leksey
Член команды
Мой отчет о поездке на аэродром Кисловодск. В горах возникают волновые потоки, используя которые можно забраться на планере на высоту 6-7 т.м. и выше. Зависит от силы волны.
Собирался я приехать давно, но если бы не оказия, собирался еще долго. И вот мы едем по пустынной дороге на юг. Заправки удивляют отсутствием вай-вая, мотели и кафе какими-то смешными ценами. За машиной в открытом прицепе большой белый планер, привлекающий внимание окружающих. Мы едем в Кисловодск. На середине пути погода меняется и я точно фиксирую где кончается низкая облачность и начинается голубое небо и солнце. На оголенных от снега склонах припекает так, что аж пар стелется.
В самом Кисловодске тоже коммунистические цены, аэродром на выезде из города и прям у дороги -с неё видны куча аппаратов в загородке, внутри которой гуляют всякие кавказские собаки и бдят.
Сегодня нет погоды и полет только чтобы познакомиться с районом полетов. Готовим к полету аппарат очень похожий на планер Бланик, но с мотором и посадкой плечом к плечу. Выпускалась такая модификация и называлась она Виват.
Соответственно выруливаем и взлетаем сами без помощи кого либо. Пока это все кажется самолетом, но с большими крыльями. Мы оказываемся в воздухе. Я не умею описывать природу, но очень красиво, отвесные стены, черная вода озер, склоны покрытые снегом. Идем на ущельем в сторону Эльбруса, но при то что мы набираем на моторе метрик-полтора рельеф тоже повышается и мы летаем не намного выше его.Ставим обороты для горизонтального полета и идем вдоль склона, ожидая попасть в динамический поток восходящий (это просто ветер который гора отбрасывает вверх). Вот два метра и я инстинктивно встаю в спираль, но это смешно - в динамике летают просто вдоль склона. Походили еще, но чего-то драматически сильного не нашли, а лезть на моторе было долго бы. В итоге с 2 тыс поплелись домой, поближе к аэродрому выключили двигатель и хотя я опасался, вполне нормально он без двигателя - 1.5-2 снижение (вот в этом отличие мотопланера от самолета). Но садиться без двигателя не стали - я хотел слетать по кругам, чтобы восстановить самолетные навыки. Учиться летать я начинал именно с самолета же. В принципе все отличие в большем количестве арматуры и приборам, на которые надо смотреть. Это вызвало у меня определенные проблемы, но за несколько кругов вроде причесалось.
Далее гостеприимное застолье - мы же на Кавказе, некоторое количество алкоголя и крепкий сон. Я не пью, но под дичь оно того стоило. Хотя конечно можно было обойтись, наверное, и без этого. Классно и так!
Следующее утро имело прогноз был благоприятный - волна ждет! Когда с дороги открылся вид на Эльбрус, то над ним и висели характерные слоеные шляпы облачности. “Волна” это обиходное название волновых потоков, в которых планер может набирать просто двигаясь по прямой и достигать очень больших высот. Для того кто в планере это выглядит как что-то невероятное - тебя просто тянет вверх и скорость подъема может быть очень большой - до 5 м/с и выше. И ты спокойно можешь достигнуть 6-7 тысяч метров. Т.е. полетать над вершиной Эльбруса при желании. Далеко не всякий самолет и вертолет может забраться так высоко.
Но одного желания мало, нужно лететь с кислородом, который припасен в баллоне и оттуда воздух через трубку впрыскивается в нос.
Погода сегодня была комфортнее прежней - зимнее солнце жарило, воздух приятно и свежо холодил, футболка выпирала и курта скинута. И как говорят местные - у них все время такая комфортная погода.
Я было имел надежду что сегодня полетаю с Димой Тимошенко - человеком знающим что такое волновые потоки и полеты в горах не по наслышке. Он регулярно катает туристов в Альпах и учит планеристов полетам в горах. Но его посадили в мотопланер G109 Grob - это здоровенный планер с мотором Ротакс в носу и флюгируемым винтом. И сидят в нем по-самолетному плечом к плечу.
На нем Дима и Илья полетели в волну. До нее, соответственно. на двигателе, а дальше уже отключая его. Двигатель тянет до 4 м/с и обогрев в кабине даже имеется. Есть оборудование для приборных полетов - уже непонятно что это, планер или самолет.
