла влево-вправо, изменять скорость и продольную - путевую устойчивость крыла, сдвигать положение ручки в нейтрали.

Но дело тонкое, требует аккуратности. Дробышев не советует лезть в Аэросовские настройки ТЛ, в учебнике ТЛ нет этих вещей, типа летай как есть. В то же время Сайт Аэрос предупреждает:

ВНИМАНИЕ! Крыло МДП - это составная часть конструкции мотодельтаплана, которая не может быть использована без согласования с конструкцией мототележки по узлу навески, высоте трапеции и положению ручки управления.

Установка крыльев без соответствующего согласования с конструкцией тележки ОПАСНА!

Вот и решай сам, делать-не делать. Сделал - виноват, не сделал - тоже виноват, предупреждали ведь что без согласования опасно :-[
 
Vasilij, esli ruchka upiraetsa v grud, neprosche li samu ruchku sdelot takoi formy: (vid s verchu)
 

Вложения

  • Trapecya.jpg
    Trapecya.jpg
    2,4 КБ · Просмотры: 137
Marius сказал(а):
Vasilij, esli ruchka upiraetsa v grud, neprosche li samu ruchku sdelot takoi formy: (vid s verchu)

Нет Мариус, на ТЛ это не пройдет. Там стандартная прямая ручка из хромансилевой стали, очень большие нагрузки на нее в негативе на сжатие. Чтоб делать ее в форме спидбара надо будет ее делать из цельного прутка 30 ХГСА, и весить она будет килограммов 10.
 
flyer640 сказал(а):
Напиши как оносебя велос законцовками при тех же изменённых тросах?

Полетал вчера часа полтора в разных вариантах со сдвинутой на 70мм вперед ручкой. Сейчас она в норме по положению, но полученные данные заставляют задуматься.

До примерно 75 миль (около 120км/ч) без особенностей. Дальше понемногу в горизонте усиливается тенденция ухода телеги влево. Разгоняться удается до 90-93 миль (145-150км) в час в горизонте но на этой скорости тележка летит крабом и приходится постоянно откренивать вправо.

При пикировании на большой скорости с задросселированным двигателем этот момент не ощущается.

Вывод - мы имеем реакцию на момент от двигателя и надо изменять форму моторамы для компенсации этого момента.

Туманным осталась одна вещь - мне показалось что без законцовок крыло летит быстрее (по меньшей мере не медленнее) и откренивать его надо меньше. Возможно бОльшая путевая устойчивость не дает тележке спокойно лететь "крабом" компенсируя момент от мотора.

Поговорил с Дробышевым, у него та же проблема. Даже ТЛ 11 летает на 140 но не хочет лететь с брошенной ручкой на 150. Тележка требует настройки. Аэрос специально сделал регулируемую мотораму чтобы полечить эту проблему.

---------------------------------------------
Не знаю удобно ли спрашивать кого-то из присутствующих на Форуме пилотов имеющих ТЛ полетать аккуратно на их тележках (лучше всего родных Аэрос, они думаю лучше адаптированы к крылу) в горизонте на скоростях 140 и может быть выше (формально Аэрос разрешает 140 не более) с законцовками и без (формально Аэрос не запрещает летать без законцовок) и оценить помогают они или начинают уже мешать на этих скоростях.

Понятно что такие полеты требуют не только опыта и аккуратности, но желательно и некоторого понимания теории полета и умения оценивать полученный результат.

На своей тележке и крыле я никаких ненормальностей на скорости 150 не заметил (кроме реакции на двигатель). Градиент усилий по тангажу на ручке на всех скоростях положительный (ручка не идет самопроизвольно вперед или назад). Реакция на смещения крен-тангаж без особенностей.  Единственное от чего могу предостеречь - от разворотов на большой скорости, особенно в сторону "затягивания". Я попробовал в обе стороны - неприятно. Советую сначала сбрость скорость до 120 потом выводить из крена (если затянуло) или делать разворот. Ну и скоростник надо проверить по GPS перед подобными испытаниями.
 
AES писал: "Собрал волю в кулак.
Включил в себе суперзлобного модера, хотя не люблю я это."

Конгениально!!! И хорошая ветка получилась. 🙂

Василий писал:"Вывод - мы имеем реакцию на момент от двигателя и надо изменять форму моторамы для компенсации этого момента"

На мой взгляд это не реактивный, а гироскопический момент и изменением геометрии моторамы он не устраняется. Подобная реакция наблюдается на всех лёгких аппаратах с высокой удельной мощностью, винтами большой массы и момента инерции, при движении с относительно большими скоростями, т.е. при условиях движения когда гироскопические силы ВВ проявляются сопоставимо с аэро и динамическими (инерциальными силами).

