На майские праздники 2011 года мы с женой слетали на вертолете из Москвы в Европу. С нами летела еще одна супружеская пара: Лена и Саша - на другом вертолете. Ну, слетали - и слетали, вроде, и говорить особо не о чем. Но это оказалось интересным для многих, поэтому решил описать наше путешествие.
Главное, что пришло в голову - уже некоторая обыденность перелета. Помню свои первые полеты за границей в 2008 и пересечения российской границы в 2009 - каждый полет вызывал бурю эмоций и казался (мне и многим окружающим) если не Подвигом - то Поступком уж точно. Теперь же все воспринимается довольно буднично - примерно как поездка за границу на собственном автомобиле. Главное - придумать и просчитать интересный маршрут с ночевками (здорово, если окажется отель с вертолетной площадкой!) и иметь гарантированную заправку топливом. Само пересечение госграницы РФ уже не представляет особой сложности - в 2010 году только я пересек ее 6 раз, а ведь еще и другие авиаторы летали... Так что, на границах к нам привыкли, и уже и мы сами, и пограничники-таможенники знают - какие документы нужны... Остаются, конечно, пережитки СССР в виде необходимости получения разрешений Росавиации, Генштаба, ПВО и ФСБ - но и это уже более-менее привычно решается.
В общем, определившись с составом (Лена с Сашей на одном вертолете, я с женой - на другом), примерно за месяц мы начали не спеша разрабатывать маршрут. Главной целью полета была Италия, в которой мы рассчитывали находиться 4-5 дней. Остальное время занимал перелет "туда" и "обратно". Я прокладывал сам маршрут, а Саша с Леной больше занимались гостиницами. Сначала мы хотели лететь в Европу через Белоруссию, но после взрыва в минском метро на всякий случай свое решение поменяли: черт его знает, вот так прилетишь, а под утро сознаешься в причастности к терроризму :-( Поэтому решили лететь через Псков на Тарту.
Лететь мы решили с доп.баками на каждом вертолете - это давало дополнительных полтора часа полета без заправки и должно было сильно сэкономить нам время в пути, а также обеспечить большую автономность при локальных полетах по Италии. Сразу скажу - эта идея себя полностью оправдала. Вертолет Robinson R44 - идеальная машина для путешествий вдвоем, поэтому баки под задними сиденьями совершенно не мешают. Под сиденьями - баки, на сиденьях - дорожные сумки.
План полета до Пскова я подал за двое суток, и сразу получил ПЛН. Однако, когда в начале седьмого утра 29 апреля я позвонил в зональный, мне ответили, что план утвержден - но из Питера подтверждения еще нет. Примерно в 08-20 местного мы все-таки вылетели без подтверждения Питерского ЗЦ, поскольку нам предстояла еще посадка на Озерной (в Московской зоне) для дозаправки. Минут через сорок после взлета диспетчер Тверь-район мне сообщил, что в Питере наш план не прошел. Звоню с борта в Питер - оказывается, я не указал интервал между вертолетами при групповом полете. Звоню на свою площадку и прошу нашего диспетчера войти на сайт ivprf.ru под моим паролем, связаться с Питером и заполнить план, как они там пожелают. Из-за этого на Озерной нам пришлось еще раз позавтракать в ресторане "Вежливый Лось", ожидая прохождения нового плана. Потом я проверил, что именно было неправильно: в новом плане пришлось написать, что два ГРАЖДАНСКИХ вертолета следуют в сомкнутых БОЕВЫХ ПОРЯДКАХ (!!!). И ведь формально - в полном соответствии с ТС-95...
В общем, проследовали мы "в сомкнутых БП" до Пскова, полюбовавшись вдоволь нашими лесами и болотами. Там нас ждали, и мы вовлеклись в документооборот – бессмысленный и беспощадный. Мы с Сашей как командиры вертолетов заполнили бланки о том, что проверили все свои бортовые узлы, агрегаты и системы. При этом за каждую операцию расписываться приходилось дважды: в качестве исполнителя и в качестве инспектора. Наверное, по полсотни подписей мы там поставили... Была заполнена еще кипа разных бумаг - в результате Саша минут 10 исполнял ритуальные танцы в кассе, чтобы заплатить за оба вертолета около полутора тысяч рублей... Я тем временем в АДП пытался выяснить, есть ли на нас план в Тарту... "Добро" на вылет ожидалось с минуты на минуту, мы прошли таможню, потом - границу, подошли к вертолетам в сопровождении двух пограничников, запросились на запуск. Получили ответ, что нашего плана пока еще нет. Я отдал свой паспорт со штампиком о выезде за пределы РФ старшему пограннаряда и пошел обратно в АДП... Минут через 15 все разрешилось благополучно, и мы, наконец, оторвали лыжи своих вертолетов от Родины...