Мы полетели вслед за ними на Вивате с Олегом. По сути весь полет я выполнил сам, Олег контролировал и подсказывал, потому что ряд нюансов которыми обладают аппараты с воздушным винтом и силовой установкой, мне не очень знакомы или подзабылись (лет 5 назад я налетал под руководством Андрея Иванова 6 часов на его Cessna-150 “Вжик”).
Интересный факт - в приэльбрусье никто никогда не летал на планерах и не исследовал волновые полеты. Это большой контраст с Европой, где в Альпах уже летают лет 70 и накопили большой опыт и в достаточной степени сделали горные полеты более доступными и даже рутинными. Тут же по сути терра-инкогнита и еще надо разобраться и открыть, где ловить волны и как их седлать. Поэтому мотопланеры хороши для исследований подобного рода и накопления опыта.
В принципе чего-то особого этот полет от нас не потребовал, затриммированый мотопланер летит сам. Волны мы не сумели отыскать. Вернее, не смогли в нее зайти - она, видимо, была повыше и мы до нее не добрались. Мы отыскивали зоны, где поднимало и в елозя по ним туда-обратно набирали по 2 метрика в секунду. Поскольку вариоментр не компенсированный, приходилось аккуратно выдерживать скорость, чтобы вариомент не “ходил” за ручкой. При этом мы не выключали мотор. Но на больших высотах мотор этого мотопланера уже не тянет и разве что позволит лететь в горизонте. В итоге мы так наелозили до 5 тысяч метров и дошли до Эльбруса. Трудно для меня передать все эти эмоции.
Высоту относительно рельефа подбирали так чтобы иметь возможность дойти в режиме планера на аэродром. Этому способствует что рельеф понижается постепенно к Кисловодску.
Много эмоций испытываешь в полете - но основные это и страх и восхищение. Горы это не равнина. Там более, если я никогда в горах не летал.
Видео панорамы около Эльбруса https://www.youtube.com/watch?v=v7CIbkNaIw8 На фото тоже Эльбрус.
В какой-то момент компьютер показал что у нас не очень большой профицит высоты (пусть считалось для качества 10, хотя у Вивата около 20), а найти что-то восходщего уже не получалось . Возможно оно было совсем рядом и могло попереть вверх как на лифе, но плохое знание теории горных полетов и усталость все же затрудняли ситуацию. А также близость Эльбруса как-то смущала что-ли. Очень величественная гора, хоть и хочется приблизиться к слону, но не решился. Канатки и прочего не видели - так как с северно-западной стороны были.
Еще полет усложняло и не давало рвануть свободно вверх наша собственная недоработка, мы полетели без кислорода. Это неправильный шаг, но нас немного извиняло что нас было двое и могли перекрестную проверку делать. Хотя как показывает опыт, не всегда это панацея. Я же еще в летних тапках поперся летать, хотя явно показаны унты или теплые сапоги. На высоте нежарко. Явного воздействия высоты на себя не ощутил, хотя обнаружить у себя эйфорию и не очень то хотелось. К следующим полетам, надеюсь, недостаток кислорода устраним. Чтобы уже не ограничивать себя и не опасаться кислородного голодания.
Поскольку уже не набиралась высота, а только сливалась (мотор не мог обеспечить набора на такой высоте), полетели домой. Удаление от аэродрома на тот момент было километров 60. Ветер на высоте был до 65 км/ч или 18 метров в секунду. Для пущей безопасности двигатель выключать не стали и уже сделали это километров за 20 до аэродрома. К аэродрому пришли на 1.5 километрах высоты, поэтому слетали еще в сторону Ессентуков, потом запустили двигатель, зашли и сели. С двигателем потому что я без двигателя не садился на этом мотопланере, а Олег уже давно это не делал. Совсем чисто посадить у меня не получилось - немного попрыгал, но вроде в пределах нормы. Летали в итоге около трех часов. Народ поржал на мои слова что я не замерз - красный нос выдавал все же обратное.
Дальше общение - на аэродроме неожиданно много планеристов собралось. Не ожидал от Кисловодска. Тут даже моторных пилотов пробивает на нашу тему. Коллектив очень дружный, все остроумные и классные. Хотя возраст разный и многие далеко не олигархи. Также доехал до аэродрома Сергей Теплых - встретились, пообщались. Местным же жителям как-то авиация немного по барабану. Видимо накладывает отпечаток, что КВМ не самый богатый регион, а может еще с чем-то связано.
Поэтому, скорее всего, Аэродром Кисловодск больше приобретет популярность у людей из других регионов и в первую очередь планеристов. Хотя и другим будет интересно увидеть эти места с воздуха. Кто возжелал - обращайтесь к Ilya Smolyakov.
