</div><br />
Первый воздушный бой между Су и МиГами в ходе войны произошел 21 февраля 1999 года, когда эритрейцы (скорее, конечно украинские "инструкторы") попытались провести показательную засаду парой МиГ-29, выведя первого для атаки на высоте около 6 км на дежуривший выше эфиопский Су-27 (бортовой Љ 52). Сближаясь с разгоном, пилот Су-27 применил УР Р-27РЭ с дальности около 45 км, но ракета взорвалась вблизи цели, не поразив ее - летчик МиГа решил не испытывать судьбу и стал уходить на базу. Продолжая сближение с противником в развороте, на дальности 10 км по уходящему противнику эфиопский Су-27 выпустил еще одну Р-27Т и даже видел разрыв своей ракеты вблизи МиГ-29, который начал после этого энергичное снижение. <br />
Подстегиваемый охотничьим азартом, летчик Су-27 не заметил, как сам оказался под атакой МиГ-29, находившегося ранее за плоскогорьем в засаде. Эритрейский летчик выпустил ракету, но эфиоп энергичным маневрированием смог уйти от нее. Причиной столь удачного стечения обстоятельств была разность высот (более 4 км) и сверхзвуковая скорость Су-27. <br />
Поврежденный эритрейский МиГ-29 не был засчитан в сбитые, что в принципе и подтверждается данными противной стороны. <br />
Следующий воздушный бой произошел утром 25 февраля 1999 года, когда четверка МиГ-29 перехватила пару эфиопских Су-27 (ведущий майор Воркнех), которые патрулировали линию фронту в районе Бадме. Согласно эритрейской версии событий, которая попала на страницы западных изданий, эфиопские летчики сделали крюк в свою сторону, уклонившись от нескольких выпущенных по ним Р-27 и атаковали противника аналогичными ракетами. Когда эти дальнобойные ракеты прошли мимо эфиопские летчики, сблизившись, атаковали противника ракетами Р-73, в результате чего был сбит МиГ-29 (пошел на счет майор Воркнеха). Эритрейский самолет (сообщается, что в кабине сидел летчик по фамилии Самуэль) загорелся в воздухе и упал недалеко от эфиопских позиций. <br />
По другой версии, озвученной в российской печати и видимо имеющей "корни" от российских военспецов, находившихся в Эфиопии и (или) непосредственно участвовавших в бою) Су-27 был один и был выведен с земли на перехват пары МиГ-29, явно собирающейся штурмовать наземные эфиопские войска. Четко выполняя команды офицера наведения, летчик произвел пуск двух Р-27 по ведущему разомкнувшейся пары. В результате первый МиГ-29 был сбит, сразу же разрушившись в воздухе, пилот погиб, а второй, энергично развернувшись, возвратился на свою территорию, не выполнив задание. <br />
Через сутки произошел новый - не менее интересный - бой. По западным источникам один Су-27С, в кабине которого находилась женщина - капитан Астер Толосса, вылетел на прикрытие группы ударных МиГ-21. При подходе к Асмаре летчик обнаружила на своем радаре одну цель, которая была вскоре идентифицирована как учебно-боевой МиГ-29УБ. Затем в воздухе произошли переговоры, в ходе которых оказалось, что летчики знакомы и в кабине МиГа сидит бывший инструктор Толоссы. Астер предложила летчикам садиться на Дебре-Зейт, намереваясь получить почетный трофей, на что получила отказ. В ходе нескольких эволюций эритреец смог уклониться от двух выпущенных ракет и только очередь 30-мм снарядов поставил точку в этом бое. Эритрейский экипаж благополучно катапультировался. Как утверждается капитан Толосса стала первой женщиной-пилотом в истории воздушных войн, которая одержала "реактивную" победу. <br />
Однако такое развитие событий не подтверждается другими источниками - так, некоторые эфиопские источники заявляют, что первые женщины - пилоты в составе ВВС Эфиопии появились только в июне 2004 года. Вызывает также сомнение упоминание авиабазы Дебре-Зейт, ведь гораздо ближе к линии фронта находились по крайней мере два аэродрома - Мекеле и Бахир-Дар, да и вообще описание слишком красочное чтобы быть правдой. Вероятно это не более, чем пропагандистский трюк, ведь существует и описание этого боя, сделанное российскими специалистами. <br />
</div><br />
По их данным эритрейцы решили в очередной раз "подловить" дежуривший в воздухе Су-27. Наземный пункт управления заметил цель на большой высоте и сразу же начал наводить Су-27 (бортовой номер 58). В какой то момент наземным пунктом наведения был обнаружен еще один МиГ-29, идущий на малой высоте и внезапно начавший прицеливание по Су-27. К чести пилота Су-27, несмотря на предупреждение с земли о возможном пуске, он успел за крайне ограниченное время прицелиться и пустить две ракеты Р-27Т, которые поразили цель. Эритрейский пилот Ионас погиб. Второй самолет противника, увидев падающие обломки напарника, срочно отвернул и вернулся на свой аэродром. Из-за малого остатка топлива Су-27 также должен был возвратиться на свою базу. После посадки у него в баках осталось около 200 кг керосина, что составляет менее половины разрешенного аварийного остатка. Интересно, что это описание как две капли воды соответствует описанию боя 25 февраля и вероятно может свидетельствовать о достаточно шаблонных действиях эритрейских летчиков. <br />
