Спасибо большое топикстартеру! Тема еще раз напомнила мне моих любимых дедушку Коптилова Фёдора Михайловича, и бабушку Коптилову (Моторину) Тамару Михайловну, ушедших, к сожалению, в мир иной восемь лет назад 🙁
Во время войны дедушка работал на 21-м заводе в военной приемке, замом старшего военпреда по спецоборудованию (тогда так наэывалось ЭО, АО, РЭО, кислород и фото). Бабушка с 41-го года - техник по радиооборудованию на заводской ЛИС. Так получилось, что мое детство прошло в постоянном общении с дедушкой и бабушкой. Одной из первых книг дедушка мне прочитал вслух "Вам - взлёт!" Анатолия Маркуши (мне было тогда года четыре), с подробными комментариями и воспоминаниями. Да и после мои милые старики частенько вспоминали свою молодость в Горьком. Так что по поводу ЛаГГа (и конечно Ла-5) могу передать вам, камрады, их воспоминания.
****
Самое сильное напряжение, по воспоминаниям деда, были лето-осень 1942. Завод гнал по 4...7 ЛаГГов в день! "Однажды полез в кабину очередного самолета, проверять радио. Включил - плохая передача. Соглнулся в три погибели, чтобы добраться до передатчика и подстроить - и.... очнулся лежащим на чехлах, рядом с самолетом. Голодный обморок..."
****
С осени 42-го все самолеты стали оборудовать радиостанциями РСИ-4 (передатчик РСИ-4 с приемником РСИ-3М). Столкнулись с тем, что КВ-станции РСИ были очень чувствительны к помехам при малейшем нарушении контуров металлизации. На композитном ЛаГГе (именно композитном, потому что дельта-древесина суть пропитанный и склеенный фенол-формальдегидной смолой древесный шпон) требовалось создать непрерывную "массу" для противовеса антенны. В течении месяца методом проб и ошибок подбирали сечения шин металлизации и определяли номиналы переходных сопротивлений, при которых уровень помех снижался до приемлемых величин.
****
На ЛИСе работал заводским испытателем один старый (около 50-и лет) пилот (к сожалению, забыл как звали этого ветерана Империалистической и Гражданской войн, хотя дед называл имя и фамилию. Назовем его условно Пётр Александрович). По причине возраста его не взяли в действующую армию, да и на ЛИС он смог устроится только при содействии знаменитого Ивана Фроловича Козлова, всю войну руководившего ЛИС завода 21 (они знали друг друга еще с Гражданской). Пётр Александрович очень недоверчиво относился к радиосвязи, вспоминал дедушка, говорил мол "мотора не услышу!" В первый полет со связью отправился, тщательно укутав ларингофоны шарфом "чтобы не шумело". Зато потом не было лучшего диагноста! "Федя, на правом элероне металлизация рассоединена" - "Пётр Александрович, как Вы это определили?" - "Короткие дачи элеронами вызывают треск на приеме. При даче влево, когда левый элерон идёт вверх на максимальный угол, треск меньше, чем при даче вправо. " Оказалось действительно, разрыв перемычки металлизации на тяге правого элерона.
****
Расположение передатчика РСИ-4 в кабине было очень неудобным. Для настройки приходилось сгибаться в кабине пополам. Поэтом бабушку, как "мелкую", постоянно ставили на настройку передатчиков. Однажды, ворочаясь в кабине в большой и неудобной шинели, она зацепила кнопку пуска РСов. Поскольку передатчик и РСы у ЛаГГА "висели" на одном АЗС, все 8 штук РС-82 ушли в ближайшую рощу... слава Богу, никого не задело...
****
Мои старики очень болезненно воспринимали шумиху про "сталинские репрессии". У них на заводе 14-и летний моторист захотел взлететь на ЛаГГе. Однако все закончилось тем, что при попытке рулить парень отстриг хвосты у 16 (!!!!) новеньких истребителей, стоявших на линейке. Местный особист его натурально выпорол ремнем и... остпустил. Толковый парнишка, мол, война, каждый человек на счету... так и работал мальчишка до конца войны... потом в лётное училище поступил. Погиб в 51-м году на "Кобре", на Дальнем Востоке.
****
С весны до октября 42-го на выпускаемые ЛаГГи наносили трафарет в кабине: "ИЗ ШТОПОРА НЕ ВЫХОДИТ!"
****
Лавочкин буквально жил на заводе. Летом 42-го бабушка пошла в КБ за документами, и когда она громко поздолровалась, ей девчонки-чертежницы зашипели: "Тихо, Томка, Лавочкин спит... Двое суток на ногах... Пришёл к нам, говорит: девчата, я тут у вас на кушетке за шкафами прилягу на часик, можно?" - "Конечно, Семен Алексеевич..."
Гудков с Алексеевым тоже пыряли по полной программе. У Алексеева два раза был голодный обморок.
****
Бабушка очень добро говорила о Семене Алексеевиче. Очень интеллигентный и тактичный человек. Однажды картина маслом на аэродроме: прилетает на Дугласе группа фронтовых лётчиков, принимать новые ЛаГГи. Лавочкин без погон, с компанией (Гудков, Алексеев, Иван Фролович и прочие) подошли к ним. Лавочкин: "Товарищи фронтовики, что скажете про самолет ЛаГГ-3?" Лётчик "Б...ть!!! Горбатый чёрт (Лавочкин действительно сильно сутулился) сделал горбатый гроб! Тяжёлый как смертный грех, на посадке не удержишь" и далее в том же духе. Все, конечно, задержали дыхание: "Блин... что сейчас будет...." А Семен Алексеевич достает блокнот и "Насколько удобна работа с вооружением?" "Не случалось ли перегревать мотор?" "Что Вы можете посоветовать по расположению необходимых в бою выключателей?". Потом, когда Лавочкин отошел, фронтовик обратился к Козлову: "Вот человек!!! Так хорошо выспрашивает, вежливый, сразу видно - голова! А у этого Лавочкина вместо головы - Ж..." Козлов: "А ты знаешь, что только что говорил с Лавочкиным?"
"Ой..............ть"
****