На фото Эльбрус из нашего сегодняшнего полета.
Собирался я приехать давно, но если бы не оказия, собирался еще долго. И вот мы едем по пустынной дороге на юг. Заправки удивляют отсутствием вай-вая, мотели и кафе какими-то смешными ценами. За машиной в открытом прицепе большой белый планер, привлекающий внимание окружающих. Мы едем в Кисловодск. На середине пути погода меняется и я точно фиксирую где кончается низкая облачность и начинается голубое небо и солнце. На оголенных от снега склонах припекает так, что аж пар стелется.
В самом Кисловодске тоже коммунистические цены, аэродром на выезде из города и прям у дороги -с неё видны куча аппаратов в загородке, внутри которой гуляют всякие кавказские собаки и бдят.
Сегодня нет погоды и полет только чтобы познакомиться с районом полетов. Готовим к полету аппарат очень похожий на планер Бланик, но с мотором и посадкой плечом к плечу. Выпускалась такая модификация и называлась она Виват.
Соответственно выруливаем и взлетаем сами без помощи кого либо. Пока это все кажется самолетом, но с большими крыльями. Мы оказываемся в воздухе. Я не умею описывать природу, но очень красиво, отвесные стены, черная вода озер, склоны покрытые снегом. Идем на ущельем в сторону Эльбруса, но при то что мы набираем на моторе метрик-полтора рельеф тоже повышается и мы летаем не намного выше его.Ставим обороты для горизонтального полета и идем вдоль склона, ожидая попасть в динамический поток восходящий (это просто ветер который гора отбрасывает вверх). Вот два метра и я инстинктивно встаю в спираль, но это смешно - в динамике летают просто вдоль склона. Походили еще, но чего-то драматически сильного не нашли, а лезть на моторе было долго бы. В итоге с 2 тыс поплелись домой, поближе к аэродрому выключили двигатель и хотя я опасался, вполне нормально он без двигателя - 1.5-2 снижение (вот в этом отличие мотопланера от самолета). Но садиться без двигателя не стали - я хотел слетать по кругам, чтобы восстановить самолетные навыки. Учиться летать я начинал именно с самолета же. В принципе все отличие в большем количестве арматуры и приборам, на которые надо смотреть. Это вызвало у меня определенные проблемы, но за несколько кругов вроде причесалось.
Далее гостеприимное застолье - мы же на Кавказе, некоторое количество алкоголя и крепкий сон. Я не пью, но под дичь оно того стоило. Хотя конечно можно было обойтись, наверное, и без этого. Классно и так!
Следующее утро имело прогноз был благоприятный - волна ждет! Когда с дороги открылся вид на Эльбрус, то над ним и висели характерные слоеные шляпы облачности. “Волна” это обиходное название волновых потоков, в которых планер может набирать просто двигаясь по прямой и достигать очень больших высот. Для того кто в планере это выглядит как что-то невероятное - тебя просто тянет вверх и скорость подъема может быть очень большой - до 5 м/с и выше. И ты спокойно можешь достигнуть 6-7 тысяч метров. Т.е. полетать над вершиной Эльбруса при желании. Далеко не всякий самолет и вертолет может забраться так высоко.
Но одного желания мало, нужно лететь с кислородом, который припасен в баллоне и оттуда воздух через трубку впрыскивается в нос.
Погода сегодня была комфортнее прежней - зимнее солнце жарило, воздух приятно и свежо холодил, футболка выпирала и курта скинута. И как говорят местные - у них все время такая комфортная погода.
Я было имел надежду что сегодня полетаю с Димой Тимошенко - человеком знающим что такое волновые потоки и полеты в горах не по наслышке. Он регулярно катает туристов в Альпах и учит планеристов полетам в горах. Но его посадили в мотопланер G109 Grob - это здоровенный планер с мотором Ротакс в носу и флюгируемым винтом. И сидят в нем по-самолетному плечом к плечу.
На нем Дима и Илья полетели в волну. До нее, соответственно. на двигателе, а дальше уже отключая его. Двигатель тянет до 4 м/с и обогрев в кабине даже имеется. Есть оборудование для приборных полетов - уже непонятно что это, планер или самолет.
Мы полетели вслед за ними на Вивате с Олегом. По сути весь полет я выполнил сам, Олег контролировал и подсказывал, потому что ряд нюансов которыми обладают аппараты с воздушным винтом и силовой установкой, мне не очень знакомы или подзабылись (лет 5 назад я налетал под руководством Андрея Иванова 6 часов на его Cessna-150 “Вжик”).