Взлет с Озерной, посадка в Пскове
Главное, что пришло в голову - уже некоторая обыденность перелета. Помню свои первые полеты за границей в 2008 и пересечения российской границы в 2009 - каждый полет вызывал бурю эмоций и казался (мне и многим окружающим) если не Подвигом - то Поступком уж точно. Теперь же все воспринимается довольно буднично - примерно как поездка за границу на собственном автомобиле. Главное - придумать и просчитать интересный маршрут с ночевками (здорово, если окажется отель с вертолетной площадкой!) и иметь гарантированную заправку топливом. Само пересечение госграницы РФ уже не представляет особой сложности - в 2010 году только я пересек ее 6 раз, а ведь еще и другие авиаторы летали... Так что, на границах к нам привыкли, и уже и мы сами, и пограничники-таможенники знают - какие документы нужны... Остаются, конечно, пережитки СССР в виде необходимости получения разрешений Росавиации, Генштаба, ПВО и ФСБ - но и это уже более-менее привычно решается.
В общем, определившись с составом (Лена с Сашей на одном вертолете, я с женой - на другом), примерно за месяц мы начали не спеша разрабатывать маршрут. Главной целью полета была Италия, в которой мы рассчитывали находиться 4-5 дней. Остальное время занимал перелет "туда" и "обратно". Я прокладывал сам маршрут, а Саша с Леной больше занимались гостиницами. Сначала мы хотели лететь в Европу через Белоруссию, но после взрыва в минском метро на всякий случай свое решение поменяли: черт его знает, вот так прилетишь, а под утро сознаешься в причастности к терроризму :-( Поэтому решили лететь через Псков на Тарту.
Лететь мы решили с доп.баками на каждом вертолете - это давало дополнительных полтора часа полета без заправки и должно было сильно сэкономить нам время в пути, а также обеспечить большую автономность при локальных полетах по Италии. Сразу скажу - эта идея себя полностью оправдала. Вертолет Robinson R44 - идеальная машина для путешествий вдвоем, поэтому баки под задними сиденьями совершенно не мешают. Под сиденьями - баки, на сиденьях - дорожные сумки.
План полета до Пскова я подал за двое суток, и сразу получил ПЛН. Однако, когда в начале седьмого утра 29 апреля я позвонил в зональный, мне ответили, что план утвержден - но из Питера подтверждения еще нет. Примерно в 08-20 местного мы все-таки вылетели без подтверждения Питерского ЗЦ, поскольку нам предстояла еще посадка на Озерной (в Московской зоне) для дозаправки. Минут через сорок после взлета диспетчер Тверь-район мне сообщил, что в Питере наш план не прошел. Звоню с борта в Питер - оказывается, я не указал интервал между вертолетами при групповом полете. Звоню на свою площадку и прошу нашего диспетчера войти на сайт ivprf.ru под моим паролем, связаться с Питером и заполнить план, как они там пожелают. Из-за этого на Озерной нам пришлось еще раз позавтракать в ресторане "Вежливый Лось", ожидая прохождения нового плана. Потом я проверил, что именно было неправильно: в новом плане пришлось написать, что два ГРАЖДАНСКИХ вертолета следуют в сомкнутых БОЕВЫХ ПОРЯДКАХ (!!!). И ведь формально - в полном соответствии с ТС-95...
В общем, проследовали мы "в сомкнутых БП" до Пскова, полюбовавшись вдоволь нашими лесами и болотами. Там нас ждали, и мы вовлеклись в документооборот – бессмысленный и беспощадный. Мы с Сашей как командиры вертолетов заполнили бланки о том, что проверили все свои бортовые узлы, агрегаты и системы. При этом за каждую операцию расписываться приходилось дважды: в качестве исполнителя и в качестве инспектора. Наверное, по полсотни подписей мы там поставили... Была заполнена еще кипа разных бумаг - в результате Саша минут 10 исполнял ритуальные танцы в кассе, чтобы заплатить за оба вертолета около полутора тысяч рублей... Я тем временем в АДП пытался выяснить, есть ли на нас план в Тарту... "Добро" на вылет ожидалось с минуты на минуту, мы прошли таможню, потом - границу, подошли к вертолетам в сопровождении двух пограничников, запросились на запуск. Получили ответ, что нашего плана пока еще нет. Я отдал свой паспорт со штампиком о выезде за пределы РФ старшему пограннаряда и пошел обратно в АДП... Минут через 15 все разрешилось благополучно, и мы, наконец, оторвали лыжи своих вертолетов от Родины...
Взлет с Озерной, посадка в Пскове