Серьезные потери не заставили эритрейцев и их украинских инструкторов отказаться от попытки завоевания господства в воздухе, тем более что в ближнем бою, характерном для этой войны, все таки МиГ имеет неоспоримое преимущество перед Су. И буквально через пару дней состоялся еще один бой, по результатам которого эфиопские летчики претендуют на два сбитых МиГа. Однако никаких деталей на сегодняшний день в доступных автору источниках нет. Хотя такой результативный бой должен был бы в деталях описан если не в западной, то в российской прессе точно. <br />
Стоит сказать, что результаты воздушных боев позволяют говорить о том, что в кабинах МиГов сидели украинские и российские "инструкторы", так как уровень подготовки африканских летчиков был очень низкий. Чего стоят, например, события 20 апреля 1999 года, когда в районе Арба Минч в воздухе столкнулись сразу два эфиопских учебно-боевых самолета L-39 "Альбатрос", обломки которых упали в жилом районе, приведя к гибели 14 человек. В этой катастрофе погиб по крайней мере один российский инструктор. <br />
Были и крайне неприятные инциденты с гражданскими машинами. В одном случае с северо-запада залетел заблудившийся кенийский "Дуглас", который был перехвачен над пустынным районом на очень большой дальности и принудительно посажен на аэродром Бахар-Дар дежурившим возле столицы Су-27. После остановки нарушителя, Су-27 прошелся два раза над конвоируемыми наземной охраной пилотами "Дугласа" и спокойно сел на аэродроме основного базирования. <br />
В другом случае, вечером, когда полетов никогда не выполняли ни Эфиопия, ни Эритрея, наземные РЛС обнаружили неопознанный самолет в 60 км от штаба фронта. Через 7 минут Су-27 уже стоял на взлетной полосе, готовый к вылету. К сожалению, вместо команды "Взлет" поступила команда "Отбой": по нарушителю применили две ракеты комплекса "Печора". Южно-африканский реактивный "Дельфин" с двумя пилотами разнесло в клочья, он стал безвинной жертвой чужой войны. <br />
Потом стало известно, что они запросили разрешение у эритрейских диспетчеров на пролет в ЮАР и не уведомили о своем полете Эфиопию. Эритрейское командование по своим политическим и военным соображениям не стало информировать о данном полете противника. При наличии немного большего запаса времени, Су-27 возможно более мирно разрешил бы данное недоразумение, и все закончилось бы уплатой денежного штрафа, как в случае с кенийским самолетом. <br />
<br />
Потери авиации вынудили Нефедова, который к тому времени переметнулся к эритрейцам, отправиться в Россию за дополнительной партией авиатехники. Однако к тому времени Москва сделала ставку на Эфиопию и поэтому ему пришлось искать помощи в Грузии и Молдове, где были куплены несколько Су-25 и Ми-8. Восемь Су-25, но новейшей модификации "Т", были куплены и эфиопами. <br />
В мае 2000 года начался новый этап войны. Уже 15-го числа эритрейские МиГ-29 смогли перехватить Су-25 (летчик лейтенант Вонду Гхенда погиб). О том, какое оружие было применено в прессе не сообщалось. <br />
16 мая эритрейские ВВС нанесли ряд ударов для отражения эфиопского наступления на западном фланге фронта. При этом МиГи широко использовались для ударов по наземным целям, применяя как управляемое, так и неуправляемое оружие. Ясно, что наличие достаточного количества истребителей позволило эфиопам организовать эффективное отражение таких налетов. По имеющейся информации после нескольких налетов, пара МиГ-29 все таки была перехвачена патрульными Су-27. Опять таки вынуждены отметить, что по разным источникам восстановить достоверно ход боя на данный момент невозможно, но итог известен - при посадке на аэродром Асмэра поврежденный ракетой Р-27 МиГ разбился. Через два дня эритрейцы смогли в какой то мере расквитаться: высланные на перехват группы МиГ-21 летчики сбили огнем бортовых пушек по крайне мере один истребитель противника (при этом опять таки утверждается, что выпущенные Р-27 прошли мимо). Но уже на отходе "29-е" были перехвачены парой Су-27. При этом в бой вступил только один истребитель - один самолет был вынужден вернуться на базу после столкновения со стаей птиц. Но даже оставшись в одиночестве эфиопский летчик решил атаковать противника, в итоге сбив ракетой Р-73 очередной МиГ-29. По всей видимости, это была последняя схватка МиГов и Су в африканском небе. <br />
Интересными представляются результаты боев. После потери по крайней мере четырех МиГ-29 эритрейцы фактически утратили инициативу и эфиопские Су-27 стали привлекаться для штурмовки наземных целей с помощью бомб и НАР. Большинство побед были одержаны в близком бою с помощью ракет Р-73, в то время как минимум 24 выпущенных Р-27 прошли мимо. <br />
После 2000 года боеспособность ВВС обеих стран значительно упала и связано это прежде всего с тем, что украинские и российские инструкторы после окончания войны вернулись домой...</div>