"Уход влево" - это "прецессия" разворот в горизонтальной плоскости без развития крена, абсолютно плоский. (так?)

Так-же хочу предостеречь обладателей крыла "ТЛ" от интенсивного маневрирования по тангажу с потерей скорости и вывешиванием аппарата ("горка")!!! В верхней точке траектории, после "перегиба" и начале пикирования возможен переход части профилей крыла на отрицательные углы и затягивание в пикирование (крыло как-бы начинает обгонять тележку и появляется развивающийся пикирующий момент). Возможно в начальный момент будет наблюдаться только "прохлопывание" или провисание боковых тросов,- это знак, предупреждающий о переходе крыла на "обратное" обтекание.

Предположение сделано по результатам тестирования крыльев "Марлин" и "Атом" , но не бойтесь,  😱 Вы так тестировать не станете... Хотя непроизвольно попадание в такие режимы возможно (см. вышеописанное)
 
ASI сказал(а):
"Уход влево" - это "прецессия" разворот в горизонтальной плоскости без развития крена, абсолютно плоский. (так?)

Нет, поворот классический для дельтакрыла, сначала крен влево, скольжение, потом разворот носа влево.

ASI сказал(а):
Так-же хочу предостеречь обладателей крыла "ТЛ" от интенсивного маневрирования по тангажу с потерей скорости и вывешиванием аппарата ("горка")!!! 


То, что динамическое зависание может привести к кувырку на любом дельтапланообразном крыле, хочется верить общеизвестно. ТЛ не исключение. Ну примерно также как длительное пикирование без отдачи ручки перед землей может привести к удару о выше упомянутую землю. И если тест-пилота надо предупреждать об элементарном, то это НЕ тест-пилот, и ему ТОЧНО не надо пытаться гонять крыло за пределы разрешенные производителем.
 
Поясняю, для любознательных. Если манёвр "горка" выполняется без потери скорости ниже минимальной - срывной (т. н. Динамическая горка), то большинство нормальных общепотребительских крыльев с их системой корневых АПУ регулируется так, чтобы АПУ при пикировании (уменьшении угла атаки менее некоторого значения) создавали противоположный момент и  восстанавливали нормальные углы атаки профилей крыла.
На спортивных скоростных крыльях для достижения большей скорости предел срабатывания АПУ значительно уменьшается (регулировкой и конструкцией крыла).  А на крыле "ТЛ" классические корневые тросовые подвязки отсутствуют.

Помимо того в последнее время явно заметна тенденция возвращения к крыльям малой площади, но с более совершенной конструкцией (сравнительно с 90-ми годами прошл.ст.) и с большой несущей способностью, а так-же строительство тележек с развитыми (большой поверхностью) обтекателями. Это значительно изменило соотношение аэродинамических сил крыла и тележки.

Крылол стало жёстче, прочнее но и тяжелее, чем крыло того-же класса 20-ти летней давности. (для сравнения: в80-90-е гг крыло 20 м2 весило 47 кг, а ноне 14-15 м2 весит около 55-60 кг). На мой взгляд, количество качественных и конструктивных изменений в современных аппаратах приблизилось к пределу когда следует учитывать не только АЭРО, но и ДИНАМИКУ движения аппарата и его составляющих.
И если на лёгком аппарате (до 350кг макс. взл) с максимальной скоростью до 100-115 км\ч соотношение аэродинамического сопротивления крыла к тележке принималось как 3\1, а инертной массой крыла принебрегали (считая что аэродинамические силы, действующие на него, значительно превосходят инерциальные), то сегодна это же соотношение, на мой взгляд, близко к 3\2. Нельзя не учитывать и массу крыла при активном маневре с малой скоростью, так как моменты, создаваемые ей по величине вполне сопоставимы с аэродинамическими и управляющими моментами.

🙂 Дотошные аппоненты конечно-же вправе потребовать физических формул и точных рассчётов. Предлагаю делать это не в данной ветке и, в принципе, разобраться в интересующем вопросе самостоятельно.

Из личных наблюдений: кренящий момент в сторону противоположную вращению ВВ наблюдается сильнее на аппаратах с точкой подвеса крыла сравнительно низкорасположенной относительно ЦМ.
Так-же работает влияние закрученой струи подсоса ВВ на поток обтекания крыла. Создаётся неодинаковое обтекание левой и правой плоскостей и разность моментов.

😉 Вот вспомнил! Очень простой и наглядный способ визуально получить некоторое представление о обтекании крыла. На  концевую часть каждой латы (но не с первых двух от корня) привязывается ленточка (использовалась магнитофонная лента от кассет) длинной ок.1-1,5 м. Так-же можно более короткие (по 0,5 м) привязать к элементам конструкции крыла. Вы будете удивлены! 😱

PS. если модератор сочтёт сообщение несоответствующим теме, прошу перенести в соотв. ветку.
 