Интересный факт - в приэльбрусье никто никогда не летал на планерах и не исследовал волновые полеты. Это большой контраст с Европой, где в Альпах уже летают лет 70 и накопили большой опыт и в достаточной степени сделали горные полеты более доступными и даже рутинными. Тут же по сути терра-инкогнита и еще надо разобраться и открыть, где ловить волны и как их седлать. Поэтому мотопланеры хороши для исследований подобного рода и накопления опыта.
В принципе чего-то особого этот полет от нас не потребовал, затриммированый мотопланер летит сам. Волны мы не сумели отыскать. Вернее, не смогли в нее зайти - она, видимо, была повыше и мы до нее не добрались. Мы отыскивали зоны, где поднимало и в елозя по ним туда-обратно набирали по 2 метрика в секунду. Поскольку вариоментр не компенсированный, приходилось аккуратно выдерживать скорость, чтобы вариомент не “ходил” за ручкой. При этом мы не выключали мотор. Но на больших высотах мотор этого мотопланера уже не тянет и разве что позволит лететь в горизонте. В итоге мы так наелозили до 5 тысяч метров и дошли до Эльбруса. Трудно для меня передать все эти эмоции.
Высоту относительно рельефа подбирали так чтобы иметь возможность дойти в режиме планера на аэродром. Этому способствует что рельеф понижается постепенно к Кисловодску.
Много эмоций испытываешь в полете - но основные это и страх и восхищение. Горы это не равнина. Там более, если я никогда в горах не летал.
Видео панорамы около Эльбруса https://www.youtube.com/watch?v=v7CIbkNaIw8 На фото тоже Эльбрус.
В какой-то момент компьютер показал что у нас не очень большой профицит высоты (пусть считалось для качества 10, хотя у Вивата около 20), а найти что-то восходщего уже не получалось . Возможно оно было совсем рядом и могло попереть вверх как на лифе, но плохое знание теории горных полетов и усталость все же затрудняли ситуацию. А также близость Эльбруса как-то смущала что-ли. Очень величественная гора, хоть и хочется приблизиться к слону, но не решился. Канатки и прочего не видели - так как с северно-западной стороны были.
Еще полет усложняло и не давало рвануть свободно вверх наша собственная недоработка, мы полетели без кислорода. Это неправильный шаг, но нас немного извиняло что нас было двое и могли перекрестную проверку делать. Хотя как показывает опыт, не всегда это панацея. Я же еще в летних тапках поперся летать, хотя явно показаны унты или теплые сапоги. На высоте нежарко. Явного воздействия высоты на себя не ощутил, хотя обнаружить у себя эйфорию и не очень то хотелось. К следующим полетам, надеюсь, недостаток кислорода устраним. Чтобы уже не ограничивать себя и не опасаться кислородного голодания.
Поскольку уже не набиралась высота, а только сливалась (мотор не мог обеспечить набора на такой высоте), полетели домой. Удаление от аэродрома на тот момент было километров 60. Ветер на высоте был до 65 км/ч или 18 метров в секунду. Для пущей безопасности двигатель выключать не стали и уже сделали это километров за 20 до аэродрома. К аэродрому пришли на 1.5 километрах высоты, поэтому слетали еще в сторону Ессентуков, потом запустили двигатель, зашли и сели. С двигателем потому что я без двигателя не садился на этом мотопланере, а Олег уже давно это не делал. Совсем чисто посадить у меня не получилось - немного попрыгал, но вроде в пределах нормы. Летали в итоге около трех часов. Народ поржал на мои слова что я не замерз - красный нос выдавал все же обратное.
Дальше общение - на аэродроме неожиданно много планеристов собралось. Не ожидал от Кисловодска. Тут даже моторных пилотов пробивает на нашу тему. Коллектив очень дружный, все остроумные и классные. Хотя возраст разный и многие далеко не олигархи. Также доехал до аэродрома Сергей Теплых - встретились, пообщались. Местным же жителям как-то авиация немного по барабану. Видимо накладывает отпечаток, что КВМ не самый богатый регион, а может еще с чем-то связано.
Поэтому, скорее всего, Аэродром Кисловодск больше приобретет популярность у людей из других регионов и в первую очередь планеристов. Хотя и другим будет интересно увидеть эти места с воздуха. Кто возжелал - обращайтесь к Ilya Smolyakov.
На фото Эльбрус из нашего сегодняшнего полета.