Всё очень интересно! А нельзя ли парировать этот разворот влево некоторым заранее установленным углом на килях обтекателей. На малых скоростях это будет не заметно, а вот на больших будет давать эффект т.к действие аэродинамической силы квадратично растёт с увеличением скорости. 😀
 
На мой взгляд, к сожалению нельзя. Когда-то рассчитывал потребный момент и площадь оперения для компенсации,( предлагаю сделать такой рассчёт чтобы убедиться). Даже изобретал плоскости устанавливаемые на мотораму с управляемым, изменяющимся пропорционально оборотам двигателя, углом атаки. Но рассчет показал что это неэффективно.
Сейчас скорости возросли, и возможно ситуация улучшится, но скорее всего кили не обладают достаточной площадью для компенсации. Рассчёт момента прикидочный можно брать по усилию на ручке трапеции, необходимом для компенсации крена.
Ещё ситуацию усугубляет интерференция струи ВВ. Вот в "Воздушном Мосте" пробовали устанавливать вертикально "килевые шайбы" близко к ВВ. Они спрямляют поток подсасываемого воздуха и, по рассказу пилотов, которые использовали это приспособление, положительный эффект есть. Рекомендую обратиться к первоисточнику.
 
tuliak сказал(а):
А нельзя ли парировать этот разворот влево некоторым заранее установленным углом на килях обтекателей.

Пробовал отгибать алюминиевые путевые стабилизаторы. Не то это! Кому надо чтоб например при пикировании при заходе на посадку телегу уводило вправо? Телега ровная должна быть, и крыло ровное. Я так думаю.
 
Вот фото "Форсажа" №1 с добавленными крылышками на старом обтекателе.
Добавлены были, чтобы устранить валение на скорости, которое вызывается исключительно обтекателем.
После установки таких крылышков проблема исчезла.
На новом обтекателе "Форсажа" проблемы с кренением нет на всем диапазоне скоростей до 150 км/ч, ибо был изначально был сделан с таким умыслом.
 

Вложения

  • P4081003m.jpg
    P4081003m.jpg
    29,9 КБ · Просмотры: 134
Ivan_Sh писал(а) 15.04.10 :: 04:53:26:Vassili писал(а) 14.04.10 :: 21:41:37:Короче лучше изделия на просторах СНГ ПОКА нет.
Есть  только выпускается не в СНГ. Существенно отличается от TL. Заметно как внешне, так и в полёте, при сборке. Вопрос - ой, а какое?Ответ - Называется Pegasus Quick R. Продается Иваном СШ. Ну открой свою ветку и вперед с рекламной песней! Будут еще деньги, не торопись ты так! Кстати летал я на Квике Р, нормальная птичка но тех денег что за нее просят я не дам. Вот Дробышев сделает новую ТЛку, тады посмотрим какой-такой Сухов  
Василий, Вы сказали что лучше крыла нет, я же ответил что есть крылышко, только уже не Pegasus, а P&M QuikR. Ветка про него уже есть
ТУТ.
Спасибо, не торопился, это уже не первый МДП этой фирмы, именно из-за качества, и не только. Цену которую предлагают канадцы я не знаю, но заводская цена соответсвует качеству, ресурсу, лтх, крыло не кривое, в отличии от
Немного кривоватая обшивка крыла
Своими объективными/субъективными убеждениями  по цена/качество можете поделиться в соответсвующей ветке, там можно и получить ответ. Ещё раз спасибо за переживания, но я более чем доволен.
ТЛка новая уже месяцев 5 как облеталась, ещё не в серии? Давно уже надо (спорстменам и любителям выскоких скоростей) быстрые крылышки, а то за 8 лет скоростью 170км/ч на МДП не удивишь.
148 км.ч ВОТ ЭТО ДА!!
Может и хороший результат, но пока на QuikR 160км/ч в балансире и за 170 с поджатой ручкой тоже не плохо.. в сторону не ведёт, как на других аппаратах.  😉
По полётам с либо без законцовок (если интересует): на QuikR без законцовок не летал (их ставить то пару секунд, не тяжко), вот на обыкновенном Quik модели 2003 года летали за 165 км/ч  Он идёт без законцовок, отлично себя чувствет, не доворачивает, легкий очень, крыло ещё меньше. Неудобств не ощущал. МДП был разработан без законцовок.
 
@ Trikepilot

А можно больше фото? Вес? куда цепляются? Система как на автожире? будет ли высокий обтекатель шасси?

редактировал, удалил оффтоп
 
Назад
Вверх